Третий спектакль шестьдесят девятого сезона чикагского Court Theatre — “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” (“Rosencrantz and Guildenstern are Dead”) по пьесе Т.Стоппарда. Режиссер — Чарльз Ньюэлл. В ролях: Нейт Бургер (Розенкранц), Эрик Хеллман (Гильденстерн), Лоренцо Раш младший (Игрок), Блейк Хамилтон Курри (Гамлет), Амир Абдулла (Клавдий), Чаренс Хиггинс (Офелия), Элизабет Ледо (Гертруда), Роб Линдли (Полоний).
На чикагскую сцену возвращается блестящая интеллектуальная комедия Тома Стоппарда 1966 года, после которой он завоевал мировое признание. События шекспировского “Гамлета” осмысливаются глазами двух придворных датского короля, двух персонажей Шекспира, которые ставят фундаментальные вопросы идентичности, дружбы, абсурдности существования. На пути к своей неминуемой гибели Розенкранц и Гильденстерн раскрывают, что значит быть по-настоящему живыми…
Том Стоппард — сын врача, автора научных статей и брошюр на исторические темы, общественного деятеля Евжена Штраусслера и медсестры Марты Бек Томаш Штраусслер. Он не знает чешского языка. Мальчику было два года, его старшему брату — четыре, когда семья покинула Родину. В 1939 году, после оккупации нацистами Чехии, руководство фабрики направило Евжена в свой сингапурский филиал. Этим решением они спасли семью Штраусслеров от неминуемой гибели. Оставшиеся в Чехии родственники погибли в концлагерях. В 1941 году мать с Томашем бегут еще дальше, в Индию. Отец остался в Сингапуре и погиб при штурме города японскими войсками. В 1946 году Марта Бек выходит замуж за майора британской армии Кеннета Стоппарда и переезжает вместе с ним и двумя сыновьями в Англию. Девятилетний Том берется за учебу. Кеннет Стоппард сделал все возможное, чтобы сыновья получили настоящее образование. Том учился в частных школах-интернатах в Ноттингемшире и Йоркшире, демонстрируя яркие гуманитарные способности. Правда, вопреки желанию отчима, от университета он отказался. Вместо этого Том довольно рано стал заниматься журналистикой, писал театральные рецензии, готовил тексты для радио и телевидения, опубликовал несколько рассказов. Но настоящий успех пришел к нему вместе с теми театральными историями, которые он скромно называл пьесами. “Травести” (1974), “Ночь и день” (1978), “Настоящее” (1982), “Аркадия” (1993), “Любовная фантазия” (1997) — каждая новая пьеса Стоппарда получает всевозможные премии, моментально становится известной и популярной. Стоппард — “везунчик”! Какому еще писателю удалось, экранизировав впервые в жизни свою пьесу (это была та самая пьеса “Розенкранц и Гольденстерн мертвы”), сразу получить “Золотой лев святого Марка” на кинофестивале в Венеции?! А Стоппард это сделал в 1990 году. Ироничный, парадоксальный, театральный до мозга костей, он озадачивает, возмущает, сбивает с толку, ставит в тупик. Обращаясь к серьезным темам, он делает это настолько увлекательно и интересно, что зрители, как завороженные, внимают его героям, и, заинтригованные, идут за ними. В 2006 году он умудрился даже сделать популярными Бакунина, Герцена и Белинского. Обратившись к русской истории, Стоппард написал трилогию “Берег Утопии”, которая широко шла по всему миру. Тридцать пять лет истории философской мысли России XIX века уложены в три спектакля. Они связаны общей сюжетной линией, каждый длится более двух часов. В трилогии участвуют сорок четыре актера. Такую глыбу поставить — подвигу подобно! В Москве “Берег Утопии” шел в Российском академическом молодежном театре в постановке Алексея Бородина, в Нью-Йорке спектакль ставили в центре Линкольна. К сожалению, в Чикаго не нашелся театр, который взялся бы за постановку этой трилогии.
В 2021 году в лондонском Wyndham’s Theatre на Вест-Энде прошла мировая премьера последней (пока) пьесы Стоппарда “Леопольдштадт”. В прошлом году мне удалось посмотреть спектакль по этой пьесе в Нью-Йорке, в Longacre Theatre.
