Продолжается девяносто второй сезон Goodman Theatre. После спектакля “Свидание вслепую“ (“Blind Date“) по пьесе Рохелио Мартинеса о первой встрече Горбачева и Рейгана в 1987 году театр возвращается к классике и представляет новую постановку пьесы Генрика Ибсена “Враг народа“ (“En folkefiende”, “An Enemy of the People”, перевод на английский язык – Элеанор Маркс-Авелинг). Режиссер – художественный руководитель театра Роберт Фоллс. В ролях: Филип Ерл Джонсон (Томас Стокман), Скотт Джек (Петер Стокман), Ланиз Антуан Шелли (Кэтрин, фру Стокман), Ребекка Хард (Петра), Дэвид Дарлоу (Мортен Хиль), Обри Декер Хернандес (Ховстад), Джесс Бамра (Биллинг), Аллен Гилмор (Аслаксен).
Отец Генрика Ибсена, разорившийся коммерсант, вряд ли мог предположить, что его сын, начинавший свой путь в качестве аптекаря, окажется поэтом, писателем, прославит Норвегию и перевернет представление о театральной драматургии, став родоначальником “новой драмы”. Пьеса “Враг народа” написана Ибсеном в 1882 году и стоит особняком в его творчестве. В ней речь идет не столько о внутреннем мире героев, сколько о противостоянии яркой личности пассивному консервативному обществу – тому самому агрессивно-послушному большинству, которое правит бал в сегодняшнем мире. Главный герой пьесы – доктор Томас Стокман. Его брата Петера выбрали мэром родного городка, в котором открыли лечебный курорт с целебными водами. Администрация и жители в восторге – приток туристов, реклама, деньги… Только вот незадача – в лечебные воды попадают отходы из канализации, и у пациентов – посетителей курорта – обнаруживаются новые болезни. Доктор приходит к брату с предложением реконструкции курорта. Он уверен, что это поможет остановить отходы и снимет проблему. К его великому удивлению, брат не поддерживает его в этом вопросе. Наоборот, он называет его врагом общества. На доктора ополчился весь город, его уволили с работы, предали друзья, он остался абсолютно одинок…
Вам это ничего не напоминает? Прозорливый Ибсен в конце XIX века назвал одну из болезней общества – нетерпимость большинства к мнению одиночки. Автор не скрывает своих симпатий к герою. Он восхищен несгибаемостью доктора. Только вот один человек изменить ничего не может. Он может только попытаться, как делает это герой Джека Николсона в фильме Формана “Полет над гнездом кукушки”. В финале доктор Стокман приходит к выводу, что большинство всегда ошибается и “самый сильный человек на свете – тот, кто наиболее одинок”.
Частично “Враг народа” был ответом Ибсена на критику его предыдущих пьес “Кукольный дом” (1879) и “Привидения” (1882). Ибсен не понимал, почему не было общественного обсуждения важных для него тем брака, семьи, пола, классовых различий общества.
Конечно, с учетом последних событий в Америке и России пьеса читается так, как будто была написана вчера. В ней все выглядит на редкость актуально. Именно поэтому Роберт Фоллс и взялся за ее постановку. Режиссер говорит: “Я приспособил пьесу к политическим волнениям, происходящим в нашей стране, попытался раскрыть главные темы драматургии Ибсена: как мы взаимодействуем с нашими соотечественниками, что такое общественное благо в сравнении с индивидуальными правами, в чем заключаются ловушки демократии… Хотя пьеса была написана в конце XIX века, я нахожу ее темы удивительно современными. Вопросы, которые она поднимает, так же озадачивают, как это и было в зрительном зале на премьере”. Я слушал пламенные монологи Стокмана, его стремление убедить большинство и вспоминал осуждение диссидентов в обществе, травлю Сахарова, “охоту на ведьм” в Америке, недавние поиски врагов народа (привет Ибсену из XXI века) в России и Украине. Большинство пело осанну Сталину, большинство указывало Сократу выпить яд, большинство кричало: “Распни его!”. Все диктаторы приходили и удерживались у власти благодаря большинству. Доносами и клеветой во всех странах всегда занимались обычные люди, каких большинство. Такие же, как обитатели маленького норвежского городка сто тридцать шесть лет назад. А сильный, умный, независимый человек как был, так и остается сегодня человеком одиноким.
У Goodman Theatre давняя история постановок пьес Ибсена. Началось все с пьесы Ибсена “Строитель Сольнес”, которую в 1953 году поставил режиссер Давид Иткин – актер еврейского театра “Габима”, ученик Евгения Вахтангова, оставшийся в Америке после гастролей в 1926 году и обосновавшийся в Чикаго. С 1926 до 1952 года Иткин работал в Драматической школе при театре (“Goodman School of Drama”). Руководителем Школы был учившийся в России педагог Морис Гнесин. С июля 1978 года Школа входит в состав DePaul University и называется Театральной школой университета. На протяжении пятидесяти лет там преподавала дочь Иткина Белла. Так что в истории театра заметен след русской театральной традиции…
В Goodman Theatre ставили “Гедду Габлер” (1962 год), “Кукольный дом” (1973 год) и адаптацию Артуром Миллером “Врага народа” (1980 год). Версия Миллера была сделана для постановки спектакля на Бродвее. Главную роль исполнил Фредрик Марч. В кинофильме роль доктора Стокмана исполнил Стив Маккуин. В 2005 году Фоллс поставил спектакль “Dollhouse” – современную интерпретацию “Кукольного дома”, сделанную Ребеккой Гилман.
