Первый спектакль нового, тридцать первого сезона Lookingglass Theatre (чикагского “Зазеркалья“) – инсценировка рассказа Ганса Христиана Андерсена “Стойкий оловянный солдатик: рождественская пантомима“ (“The Steadfast Tin Soldier: A Christmas Pantomime”). Адаптация и постановка – член труппы театра Мэри Циммерман. В ролях: Алекс Стайн (Стойкий оловянный солдатик), Кейси Фостер (Балерина), Кристофер Донахью (Ансамбль), Джон Грегорио (Ансамбль), Энтони Айронс (Ансамбль). Сценический дизайн – Тодд Розенталь. Костюмы – Ана Кузманик.
Андерсен был странным человеком. Об этом хорошо пишет Петр Вайль в своей книге “Гений места“: “Андерсен боялся отравления, ограбления, соблазнения и сумасшествия; собак и потери паспорта; смерти от руки убийц, в воде, в огне – и возил с собой веревку, чтоб в случае пожара вылезти в окно; погребения заживо – и клал у постели записку “На самом деле я не умер“; трихинеллеза – и не ел свинины; был подвержен агорафобии и свирепой ипохондрии; тревожился, что не так заклеил и неправильно надписал конверт; неделями переживал, что переплатил за билет или книгу. Всю жизнь мучился от зубной боли, а в старости у него болели даже вставные зубы. И, конечно, был страшно мнителен по части своей наружности – ему казалось, что над ним смеются. Над ним и смеялись. Андерсен увлеченно позировал перед фотоаппаратом: известно более полутораста его портретов. Он вдумчиво относился к процессу, считал свой правый профиль выигрышнее левого, подолгу изучал снимки – словно каждый раз надеясь, что увидит нечто иное“.
Андерсен был странным человеком и великим сказочником. Всего он написал сто шестьдесят восемь сказок: длинных и коротких. “Стойкий оловянный солдатик“ – сказка короткая, на три страницы…
Когда-то про Юрия Любимова говорили, что он может поставить все, даже передовицу газеты “Правда”. Кажется, подобное сравнение применимо к Lookingglass Theatre – самому живому, изобретательному, непредсказуемому театру Чикаго. Из короткой, трехстраничной сказки Андерсена получилось яркое, волнующее, запоминающееся, поэтичное зрелище, где вместо слов – пантомима и танцы. Какое пиршество театральной фантазии, находок, приемов!
В главной роли в спектакле занят дебютирующий в театре Алекс Стайн. После окончания театрального факультета Чикагского университета он довольно активно играет в театрах, снимается в кино. Среди недавних постановок с участием Стайна: “A Shayna Maidel” (TimeLine Theatre), “The New Sincerity” (Theater Wit), “A Night Out” (A Red Orchid Theatre). Актер снимался в сериалах “Chicago PD”, “Death to Metal”, “World of Facts”. Подробности биографии Стайна – на его сайте alexchandlerstein.com.
В роли Танцовщицы – заместитель художественного руководителя театра, актриса Кейси Фостер. В прошлом сезоне мы видели ее в роли профессора Аронакса в спектакле “Двадцать тысяч лье под водой”, до этого она участвовала в гастрольном туре по США со спектаклем “Моби Дик”.
В своих приключениях Маленького оловянного солдатика сопровождают музыканты. В спектакле звучит замечательная оригинальная музыка Андре Плесса (Andre Pluess) и Аманды Денерт (Amanda Dehnert). Музыканты: Леандро Лопес Варади (композитор из Буэнос-Айреса выступил музыкальным руководителем постановки и пианистом), Грег Хирте (скрипка), Михал Палзевич (виолончель), Констанс Волк (флейта, голос).
“Рождественскую пантомиму” о Солдатике сочинила профессор театрального факультета Северо-Западного университета, член трупп Lookingglass Theatre и Goodman Theatre, режиссер Мэри Циммерман. Она принимала самое активное участие в становлении “Зазеркалья”. Уже в первом сезоне 1988-89 годов Циммерман была автором инсценировки и режиссером спектакля “Одиссея” (“Odyssey”). Одним из ярчайших спектаклей в истории театра стали “Метаморфозы” (“Metamorphoses”, 1998 и 2002 годы, новая редакция – 2012 год) по прозе Овидия в постановке Циммерман. Премьеру сыграли в сезоне 1998-99 годов, когда у театра еще не было своего помещения. Успех был оглушительный! По многочисленным просьбам зрителей показ продлевали семь раз, и все это время труппа должна была думать о том, где снять зал. Одним из мест был несуществующий сегодня Ivanhoe Theatre, другим был бассейн на открытом воздухе. После гастролей на Бродвее в 2002 году о театре узнала вся страна, а режиссер Мэри Циммерман стала второй женщиной в истории – лауреатом премии “Тони” за лучшую режиссуру.
Среди спектаклей Циммерман в Lookingglass Theatre – “Секрет крыльев” (“The Secret in the Wings”), “Арабские ночи” (“Arabian Nights”), “Одиннадцать комнат Пруста” (“Eleven Rooms of Proust”), “Аргонавтика” (“Argonautika”), “Остров сокровищ” (“Treasure Island”).