Мое открытие Тома Стоппарда произошло как раз с пьесы “Розенкранц и Гильденстерн мертвы”. Меня заинтересовало, почему именно эту пьесу неизвестного нам тогда английского автора взялся переводить Иосиф Бродский. Его перевод был опубликован в журнале “Иностранная литература” в 1990 году. Так, через Бродского я познакомился со Стоппардом. Спустя восемь лет, в 1998 году, в Минске показали фильм “Влюбленный Шекспир” (“Shakespeare in Love”), где Стоппард был одним из авторов сценария. (Как и в случае с дебютом в роли кинорежиссера, он легко обошел своих именитых конкурентов и в 1999 году получил “Оскар” за лучший сценарий.) Еще спустя семь лет, в 2005 году, имя английского драматурга всплыло в связи с созданием в Минске Белорусского Свободного театра. Из сообщений белорусского независимого сайта “Хартия-97” (название сайта и созданной в Минске одноименной общественной организации — привет Праге и диссидентам “первого призыва”) я узнал, что Стоппард приезжал в Минск, поддержал театр и, наряду с Вацлавом Гавелом и американским драматургом Артуром Копитом, стал одним из его попечителей. Руководители Свободного театра Николай Халезин и Наталья Коляда всегда с неизменным уважением отзываются о роли Стоппарда в жизни коллектива.
Стоппард всегда интересовался политикой. В феврале 1977 года в составе неправительственной правозащитной организации “Международная амнистия” драматург впервые побывал в Москве. Позднее он написал: “В Москве мне было страшно, серо, холодно, за мной следили, фотографировали на улицах”. Результатом этой поездки стало создание трилогии о Свободе. Первая из этих пьес “Хороший парень стоит доброго отношения” (1977) посвящена Виктору Файнбергу и Владимиру Буковскому. Действие пьесы происходит в советской “психушке” в брежневские времена. Стоппард перевел некоторые работы Гавела на английский язык, работал в правозащитном журнале “Index on Censorship” и в комиссии против злоупотребления психиатрией. Житель благополучной Великобритании сэр Том Стоппард никогда не боялся перестать играть в театр и всегда был готов выйти на площадь. Без пафоса, а с иронией и улыбкой умного тонкого художника, гражданина, человека. Самой личной пьесой Стоппарда остается “Рок-н-ролл”, где в образе Яна драматург использовал автобиографические мотивы. Как и Стоппард, Ян родился в 1938 году в городе Злин. Как и семья Стоппарда, семья Яна уехала из Чехии после оккупации страны фашистами. Отцы Яна и Стоппарда погибли во время Второй мировой войны. Ян, как и Стоппард, провел детство и юность в Англии. В предисловии к пьесе Стоппард написал, что первоначально дал главному герою свое имя — Томаш. А вот после войны судьбы героя пьесы и автора разошлись. Ян с матерью вернулись в Чехословакию в 1948 году. Ян учился в Кембридже, но вернулся на Родину. Стоппард на Родину не вернулся, хотя связи с ней восстановил и многое сделал для свержения коммунистического режима.
В 2000 году Стоппард получил от королевы Елизаветы II орден “За заслуги” и стал сэром.
Общеизвестно, что постановка 1967 года пьесы “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” положила начало карьере Стоппарда. Менее известно то, что одновременно с пьесой Стоппард выпустил роман “Лорд Малквист и мистер Мун” (“Lord Malquist and Mr. Moon”). Спектакль шел не очень хорошо, поэтому, столкнувшись с восторженными отзывами о своей работе, Стоппард первоначально подумал, что именно его роман получил теплый прием. Здесь Стоппард-писатель разошелся со Стоппардом-драматургом. Это был поворотный момент, поиски себя, во многом похожие на поиски идентичности Розенкранца и Гильденстерна.
В середине семидесятых в спектакле по пьесе “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” на сцене Steppenwolf Theatre впервые встретились друзья-основатели театра Терри Кинни, Джеф Перри и Гэри Синиз (режиссер — Р.Аргош), а летом 2017 года в серии National Theatre Live появился спектакль лондонского театра The Old Vic в постановке Дэвида Лево. В ролях Розенкранца и Гольденстерна мы увидели звезд английской театральной сцены Дэниэла Рэдклиффа и Джошуа Макгуайра.
В сентябре 2023 года спектакль “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” в Вильнюсском Старом театре (бывший Русский драматический театр Литвы) поставил Юрий Бутусов.
На вопрос о трактовке героев режиссер ответил: “Конечно, для меня они никакие не клоуны. Эта история не периферийная, это не вывернутая наизнанку пьеса Шекспира, когда второстепенные герои становятся главными и как будто не понимают, что с ними происходит. В моем понимании это трагические персонажи, которые прекрасно понимают, что с ними происходит. Они пытаются этого избежать, пытаются найти выход, остаться живыми, но получается плохо. Для меня Розенкранц и Гильденстерн — абсолютно самостоятельные фигуры. Я не рассматриваю эту пьесу как парафраз “Гамлета”. Это отдельная для меня пьеса”.
