С 23 по 25 февраля в Чикаго состоятся гастроли театра Гамбургский балет. В программе — балет “Стеклянный зверинец” по пьесе Т.Уильямса на музыку американских композиторов-минималистов Чарльза Айвза, Филипа Гласса и Неда Рорема. Хореограф — художественный руководитель гамбургской балетной труппы Джон Ноймайер.
Отвечая на вопрос, почему он выбрал для постановки один из самых грустных сюжетов мировой драматургии, Ноймайер сказал: “Когда мне было семнадцать, я увидел спектакль “Стеклянный зверинец” в университетском театре (Marquette University) в Милуоки. (На следующий год я поступил в тот университет.) Меня очень тронул сюжет. Он стал частью моей жизни еще и потому, что режиссер, священник-иезуит отец Джон Уолш, оказался важнейшим наставником в моей жизни, а играющая Лору актриса — моей ближайшей подругой, почти приемной сестрой. Я всегда представлял себе, как подобный сюжет можно воплотить языком балета. Мне потребовалась целая жизнь, чтобы накопить опыт, мужество и сделать это. Одним из решающих факторов была Алина Кожокару. После создания с ней балета “Liliom” я был убежден, что если кто-то в мире и сможет сыграть Лору, так это она”.
Интерпретация Ноймайера подчеркивает биографические элементы и глубину перетекающих друг в друга сюжетных линий. Эмоции и внутренние конфликты участников спектакля становятся видимыми и осязаемыми. “Стеклянный зверинец” полон отсылок к прошлому, желаний настоящего, надежд и возможностей будущего.
Премьера балета состоялась в Гамбурге в 2019 году. Партию Лоры танцевала Алина Кожокару. Выдающаяся румынская балерина, обладательница всех высших балетных премий и наград будет танцевать эту партию на гастролях в Чикаго.
Действие пьесы “Стеклянный зверинец” происходит в Сент-Луисе, а первая постановка состоялась 26 декабря 1944 года в Чикаго. Успех пришел сразу, и успех ошеломляющий. В 1945 году спектакль был показан на Бродвее и получил Премию театральных критиков Нью-Йорка (New York Drama Critics’ Circle Award). Для тридцатитрехлетнего Уильямса это было первое настоящее признание его творчества. Сегодня театры часто обращаются к его пьесам, но вот “Стеклянный зверинец” ставят не так часто. В Чикаго я вспоминаю только спектакль Ханса Флейшмана. Сначала — в Mary-Arrchie Theatre в сезоне 2012-13 годов и спустя два года в измененной версии — в The Hypocrites Theatre в сезоне 2015-16 годов. К сожалению, из-за финансовых трудностей оба театра закрылись.
История балета в Гамбурге начинается с открытия в 1678 году оперного театра. Первыми спектаклями были балеты на музыку Ж.-Б.Люли и Г.Телемана. В 1738 году городская опера закрылась, но в город приезжали гастролирующие артисты, и наряду с операми и драматическими спектаклями обязательным “блюдом” были балеты. Так, в 1769 году вся городская знать посчитала своим долгом посетить балет “Дон Жуан” на музыку К.В.Глюка. В Гамбурге выступали лучшие балерины своего времени Мария Тальони, Люсиль Гран, Фанни Черрито, в городе работала австрийская балерина Катти Ланнер, несколько лет после выхода на пенсию жила Фанни Элслер. В конце XIX века репертуар гамбургской труппы составляли балеты “Коппелия” Л.Делиба, “Фея кукол” Й.Байера, сочинения представителей венской школы. Гамбургский балет долгое время считался всего лишь придатком к опере и оставался достаточно провинциальным явлением на танцевальной карте Европы. Положение не смогла исправить даже звезда танцевального авангарда двадцатых годов XX века Дора Хойер, возглавлявшая компанию с 1949 по 1951 годы. Все изменилось после 1959 года, когда генеральным менеджером Гамбургской государственной оперы стал Рольф Либерманн, а руководителем балетной труппы — Петер ван Дейк. Он начал постепенно выстраивать общую линию развития гамбургского балета. Уже к началу шестидесятых годов гамбургская труппа первой из европейских танцевальных компаний стала включать в свой репертуар балеты Дж.Баланчина. В июне 1962 года в Гамбурге прошла официальная церемония празднования восьмидесятилетия со дня рождения Игоря Стравинского. Маэстро дирижировал премьерой композиций “Аполло”, “Орфей” и “Агон” в хореографии Баланчина. А с 1973 года в истории Гамбургского балета начался новый период — труппу возглавил один из ведущих балетмейстеров XX века Джон Ноймайер.