Ибсен сыграл огромную роль в истории русского театра. В России и в СССР с успехом шли его пьесы “Кукольный дом” и “Дикая утка”. Первой в этом ряду идет пьеса “Гедда Габлер”. Она была впервые сыграна 21 марта 1892 года французской труппой Михайловского театра в Санкт-Петербурге. 19 февраля 1899 года премьера “Гедды Габлер” состоялась в МХТ. Режиссером вполне реалистического спектакля был К.С.Станиславский. На следующий год, в 1900 году, Константин Сергеевич поставил в МХТ “Врага народа” и сыграл в нем главную роль. Спектакль назывался “Доктор Штокман”. В 1906 году в Театре Веры Комиссаржевской Мейерхольд поставил “Гедду Габлер” в символистском стиле. Великая русская актриса исполнила главную роль. Спустя сто лет российские режиссеры продолжают обращаться к пьесам Ибсена. Около десяти лет назад Миндаугас Карбаускис поставил “Гедду…” в “Мастерской Петра Фоменко”, а сейчас на сцене Александринского театра “Гедда Габлер” идет в постановке Камы Гинкаса. В сезоне 2013-14 годов “Врага народа” поставил Лев Додин в Малом драматическом театре. Спектакль и исполнитель главной роли Сергей Курышев были номинированы на премию “Золотая маска”.
В Чикаго за последние несколько лет мы видели две версии “Гедды Габлер”. Первая – в сезоне 2013-14 годов в Writers Theatre в постановке Кимберли Синьор. Это был по-хорошему старомодный, реалистический спектакль с замечательными актерскими работами. Особенно мне запомнилась Кейт Фрай в главной роли. (В эти дни актриса играет роль Морин Фолан в спектакле “Королева красоты из Линена” в Northlight Theatre.) Совсем другую “Гедду…” – постмодернистскую, нервную, импульсивную – предложил Иво ван Хове в спектакле Национального театра Лондона (серия National Theatre Live, сезон 2016-17 годов).
Продолжают ставить Ибсена и в Европе. Во время моих “венских каникул” в театре в Йозефштадте (Theater in der Josefstadt) шел спектакль “Дикая утка” (“Vildanden”) в новой постановке Матеи Калезник. К сожалению, мне не удалось попасть на этот спектакль. У российского режиссера Тимофея Кулябина, известного нам по “Трем сестрам” в Новосибирском театре “Красный факел”, на осень запланирована премьера спектакля “Нора, или Кукольный дом” в театре Шаушпильхаус в Цюрихе.
В дальнейших планах Goodman Theatre – спектакли:
“Having Our Say: The Delany Sisters’ First 100 Years“ по пьесе Эмили Манн (театральная инсценировка книги Сары и Элизабет Делани при участии Эми Хилл Херт) в постановке Чака Смита (5 мая – 10 июня 2018 года, Albert Theatre). История сестер, каждая из которых готовится отметить столетний юбилей и вспоминает свою жизнь;
“Father Comes Home From the Wars (Parts 1, 2 & 3)“ по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Сюзан-Лори Паркс в постановке художественного руководителя нью-йоркского Flea Theater Нигел Смит (25 мая – 24 июня 2018 года, Owen Theatre, премьера в Чикаго). Историческая драма времен войны Севера и Юга кажется сегодня снова актуальной;
“Support Group for Men“ по пьесе Эллен Фейри в постановке Кимберли Синьор (23 июня – 29 июля 2018 года, Albert Theatre, мировая премьера). Злободневная комедия с “чикагским привкусом”.
Два спектакля пройдут вне рамок основного сезона. Спектакль “Until the Flood” по пьесе Дейла Орландерсмита в постановке Нила Келлера (27 апреля – 13 мая 2018 года, Owen Theatre, премьера в Чикаго) расскажет о трагедии, случившейся в 2014 году в городе Фергюсон (штат Миссури). Напомню, тогда полицейский открыл стрельбу по безоружному подростку-афроамериканцу Майклу Брауну. Этот случай привлек международное внимание к актуальной до сих пор проблеме расовых взаимоотношений в Америке. Опираясь на десятки интервью с жителями Фергюсона, автор возвращает нас к этой истории и ее последствиям. О трагедии говорят учитель-афроамериканец средних лет, пожилой владелец парикмахерской, белый полицейский…
После постановки двух драматических спектаклей (“Свидание вслепую“ и “Враг народа“) художественный руководитель Goodman Theatre Роберт Фоллс отправится в Даллас для переноса “Дон Жуана“ В.А.Моцарта на сцену местного оперного театра. Премьера состоялась в Лирик-опере Чикаго в сезоне 2014-15 годов. Летом Фоллс выпускает премьеру спектакля “Памплона“ (“Pamplona“) по пьесе Джима Макграта (10 июля – 19 августа).
