Страх и отчаяние в мире

Пьеса Брехта в театре “Одеон”

Сцена из спектакля “Страх и отчаяние в Третьей империи”. Фото - Саймон Гослен
Сцена из спектакля “Страх и отчаяние в Третьей империи”. Фото - Саймон Гослен

Одним из главных театральных событий января стал для меня спектакль “Страх и отчаяние в Третьей империи” (“Furcht und Elend des III Reiches”) по одноименной пьесе Бертольта Брехта (1898-1956) в парижском театре “Одеон” — Театре Европы (The Odéon-Théâtre de l’Europe). Режиссер — Жюли Дюкло. В ролях: Роза-Виктуар Бутерен, Даниэль Делабесс, Филипп Дюкло, Полин Урюген, Йохан Лопес, Стефани Марк, Мексиану Медену, Бартелеми Мериджен, Этьен Токе, Мирта Вермелен.

“Страх и отчаяние в Третьей империи” — пьеса из двадцати четырех сцен, написанная Брехтом в 1934-1938 годах. В 1932 году имя писателя появилось в списке “немцев с подмоченной репутацией” — так в нацистской Германии называли тех, кого в сегодняшней России назовут “иноагентами”. Писатель уехал из Германии 28 февраля 1933 года, на следующий день после поджога Рейхстага. Уехал с женой, актрисой Еленой Вайгель, в Вену, позднее они перебрались в Данию.

Теоретик эпического театра, Брехт в то же время является одним из его главных рассказчиков. Среди сцен пьесы — истории, которые он читал или слышал в пересказе других эмигрантов. В своей пьесе Брехт показал, как ложь политического режима развращает людей, как ими манипулирует власть, как разрушаются семейные ценности, как унижено и побеждено страхом человеческое достоинство, как люди теряют способность и возможность противостоять насилию. В рабочих заметках к пьесе Брехт писал: “Германия, наша родина, стала народом, состоящим из двух миллионов шпионов и восьмидесяти миллионов подвергаемых шпионской слежке… То, что отец говорит сыну, он говорит, чтобы не быть арестованным. Священник листает Библию, ища слова, которые он может произнести, не будучи арестованным. Учитель подыскивает для какого-то деяния Карла Великого такую причину, которую он может преподать ученикам без того, чтобы его за это арестовали. Подписывая свидетельство о смерти, врач выбирает такую причину, чтобы она не привела к его аресту. Поэт ломает голову над рифмой, за которую его нельзя было бы арестовать. Крестьянин решает не давать корма свинье, чтобы избежать ареста…”.

Сцена из спектакля “Страх и отчаяние в Третьей империи”. Фото - Саймон Гослен
Сцена из спектакля “Страх и отчаяние в Третьей империи”. Фото — Саймон Гослен

Жюли Дюкло и актеры театра “Одеон” говорят не о Германии тридцатых годов XX века. Нет, они показывают, как актуально сегодня звучат эти сцены для Европы, Америки и всего мира. Сценический дизайн минималистичен и холоден — огромный стол посреди большой сцены, несколько стульев. В этом пространстве женщины кутаются в шали, мужчины ходят быстро и резко. В этом пространстве неуютно, все пропитано злобой, недоверием, ненавистью.

Впервые пьеса “Страх и отчаяние в Третьей империи” была издана в 1938 году в Праге, но весь тираж издания пропал во время немецко-фашистской оккупации Чехословакии. Первое представление состоялось в Париже 21 мая 1938 года на немецком языке. Среди актеров были Елена Вайгель и Эрнст Буш. Спектакль назывался “99 процентов”, в него входило восемь сцен: “Меловой крест”, “Зимняя помощь”, “Шпион”, “Жена еврейка”, “Два булочника”, “Правосудие”, “Крестьянин кормит свинью”, “Работодатели”. Постановка была организована парижской секцией Союза немецких писателей. Весь сбор поступил в пользу Немецкого комитета помощи республиканской Испании. Спектакль имел большое политическое значение. Одна из газет антифашистской эмиграции писала: “Спектакль, на который собрались представители всех кругов эмиграции, стал антифашистской демонстрацией в духе Народного фронта. В этом, мы считаем, заключается настоящее и истинное значение постановки сцен Брехта. Собравшиеся — мы уже давно не видели в Париже такого сплочения сил самых различных группировок — были едины в своей позиции против национал-социализма” (газета “Deutsche Volkszeitung”, 29 мая 1938 года). Накануне и во время войны отдельные сцены исполнялись в странах антифашистской коалиции и в нейтральных государствах. 12 мая 1939 года состоялась премьера нескольких сцен в Лондоне, 29 апреля 1944 года сцена “Правосудие” была поставлена в Стокгольме, в роли следователя выступил бывший актер театра в Дюссельдорфе Герман Грайд.