Родившийся в Милуоки (штат Висконсин) Ноймайер учился в Копенгагене и Лондонской королевской школе балета. Он начал свою творческую карьеру в качестве танцовщика, с 1963 по 1969 годы был солистом Штутгартского балета. Довольно скоро почувствовал интерес к хореографии и сам стал ставить балеты. С 1969 по 1973 годы возглавлял балетную труппу Франкфуртской оперы. На посту директора и главного балетмейстера Гамбургского балета поставил более ста двадцати классических и современных балетов. Он — лауреат практически всех премий, существующих в области танца в разных странах, в том числе приза “Benois de la danse” — своеобразного балетного “Оскара”, учрежденного в России в 1991 году.
Под руководством Ноймайера Гамбургский балет стремительно ворвался в элиту мирового танца. Талант балетмейстера проявляется в яркой и всегда неожиданной трактовке классических произведений. Его “Лебединое озеро” проходит в зале суда безумного баварского короля Людвига Второго, а феерические танцы в Цикле Густава Малера поражают оригинальным прочтением и захватывают воображение даже завзятых балетоманов. Балет Ноймайера “Страсти по Матфею” начал свою жизнь в гамбургской церкви Святого Михаила, а сейчас во всем мире он известен как одна из визитных карточек компании. В репертуаре Гамбургской труппы — балеты по произведениям Шекспира: “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева, “Гамлет” М.Типпета. Среди других амбициозных проектов Ноймайера — “Пер Гюнт” А.Шнитке, “Русалочка” Л.Ауэрбах (эту постановку покажет Балет Джоффри в апреле), “Liliom” М.Леграна, “Одиссея” Дж.Коропоса. Наряду с работами Ноймайера в репертуаре Гамбургского балета — спектакли Дж.Баланчина, Джона Кранко, Матса Эка (свою сенсационную “Спящую красавицу” в 1996 году шведский хореограф поставил именно в Гамбурге). Каждый год в своем театре Ноймайер проводит открытые репетиции, лекции, встречи со студентами. В конце каждого сезона в Гамбурге проходят Дни балета, на которых компания показывает свои лучшие спектакли. В 1989 году при Гамбургской государственной опере был открыт огромный Балетный центр (Ballettzentrum) с жилыми зданиями, студиями, репетиционными помещениями и школой-интернатом…
Джон Ноймайер делает в своем театре все. Он является не только хореографом, но и автором сценариев, сценографом, художником по костюмам и свету, составителем музыкального ряда… По его словам, легче сделать все самому, чем объяснять то сложнейшее переплетение ассоциаций, человеческих характеров и фантомов воображения, поэтических метафор и реалистических деталей, которые составляют плоть эпических повествований.
Увы, все хорошее когда-то заканчивается. В этом году Джон Ноймайер заканчивает пятидесятый сезон в качестве художественнго руководителя Гамбургского балета и возвращается в Милуоки. Его последними (пока!) премьерами для Гамбургского балета стали композиции “Ghost Light” (2020), “Beethoven Project II”, “Hamlet 21” и новая постановка “Спящей красавицы” (все — 2021 год). Поэтому к гастролям в Чикаго приковано внимание всего балетного мира — возможно, это последние гастроли Гамбургского балета при Ноймайере.
В составе гамбургской труппы — восемьдесят человек, представляющие двадцать шесть стран мира. Ведущий солист гамбургской труппы — Александр Рябко из России. Он танцевал Нижинского в прошлый приезд Гамбургского балета. Любителям балета хорошо известны балерина из Италии Сильвия Аццони, кубинский танцор Амилкар Морет Гонзалес, балерина из Франции Хелен Буше, испанский танцор Марк Юбете, аргентинская танцовщица Каролина Агуэро, балерины из Бразилии — Лесли Хейлманн, из Латвии — Анна Лодере, танцовщики из Армении — Карен Азатян, из США — Кристофер Эванс, немецкий танцор Карстен Юнг, Эдвин Ревазов из Севастополя, Александр Труш из Днепропетровска.
Гамбургский балет второй раз приезжает на гастроли в Чикаго. В 2013 году труппа показала балет “Нижинский”, посвященный судьбе великого русского танцовщика ХХ века. Перед премьерой Ноймайер признавался: “У меня отношения с этой необыкновенной личностью длятся всю жизнь. Психологически я легко соотношу себя с ним. Я собираю статьи, журналы, в которых говорится о Нижинском. Мне всегда хотелось поставить балет о нем, но я относился к этому с огромной осторожностью. Мой балет — попытка создать портрет его души. Магия Нижинского — чудо. Само искусство танца было воплощено в этой фигуре. Рассказать об этом словами невозможно. Для этого нужен гений. А я рассказываю об этом средствами балета”.
Средствами балета Ноймайер может рассказать и описать все. Свидетельством тому — балет “Стеклянный зверинец”.
Nota bene! Гастроли Гамбургского балета состоятся с 23 по 25 февраля в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance) по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. Билеты — по телефону 312-334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или в кассе театра.