Спектакль рассказывает о нескольких эпизодах из жизни Эрнеста Хемингуэя после получения писателем своих главных наград: Пулитцеровской (1953 год) и Нобелевской (1954 год) премий. Казалось, к нему пришли слава и всемирное признание. Однако сам Хемингуэй говорил, что его лучшее произведение еще впереди. Пять лет спустя после получения Нобелевской премии, запертый в отеле Памплоны (название пьесы – город в Испании, столица автономной области Наварра), он пишет историю о соперничающих матадорах, пишет новый вариант своей “Фиесты“. Но его настоящие битвы лежат вне арены для боя быков. Измученный ухудшающимся состоянием здоровья, четвертым браком и призраком прошлой славы, он должен победить своих главных врагов – отчаяние и депрессию…
В роли Эрнеста Хемингуэя – блестящий американский актер Стейси Кич, знаменитый король Лир из постановки Фоллса десятилетней давности. Кроме “Короля Лира“ (сезон 2006-07 годов), Кич играл в спектакле Фоллса “Заканчивая картину“ по последней пьесе А.Миллера (“Finishing the Picture“, сезон 2004-05 годов).
Роберт Фоллс говорит: “Для меня большая честь снова работать со Стейси в спектакле об одном из наших самых харизматичных и сложных литературных титанов в родном для писателя Чикаго. Стейси – ненасытный читатель, и Хемингуэй увлек его надолго. Актер получил возможность глубоко погрузиться в характер писателя и показать все линии поведения этого беспокойного художника и удивительного человека – отца, мужа, любовника, военного корреспондента, авантюриста…“.
Кич второй раз обращается к образу Хемингуэя. За роль писателя в телевизионном минисериале в 1988 году актер был удостоен премий “Золотой глобус“ и “Эмми“. Актре признается: “Мое увлечение Хемингуэем началось, когда я был студентом Калифорнийского университета в Беркли. Я прочел первый сборник рассказов писателя “В наше время“. Мне казалось, что автор находится в моей голове, выражает себя словами и настроениями, которые отражают мои чувства. Я стал читать все, что он написал. Когда я играл его в восьмидесятых, я был несколько напуган. Я чувствовал себя слишком молодым, чтобы в полной мере оценить эмоциональную составляющую писателя. Вот почему я так взволнован перед тем, как вернуться к образу этого литературного гиганта сейчас, в “правильном возрасте“. Меня радует возможность снова поработать с Бобом, с которым я сотрудничал дважды, и сыграть в Goodman Theatre – так близко к тому месту, где родился и вырос Хемингуэй“.
Напомню, что Эрнест Хемингуэй родился и вырос в пригороде Чикаго Оук-Парк (Oak Park). Он учился в Oak Park and River Forest High School, после окончания которой переехал в Канзас-Сити (штат Миссури).
Если вы помните, этот спектакль готовился весной прошлого года, но из-за состояния здоровья Стейси Кича премьеру тогда пришлось отменить. Актер сказал: “Я благодарен Роберту Фолсу, театру и хорошим людям в Чикаго за то, что они меня поддерживали и позволили “вернуться в седло“. Я очень рад снова быть в спектакле и в Чикаго“.
В 2018 году Goodman Theatre продолжает новую форму абонементов под общим названием MEMBERSHIP. Зрители могут выбрать три уровня подписки: “Classic” – три, пять или восемь спектаклей; “Choice” – персональный выбор: что хотите, то включайте в абонемент; “Whenever” – абонемент, который можно использовать в любое время в течение сезона. Все уровни подписки предусматривают возможность обмена билетов на другие дни, скидку на паркинг, 15% скидку на покупки в баре и сувенирном магазине при театре, скидки на рестораны и многие другие льготы. Все подробности – на сайте театра.
На прошлой неделе Goodman Theatre объявил программу будущего сезона. Но об этом – уже в следующих выпусках Театрального обозрения.
Nota bene! Спектакль “Враг народа” идет до 15 апреля 2018 года на большой (Albert Theatre) сцене Goodman Theatre по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601. Билеты на абонементы и одиночные спектакли сезона 2017-18 годов – по телефону 312-443-3800, по факсу 312-443-3800, в кассе театра и на сайте www.goodmantheatre.org/. Каждый день в 10.00 am на сайте театра возможна продажа билетов на вечерний спектакль на балкон со скидкой в 50% (Half-price day-of-performance mezzanine tickets, промо-код – MEZZTIX). Для студентов цена билета – $10 (максимальное количество билетов в одни руки – 4, промо-код 10TIX, требуется студенческое удостоверение). Скидки на групповые заказы (10+) – по телефону 312-443-3820 или по электронной почте Groups@GoodmanTheatre.org. В кассе и на сайте театра продаются подарочные сертификаты.