Почти каждый год в начале весны мы встречаем в Чикаго Американский театр танца Алвина Эйли (Alvin Ailey American Dance Theater). Этой традиции в этом году исполняется пятьдесят три года! Театр регулярно приезжает на гастроли, показывая как старые, так и новые композиции, представляющие прошлое, настоящее и будущее легендарной танцевальной труппы. Не станут исключением и нынешние гастроли. Мы увидим три программы, каждая из которых исполняется два раза.
Программа A. 2 марта, 7.30 pm; 5 марта, 8.00 pm. Программа посвящена десятилетию руководства театром известного американского балетмейстера Роберта Баттла. В ней (за одним исключением) собраны его хореографические композиции, сделанные в разные годы: “Mass”, “In/Side”, “Ella”, “For Four” (премьера в Чикаго), “Unfold” (новая постановка), “Takademe”, “Love Stories Finale”.
Программа B – “All Ailey”. 3 марта, 7.30 pm; 5 марта, 2.00 pm. Программа составлена из композиций основателя труппы Алвина Эйли. В программе: “The River” (фрагменты, новая постановка), “Blues Suite”, “Reflections in D” (новая постановка), “Pas de Duke” (фрагменты, новая постановка).
С легендарного балета Эйли “Голубая сюита” (“Blues Suite”) началась история труппы. Премьера состоялась 30 марта 1958 года в Нью-Йорке, хореографу едва исполнилось двадцать семь лет.
“Изюминкой” программы обещают стать фрагменты композиций, созданных Эйли на музыку великого джазового музыканта Дюка Эллингтона. “Река” (“The River”, 1970) – хореографическая аллегория Эйли, объединяющая классический балет, современный танец и джаз. Эта композиция стала первым симфоническим сочинением, написанным Эллингтоном специально для балета, по заказу Американского балетного театра. В 1980 году труппа Эйли включила “Реку” в свой репертуар.
“Па-де-Дюк” (“Pas de Duke”, 1976) – интерпретация Эйли классического па-де-де. Эта композиция создавалась Эйли специально для Джудит Джемисон (долгие годы она была ведущей солисткой труппы, а потом стала художественным руководителем театра) и Михаила Барышникова. Премьера композиции состоялась в 1976 году в Линкольн-центре в Нью-Йорке в рамках фестиваля “Эйли чествует Эллингтона”. В балете звучат фрагменты произведений Эллингтона “Old Man’s Blues” (1930), “Unclothed Woman” (1948), “Such Sweet Thunder” (1957), “Sonnet for Hank Cinq” (1957), “Sonnet for Caesar” (1975). Спектакль идет в новой версии Масазуми Чайя.
Программа C – “Lazarus”. 4 марта, 7.30 pm; 6 марта, 3.00 pm. В этой программе мы увидим первый двухактный балет в истории театра. Он называется “Lazarus”, создан балетмейстером Ренни Харрисом по заказу Auditorium Theatre и посвящен жизни и творчеству основателя Театра танца Алвина Эйли. В балете поднимается тема расового неравенства, с которым сталкивалась Америка в год основания театра и продолжает сталкиваться сегодня. В 2018 году хореограф Ренни Харрис был назван первым в истории артистом-резидентом Театра танца. Североамериканская премьера балета “Lazarus” состоялась на гастролях Театра танца в Чикаго в 2019 году.
Заключительным аккордом программ станет легендарный балет “Откровения” (“Revelations”), поставленный Эйли в 1960 году и давно вошедший в разряд классики балетного искусства. В качестве музыкальной основы спектакля Эйли использовал спиричуэлс и госпелс. “Откровения” – серия афроамериканских религиозных обрядов. В их числе – групповая молитва (“I’ve Been Buked”), церемония ритуального крещения (“Wade in the Water”), момент причастия (“I Wanna Be Ready”), дуэт священника и прихожанина (“Fix Me, Jesus”) и финальное торжественное пение Евангелия (“Rocka My Soul in the Bosom of Abraham”).