Из постановок недавнего времени отмечу спектакль Льва Додина “Страх Любовь Отчаяние” в Малом драматическом театре — Театре Европы (2017 год). 2 сентября 2022 года труппа “Театр переходного периода” в постановке Всеволода Лисовского дала в Москве уличный спектакль, который был прерван полицией. Режиссер, участники спектакля и зрители были арестованы. 25 августа 2023 года в Русском театре Эстонии Тимофей Кулябин поставил спектакль “Страх и отчаяние” по своей композиции, созданной на основе сцен брехтовской пьесы.

Театральный критик Сергей Николаевич недавно заметил, что “для русского театра Брехта заново открыл Юрий Бутусов. Что-то он с этим немцем такое сделал, что теперь невозможно забыть. Он вернул ему секс, провокацию, сарказм. Брехт у него зазвучал по-немецки. И этот живой звук немецкой речи (зонги исполнялись на языке оригинала), и музыка Пауля Дессау, которая была когда-то написала специально для “Доброго человека из Сезуана”, и актерское бесстрашие Александры Урсуляк, и грандиозная сценография Александра Шишкина — все это и сложилось в один из самых сильных спектаклей минувшего десятилетия. “Добрый человек из Сезуана” был поставлен в 2013 году. Сегодня, спустя двенадцать лет, этот спектакль смотрится совсем иначе, а Брехт воспринимается как насмешливый и мудрый пророк”. Об этом речь шла на вечере-встрече с Юрием Бутусовым 1 февраля в Таллинне в рамках BUTUSOV FEST.

Сцена из спектакля “Страх и отчаяние в Третьей империи”. Фото - Саймон Гослен
Сцена из спектакля “Страх и отчаяние в Третьей империи”. Фото — Саймон Гослен

Но вернемся в Париж. Реакция французской прессы на спектакль театра “Одеон” была положительной. Приведу три цитаты. Les Echos: “Мощная ретрофутуристическая фреска, опасно перекликающаяся с излишествами сегодняшнего мира”. Sceneweb: “Жюли Дюкло наполняет сцены Брехта чувственной энергией, усиливающей их политическое значение”. La Terrasse: “Брехт изображает довоенное немецкое общество, а Жюли Дюкло величественно адаптирует его в спектакле, который выглядит как предупреждение”.

Актриса и режиссер Жюли Дюкло окончила Парижскую консерваторию. Среди ее спектаклей — “Маскулин/Феминин” (2012 год), “Nos Serments” по пьесе Жана Эсташа “Мама и путэн” в Национальном театре де ла Коллин (2014 год), “MayDay” по пьесе Доротеи Зумштайн (2015 год) и “Пеллеас и Мелизанда” Мориса Метерлинка (2019 год) на Авиньонском фестивале. Дюкло — артистка Национального театра Бретани в Ренне.

Парижский спектакль длится 2 часа 15 минут без антракта. Закручивание гаек, превращение когда-то свободной страны в фашистскую диктатуру происходит на наших глазах так зримо, что в какой-то момент становится физически тяжело. Страх и отчаяние не только в Третьей империи — страх и отчаяние охватывает нас, видя то, что происходит вокруг. На фоне непрекращающейся агрессии России против Украины, резкого возвышения ультраправых партий и их лидеров по всему миру французский театр устами немецкого писателя-антифашиста недвусмысленно предупреждает нас: будьте бдительны! Не дайте фашизму снова расправить крылья! Не повторяйте ошибок прошлого!

Театр “Одеон” расположен в квартале Сен-Жермен-де-Пре в шестом округе Парижа. Мы жили в нескольких кварталах от театра и часто прогуливались по площади, любуясь неоклассической архитектурой и величественным фасадом здания. История театра началась в 1782 году, когда королева Мария-Антуанетта решила построить новый театр для постановки французских трагедий. Театр был построен по проекту архитекторов Шарля де Вайин и Мари-Жозефа Пейре. Дата открытия театра — 9 апреля 1782 года. Театр стал первым парижским зданием, полностью посвященным театральным представлениям. В 1784 году в театре состоялась премьера пьесы “Безумный день, или Женитьба Фигаро” П.Бомарше. Первоначально зрительный зал театра на 1913 зрителей был самым большим в Париже. Сегодня зал театра рассчитан на восемьсот зрителей.

