2 ноября в одном из лучших театров Америки, чикагском Steppenwolf Theatre было многолюдно. В торжественной обстановке открылся новый театральный комплекс (почти 5000 квадратных метров), в состав которого входят театральный зал, Центр искусств и образования (Liz and Eric Lefkofsky Arts and Education Center) и… два бара.
Начнем с зала. Он состоит из шести расположенных по радиусу рядов со сценой в центре. Количество зрителей и расположение сцены варьируются в зависимости от постановки. В зале использованы новейшие достижения акустического дизайна. Актеры находятся на расстоянии от зрителей не дальше шести метров. Они говорят, что интимное художественное пространство вернет театр к своим истокам, когда “бесстрашная игра находилась в пределах близкой досягаемости”. Трейси Леттс поясняет: “Я хочу, чтобы зрители видели, как я потею”. Теперь в Steppenwolf Theatre одновременно открыты три зала: главный (Downstairs Theater) на 515 мест, камерный (1700 Theater) на 80 мест и новый (Ensemble Theater) на 400 мест. Новый зал назван Ensemble Theater в честь известного чикагского филантропа, члена Совета директоров театра Хелен Зелл. Бывший малый (Upstairs Theater) зал на 299 мест преобразован в пространство для репетиций. Имея на сто мест больше, чем Upstairs Theatre, новый зал позволит увеличить общую аудиторию со ста восьмидесяти до двухсот двадцати пяти тысяч зрителей в год. С экономической точки зрения добавление ста дополнительных мест позволит театру, с одной стороны, извлечь выгоду от увеличения доходов, с другой – проявить гибкость в программировании репертуара и продолжительности показа спектаклей. Первой постановкой на новой сцене станет в феврале 2022 года мировая премьера адаптации книги чикагской писательницы Ив Ивинг “1919” – исследование сопротивления, силы духа и стойкости афроамериканских жителей Чикаго, их борьбы за гражданские права в прошлом и настоящем. В апреле 2022 года на сцене театра пройдет мировая премьера новой инсценировки чеховской “Чайки”.
Центр искусств и образования (он находится на четвертом этаже) – крупнейшее культурное помещение, открытое в Чикаго в 2021 году, позволяющее занять учебными проектами от двадцати до тридцати тысяч студентов ежегодно. На стенах импровизированной галереи висят работы молодых художников, отобранных в рамках проекта “Я вижу будущее” (Loft Teen Arts Project Steppenwolf).
В новом комплексе яркое и открытое двухэтажное лобби-атриум, большая гостиная. Преобразованное пространство вестибюля (1650 N. Halsted Street) соединяет существующее здание театра с Центром. На втором этаже разместился стильный бар. В вестибюле на нижнем этаже нового здания есть второй бар, который соединяется с открытым патио. Да, и не забудьте про Front Bar (1700 N Halsted St.) по правую сторону от главной сцены театра – ставшее уже популярным место, где можно посидеть с друзьями, обменяться впечатлениями об увиденном, встретиться с актерами. Атмосфера очень приятная, а коктейли – очень вкусные. “Я сам там был, мед и пиво пил…” Новые бары на территории комплекса открываются в 6.00 pm в дни вечерних спектаклей и закрываются через тридцать минут после их окончания. В дни дневных спектаклей бары открываются за час до их начала. Два новых бара разработаны компанией STUDIO, inc.
Напротив бара в вестибюле второго этажа находится своеобразный музей истории театра (Steppenwolf’s History Wall) – выставка, демонстрирующая коллекцию физических артефактов от первых программ и фотографий до реквизита и личных памятных вещей артистов и сотрудников. Выставка создана по заказу одного из отцов-основателей театра актера Гэри Синиза, дизайн разработан чикагскими художниками Арнелом Санчианко и Джаредом Беллотом. Рассматривая фотографии, видя программки спектаклей, физически ощущаешь, как из мечты нескольких старшеклассников получился огромный театральный коллектив международного уровня. Очередное доказательство, что невозможное возможно!
Снаружи Центра расположена огромная фреска чикагского художника и актера Тони Фицпатрика “Night and Day in the Garden of All Other Ecstasies”. Она создана в память многолетнего художественного руководителя театра Марты Лави.
Строительство Центра обошлось в 54 миллиона долларов, и это всего лишь часть многоступенчатого развития театра. Общий бюджет строительства – 73 миллиона долларов.
Дизайнеры проекта нового комплекса – известный архитектор Гордон Гилл (фирма Adrian Smith + Gordon Gill Architecture, AS+GG) и лондонская компания “Charcoalblue”, возглавляемая Джоном Оуэнсом и театральным дизайнером Беном Хансоном. Строительство нового здания осуществила чикагская фирма Norcon Construction. Архитектурная фирма AS+GG была основана в 2006 году. В 2015 году журнал Architect magazine назвал ее первой (“the #1 firm”) в списке всех глобальных архитектурных фирм и компаний мира. С фирмой сотрудничают девяносто архитекторов, у нее офисы в Чикаго и Пекине и грандиозные проекты по всему миру. “Charcoalblue” – ведущая в мире международная консалтинговая компания в области театрального, акустического и цифрового дизайнов. Основана в 2004 году. Офисы в Лондоне, Бристоле, Глазго, Нью-Йорке, Чикаго и Мельбурне. Среди клиентов фирмы – Royal Shakespeare Company, Лондонский национальный театр, Лондонский симфонический оркестр, Королевская опера Ковент-Гарден, Чикагский шекспировский театр, Сиднейская театральная компания, St. Ann’s Warehouse, Google, Facebook, BAFTA (Британская академия кино и телевизионных искусств).
Перемены случились и в руководстве театра. В августе 2021 года после шести лет работы с поста художественного руководителя ушла Анна Шапиро (она остается в составе труппы театра). По существующей в театре традиции руководителя выбирала труппа (в ее составе сегодня находятся сорок девять человек). В результате было принято решение совместить обязанности художественного руководителя между двумя членами труппы: актером Гленном Дэвисом и актрисой Одри Френсис. Они говорят: “Новое здание – наше любовное письмо Чикаго. Новое здание позволит расширить наше присутствие в этом великом городе. У нашего коллектива теперь есть три очень разных театральных пространства, в которых можно создавать смелые работы и общаться с нашими зрителями. Возможности безграничны! Отмечая сорокасемилетие со дня основания театра, мы преисполнены благодарностью за наше прошлое, признательностью за то, где мы находимся сегодня, и обещаниями сделать все для будущих поколений”.
Новый сезон Steppenwolf Theatre называется сезоном возвращения (Comeback Season). Впервые в истории каждый спектакль сезона создан по оригинальным пьесам членов коллектива. Осенняя виртуальная серия началась с одноактных пьес члена труппы Трейси Леттса. О первом после пандемии живом спектакле театра “Глюки” (“Bug”) по пьесе Леттса я расскажу в будущих выпусках Театрального обозрения.
Nota bene! Абонементы и билеты на сезон 2021-22 годов – по телефону 312-335-1650, в кассе театра (1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614) или на сайте steppenwolf.org. Там же вы найдете подробную информацию об истории театра и предстоящих спектаклях.