Новую постановку легендарной пьесы “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” готовит многолетний друг и соратник Тома Стоппарда, художественный руководитель Court Theatre Чарльз Ньюэлл. К творчеству Стоппарда Ньюэлл обращается пятый раз. В Court Theatre шли его спектакли “Травести” (“Travesties”, сезоны 1995-96 и 2004-05 годов), “Любовная фантазия” (“The Invention of Love”, сезон 2000—01 годов), “Аркадия” (“Arcadia”, сезон 2006-07 годов), “Трудная задача” (“The Hard Problem”, сезон 2016-17 годов), в Goodman Theatre он поставил “Рок-н-ролл” (“Rock ‘n’ Roll”, сезон 2008—09 годов). Во время пандемии в Court Theatre прошла виртуальная читка пьесы “Леопольдштадт” а в Чикагском университете Ньюэлл читал лекции о творчестве Стоппарда. Несмотря на все это, пьеса “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” никогда не вызывала у него интереса. По словам режиссера, все изменилось в прошлом году: “Я прочитал пьесу, прочитал еще раз, прочитал в третий раз, и все сложилось. Я понял, что хочу ее поставить”.
Спектакль “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” станет последним для Ньюэлла-руководителя. Чарльз Ньюэлл пришел в театр в 1993 году по приглашению основателя и первого руководителя Николаса Рудалла. Его дебютной работой в театре стал спектакль “Триумф любви” (“The Triumph of Love”), получивший премию “Джефф” за лучшую постановку. В следующем 1994 году Ньюэлл стал художественным руководителем Court Theatre. За тридцать лет Ньюэлл поставил более шестидесяти спектаклей. Среди наиболее известных — “Celimene and the Cardinal” (1995, премия “Джефф” за лучшую режиссуру), “Вишневый сад” (1998), “Сирано” (2004), “Кто боится Вирджинии Вульф?” (2004), “Тартюф” и “Мизантроп” (оба — 2013), “Ифигения в Авлиде” (2014), “Все мои сыновья” (2018), “Илиада” (2020), “The Gospel at Colonus” (2023). В июне 2024 года Чарльз Ньюэлл уходит с поста руководителя театра и в течение следующего сезона (до июня 2025 года) будет старшим художественным консультантом (Senior Artistic Consultant). Уже в новом качестве он поставит еще один спектакль. Театр начал поиски нового лидера.
Я с нетерпением жду спектакля Чарльза Ньюэлла и новой встречи с героями Тома Стоппарда.
До конца сезона мы еще увидим мировую премьеру спектакля “Стокли: Незавершенная революция” (“Stokely: The Unfinished Revolution”) по пьесе Намби Келли. Режиссер — Тасия Джонс. 24 мая — 16 июня 2024 года.
Спектакль о жизни борца за гражданские права Стокли Кармайкла (1941-1998). Он родился в Тринидаде и Тобаго, в одиннадцать лет с семьей переехал в Нью-Йорк. Участвовал в демонстрациях против расовой сегрегации в южных штатах. Впоследствии уехал в Гвинею, где изменил имя на Кваме Туре (составное имя в честь основателя независимой Ганы Кваме Нкрумы и первого лидера независимой Гвинеи Секу Туре). Прослеживая путь от мальчика по имени Стокли до человека-легенды, автор пьесы показывает изменения в общественных настроениях и политических процессах, происходивших в Америке и во всем мире. С этим спектаклем в Court Theatre дебютирует ассистент профессора театрального отделения Северо-Западного университета Тасия Джонс.
Недавно Court Theatre объявил планы на новый, юбилейный, семидесятый сезон 2024-25 годов. Мы увидим четыре спектакля: “East Texas Hot Links” по пьесе Юджина Ли (режиссер — артист-резидент театра Рон О Джей Парсон), мюзикл “Фальцеты” (“Falsettos”) Уильяма Финна (совместно с TimeLine Theatre Company, режиссер — заместитель художественного руководителя TimeLine Theatre Ник Боулинг), “Изюминка на солнце” (“A Raisin in the Sun”) по пьесе Лорейн Хэнсберри (режиссер — заместитель художественного руководителя Court Theatre Габриэль Рэндл-Бент) и “Берлин” (“Berlin”, мировая премьера) по графическому роману Джейсона Лютса (адаптация — Микл Майер, режиссер — Чарльз Ньюэлл). Подробно об этих спектаклях я расскажу в следующих выпусках Театрального обозрения.
Nota bene! Спектакль “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” идет до 21 апреля 2024 года в помещении Court Theatre по адресу: 5535 South Ellis Avenue, Chicago, IL 60637. Билеты на этот и другие спектакли этого сезона, а также абонементы на спектакли сезона 2024-25 годов — по телефону 773-753-4472 или на сайте www.courttheatre.org. Одиночные билеты на спектакли будущего сезона появятся в продаже летом.