27 апреля 1791 года, во время Великой Французской революции, театральная труппа распалась. Симпатизирующие королю актеры остались в театре в Сен-Жерменском предместье. Они были арестованы и заключены в тюрьму в ночь на 3 сентября 1793 года, но через год им разрешили вернуться на сцену. В 1797 году театр был реконструирован архитектором Жаном-Франсуа Леклерком, но 18 марта 1799 года уничтожен пожаром. Новый театр был спроектирован архитектором Триумфальной арки Жаном Шальгрином. И снова — разрушительный пожар 1818 года. Третье, нынешнее здание, спроектированное Пьером Тома Бараге, было открыто в сентябре 1819 года.

Театр “Одеон” - Театр Европы. Фото - Тьерри Депанье
Театр “Одеон” — Театр Европы. Фото — Тьерри Депанье

Историческое место, на котором находится театр, стало идеальным фоном для создания культурного центра, синонимом театрального совершенства. Улицы, ведущие к площади, носят имена известных драматургов: Корнеля, Расина, Делавиня, Крейона, Реньяра, Ретроу.

С 7 октября 1947 года театр внесен в список исторических памятников. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже театр удостоен Золотой медали. С 1990 года театр носит гордый подзаголовок — “Театр Европы”.

В разные годы театр возглавляли крупнейшие мастера французского театра — Оливье Пи (2007-2011 годы), Люк Бонди (2012-2015 годы), Стефан Брауншвейг (2016-2024). С 15 июля 2024 года директором театра является режиссер Жюльен Гослен.

В театре проходят гастроли зарубежных трупп. “Одеон” часто выступает партнером и сопродюсером ряда международных театральных проектов. Так, Белорусский Свободный театр показывал на сцене театра спектакль Владимира Щербаня “Король Лир” с Олегом Сидорчиком в главной роли. На сцене “Одеона” в роли Федры блистала Изабель Юппер. За последние несколько лет в театре прошли спектакли “Братство, фантастическая сказка” (“Fraternité, conte fantastique”) Кэролайн Гуелы Нгуен, “Молчание” (“Tystnaden”) по пьесе И.Бергмана компании Dead Centre Göteborgs Stadsteater, “Imagine” Кристианы Люпы театра Powszechny (Варшава), “The woman who stood” по пьесе Бобо Елчича Хорватского национального театра (Загреб).

Кроме основной сцены, спектакли театра играют в помещении Ateliers Berthier, расположенном на бульваре Бертье в XVII округе Парижа. Здание было построено Шарлем Гарнье в 1895 году для Парижской оперы, архитектором которой он был, и до пятидесятых годов служило складом для хранения декораций. В январе 2003 года Ateliers Berthier было превращено в общественное здание, где игрались спектакли во время реконструкции “Одеона”. В мае 2005 года Ateliers Berthier был официально признан вторым залом театра “Одеон”. Зал вмещает шестьсот зрителей.

В определенные дни (в том числе — в тот самый, когда я побывал в театре) спектакли проходят с английскими субтитрами, что свидетельствует о стремлении театра сделать искусство доступным для большей аудитории.

В ближайших планах театра — спектакли “Эстетика сопротивления” (“The Aesthetics of Resistance”) по роману Петера Вайса в постановке Силвейн Кройцевот (1-16 марта), “Любовник” (“L’Amante anglaise”) по роману Маргерит Дюрас в постановке Эмили Черриот (21 марта — 13 апреля), “Авессалом, Авессалом!” (“Absalom, Absalom!”) по роману У.Фолкнера в постановке Северин Шаврье (26 марта — 11 апреля), “Левиафан” (“Léviathan”) по пьесе Уильяма Пуа в постановке Лорейн де Сагазан (2-23 мая), “L’Hôtel du Libre-Échange” по пьесе Жоржа Фейдо в постановке Станисласа Нордея (6 мая — 13 июня). С десятичасовым спектаклем “Музей Дюрас” (“Musée Duras”) по текстам Маргерит Дюрас в постановке Жюльена Гослена театр планирует принять участие в фестивале Wiener Festwochen (21-22 июня 2025 года), со спектаклем “Дело прошлое” (“Le Passé”) по текстам Леонида Андреева в постановке Гослена театр будет участвовать в Зальцбургском фестиваля (28 июля — 2 августа).

Nota bene! Билеты на спектакли театра “Одеон” — Театра Европы — на сайте www.theatre-odeon.eu/en. Там же вы найдете подробную информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*