Театр танца Алвина Эйли – уникальное явление в балетном искусстве XX века. Создание этого театра в 1958 году стало настоящим событием: до Эйли никому в голову не приходило соединить европейский классический балет, американский модерн и традиционные африканские танцы.
Украшением труппы являются солисты-мужчины: яркие, прыгучие, сильные. Таким был и отец-основатель театра Алвин Эйли. Он родился в маленьком техасском городке в рабочей семье. Переехав в детстве в Лос-Анджелес, робкий, застенчивый Эйли неожиданно начал заниматься танцами. Он получил прекрасное образование, его учителем был хореограф и танцор Лестер Хортон. Будущий основатель театра начинал работу в труппах Калифорнии и Нью-Йорка, участвовал в бродвейских спектаклях и готовился к созданию собственного танцевального коллектива.
История нового театра начинается с 1958 года, когда Эйли пригласил к себе семь танцоров и стал создавать новую труппу. С первых лет его коллектив (название “Американский театр танца” появится позднее) проводил много времени в дороге, посещая маленькие города и показывая свои постановки огромному количеству людей, которые никогда до этого не видели танцевальных спектаклей. Эйли стремился донести искусство танца до простых людей, мнением которых он дорожил зачастую больше, чем мнением критиков. Театр танца Алвина Эйли побывал в семидесяти одной стране Европы, Африки, Азии, и везде труппе сопутствовал феноменальный успех. В 1970 году коллектив стал первой американской балетной труппой, побывавшей на гастролях в СССР. До него, в двадцатые годы, в СССР гастролировала Айседора Дункан. После выступления труппы Эйли в Ленинграде артистам устроили двадцатиминутную овацию.
В 1969 году Эйли создал при театре специальную балетную Школу. В ней студенты изучают историю искусства балета и современного танца, технику танца, танцевальные композиции и театральный дизайн.
За годы работы с коллективом Эйли поставил семьдесят девять балетов! Его работы до сих пор идут на сценах Американского балетного театра, Парижской оперы, Лондонского фестивального балета, Королевского датского балета. Алвин Эйли был доктором искусств Принстонского университета, лауреатом Премии мира ООН и медали президента США за выдающиеся достижения в искусстве.
Закончив танцевать в 1965 году, Эйли сосредоточился на хореографической и административной деятельности. Он умер в 1989 году в возрасте пятидесяти восьми лет. С 1990 до 2010 года театром руководила любимая ученица Эйли, в прошлом – ведущая балерина театра Джудит Джеймисон. С июля 2011 года художественным руководителем театра является балетмейстер Роберт Баттл – третий руководитель театра за шестидесятилетнюю историю.
Традиции, заложенные Алвином Эйли, живы до сих пор. Что-то невероятное происходит на спектаклях этого театра: зрители настолько подпадают под мощную энергетику солистов, кордебалет танцует так зажигательно и вдохновенно, что, кажется, магия танца уносит нас в заоблачные дали, и мы готовы мчаться с артистами на край света! Кураж, взрывная сила эмоций, пластичность и атлетизм – таковы отличительные черты этого коллектива.
Незадолго до смерти Эйли сказал: “Я стараюсь показать миру, что мы все одинаковы и неважно, какого цвета наша кожа. Важно только качество нашей работы”.
Качество работы театра и сегодня остается высочайшим. С первых дней своего существования труппа энергично ворвалась в элиту мирового балета и вот уже шестьдесят третий год прочно удерживается на вершине славы.
Если кто-то из вас, уважаемые читатели, еще не были на спектаклях Театра танца Алвина Эйли, – сходите и посмотрите! В этом театре достаточно побывать один раз, чтобы стать его горячим поклонником.
Nota bene! Гастроли Американского театра танца Алвина Эйли пройдут со 2 по 6 марта в помещении театра “Аудиториум” (Auditorium Theatre) по адресу: 50 E W Ida B. Wells Dr, Chicago, IL 60605. Билеты – на сайте www.auditoriumtheatre.org, по телефону 312-341-2300 или в кассе театра.