Заложенная в 1853-м, открытая в 1854-м и окончательно достроенная и освящённая в 1856-м году, Старая Церковь Святого Патрика (Old St. Patrick’s Church, 700 West Adams, Chicago, IL 60661) – одно из старейших общественных зданий в Чикаго, старейшая церковь нашего города, и одно из немногих крупных зданий, построенных до Великого пожара 1871 года и доживших до наших дней. Церковь пережила Великий Чикагский пожар и долгое время была одной из достопримечательностей западного Чикаго. Церковь служила растущей ирландской общине Чикаго в 19 веке. Сегодня храм является домом для большого и активного прихода, основание которого восходит к 1846-ому году, когда конгрегация была создана ирландскими иммигрантами первого поколения.
Ирландские иммигранты провели свою первую службу после официального основания уже несуществующей ныне церкви Святого Патрика в пасхальное утро 1846-го года. Собор Святого Патрика стал первым англоязычным приходом в городе. Нынешнее здание было построено в 1856 году и открыто на Рождество.
Храм стоит до сих пор, помимо церковных служб в нём проходят многочисленные мероприятия, например, фестиваль, известный как “Крупнейший уличный фестиваль в мире”.
В каком-то смысле эта Церковь является памятником трудам и борьбе первых ирландских поселенцев в Чикаго.
В 1830-х годах в Чикаго появились сотни ирландских иммигрантов. Ко времени Гражданской войны город гордился четвертым по величине населением ирландцев в Америке. В отличие от других ведущих городов, таких как Нью-Йорк, Филадельфия и Бостон, эти первые ирландские поселенцы прибывали в Чикаго не сразу, а в течение десятилетий после основания города. Ирландские рабочие и бизнесмены оказали большое влияние на строительство города. Ирландские рабочие построили канал Иллинойс и Мичиган (1836 – 1848), в дополнение ко многим из причалов города, железным дорогам, фермам и сталелитейным заводам. С прибытием ирландцев и других иммигрантов Чикаго стал самым быстрорастущим городом в мире во второй половине 19-го века.
Католическое влияние на Чикаго, особенно со стороны ирландцев, оказалось весьма сильным. Католические школы стали значимыми, многие монахини служили учителями. Католические церкви предоставляли многочисленные социальные услуги, которые помогали прибывающим иммигрантам. Со временем чикагская полиция и Демократическая партия укрепляли связи с ирландской общиной и католицизмом. Примечательно, что двумя мэрами Чикаго в прошлом были Ричард Дж.Дейли и его сын Ричард М. Дейли, оба ирландские католики.
Нынешнее здание церкви было спроектировано в романском стиле двумя “самыми ранними” чикагскими архитекторами: Августом Бауэром и Ашером Картером. В своём творчестве они вдохновлялись кельтской художественной выставкой на колумбийской выставке 1893 года и ирландской “Келлской книгой”.
Келлская книга — богато иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими (кельтскими) монахами примерно в 800 году. Это одна из самых щедро украшенных изящными миниатюрами и орнаментами средневековых рукописей среди всех, дошедших до нас. Благодаря великолепной технике исполнения и красоте узоров многие исследователи рассматривают её как наиболее значительное произведение средневекового ирландского искусства.
Томас А. О’Шонесси спроектировал, построил и лично установил 15 витражей Церкви Старого Святого Патрика между 1912 и 1922 годами. Между тем, 12 бортовых окон были воодушевлены кельтскими рисунками из “Келлской книги”.
В 1956 году в Чикаго была возобновлена традиция проводить парад на День Святого Патрика – в рамках 100-летнего юбилея первого парада в честь Святого Патрика в центре Чикаго.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов число прихожан резко сократилось.
В 1983 году настоятелем стал Преподобный Джон Дж. Уолл, который настаивал на реконструкции и реставрации здания романской церкви. Он также начал работать над тем, чтобы превратить приход, где было официально зарегистрировано на тот момент всего четыре человека (!!!), в яркое и активное сообщество.
В 1985 году первый “Самый большой в мире уличный праздник», проводимый церковью Святого Патрика, привлёк 5000 человек на Des Plaines Street, и с тех пор этот фестиваль является большим светским и церковным событием.
К 1989 году приход Старого Святого Патрика вырос до 2000, а список подписавшихся на церковную рассылку превысил 10 000. Более того, Старый Святой Патрик открыл первую более чем за четверть века новую католическую гимназию в регионе Чикагской Архиепископии.
В этом же году “Уличный фестиваль”, проводимый Церковью, посетили десятки тысяч человек.
Сейчас, когда приход вырос до 3500 человек, настоятели собора обнаружили, что новые прихожане приезжают не из пригородов или отдалённых районов, как было раньше, – они все из соседних районов.
Выяснилось, что новые прихожане — это или только что приехавшие в Чикаго, или молодые специалисты, или молодожёны. Перед настоятелями встал вопрос о том, как обеспечить необходимым пространством растущую общину.
К югу от церкви, на юго-западном углу улиц Adams и Des Plaines, началось новое строительство.
Также церковь воздвигла новое здание для школы Франциска Ксавьера Варде.
Помимо этого, планируется построить многоуровневый 650-местный гараж и 800-местный зал для проведения фестивалей, детских мероприятий и представлений.
«С момента своего освящения рождественским утром 1856-го года Старый Святой Патрик был священным местом, воплощающим мечты и чаяния сотен тысяч чикагцев. В немногих районах “кирпич и замазка” имели такое большое значение», – писала Эллен Скерретт, редактор журнала “На перепутье” в статье “Старый Святой Патрик и ирландцы Чикаго”.
Церковь Святого Патрика – не только памятник, напоминающий нам о старом Чикаго, это прежде всего Храм, являющийся оплотом традиционной веры в нашем штате.
Кроме того, самая старая католическая церковь нашего города — это символ прогресса и борьбы за лучшую жизнь для будущих поколений чикагцев.