Мэри Циммерман родилась 23 августа 1960 года в городке Линкольн (штат Небраска) в профессорской семье преподавателей местного университета. Мать – профессор сравнительного литературоведения, автор работ о Жорж Санд, отец – профессор-физик. Детские годы девочка провела большей частью в Европе, между двумя родительскими домами под Лондоном и в Париже, а вот театральное образование приехала получать в Чикаго. Она закончила театральный факультет Северо-Западного университета, там же защитила кандидатскую диссертацию.
В активе Мэри Циммерман – более двадцати премий “Джефф” за спектакли, поставленные в театрах Чикаго. Без преувеличения можно сказать, что именно она совершила настоящую революцию в театральной жизни Чикаго. На протяжении десятилетий драматический театр в городе ассоциировался с крепкими, реалистическими постановками в Steppenwolf Theatre, пьесами Дэвида Мамета и костюмными спектаклями в Шекспировском театре. Появление Мэри всколыхнуло чикагскую сцену. Ее интерес к эпическому материалу (Гомер, Эврипид, Овидий) в сочетании с искрометной фантазией дает потрясающий результат. Греческие трагедии, шекспировские страсти, откровения и метаморфозы (без всяких кавычек) героев – все служит у Циммерман средством для воплощения ее концепции синтетического театра. Такого количества находок я давно не видел в театре! Циммерман – невероятно увлекающийся человек. Она знает, понимает и любит своих героев: Одиссея, Леонардо да Винчи (“Дневники Леонардо Да Винчи”, Lookingglass Theatre, 2003 год), Галилео Галилея из оперы Филиппа Гласса (Goodman Theatre, 2002 год). Недавно, разбирая вещи в родительском доме, она обнаружила свои детские рисунки. Циммерман вспоминает: “Удивительно, но с детства меня интересовали боги: Зевс, посылающий молнии, Афина, играющая на флейте… Огромное значение для меня имели вопросы, в состоянии ли мы изменить нашу жизнь, каково соотношение радости и горя, любви и смерти, что собой представляет мир, в котором умерла любовь. Моими спектаклями я пытаюсь ответить на эти вопросы”.
С одинаковым успехом Циммерман работает на драматической и оперной сценах. Среди ее наиболее известных постановок (кроме вышеперечисленных) – “Книга джунглей” в Goodman Theatre, “Перикл” в Шекспировской театральной компании в Вашингтоне, оперы “Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти с Н.Дессе и А.Нетребко, “Сомнамбула” В.Беллини с Н.Дессе, “Армида” Дж.Россини с Р.Флеминг, “Русалка” А.Дворжака в Метрополитен-опере (сезоны 2007-08, 2008-09, 2009-10, 2016-17 годов). В интервью газете New York Times Мэри Циммерман говорила о “Русалке” так: “Эта сказка, может, и предназначена для детей, но в ней есть психологическое предупреждение или мрачное предупреждение. Настоящая любовь не может требовать потери себя и своего голоса”. Несколько сцен в спектакле проходят в воде. Мэри призналась, что, если бы не “Метаморфозы”, она бы наверняка начала “Русалку” на тот же манер. Но ведь Русалка – существо водное, она дочь Водяного. Так что водная стихия не выглядела “надругательством” над оперой.
В своем творчестве Циммерман предпочитает придерживаться оригинальных сюжетов. Вот еще один пример – спектакль Циммерман “Белая змея” (“The White Snake”) в Goodman Theatre в сезоне 2013-14 годов. Сказка создана на основе древней китайской легенды. Однажды Белая змея, превратившись в прекрасную девушку, влюбилась в парня. Чтобы достичь сердца любимого, она готова остаться в мире людей. Но ее тайну знает мстительный монах. Он потрясен наглостью Змеи, воспринимает ее поведение как аморальное и готов сделать все, чтобы разрушить их союз… В спектакле было все, что так нравится зрителям всех возрастов: романтическая история, танцы, элементы анимации. Подобно спектаклю по сказке Андерсена, в “Белой змее” на сцене все время находился камерный ансамбль. Музыка композитора Андре Плюсса сочетала в себе элементы классической, оперной и традиционной китайской музыки. После премьеры Мэри Циммерман сказала: “Для меня большое удовольствие видеть, как фантастическое и сверхъестественное в этом спектакле уживается с совершенно будничными деталями быта. Я старалась показать универсальную историю влюбленных, которая остается актуальной во все времена”. Те же самые слова режиссер может повторить и сегодня, во время показа “Стойкого оловянного солдатика…“.
В этом сезоне Lookingglass Theatre представит еще два спектакля. Оба созданы членами труппы, оба являются мировыми премьерами. Вот что нас ждет после “Стойкого оловянного солдатика…“.
“Действие(я) Бога“ (“Act(s) of God”) по книге Карим Бандели в постановке художественного руководителя театра Хайди Стиллман (13 февраля – 7 апреля 2019 года). Единственный из трех спектаклей, сюжет которого нам неизвестен. Аннотация звучит интригующе: “Три брата и три сестры, две пары родителей и один неожиданный гость. Когда семья собирается на ужин, приходит таинственный конверт с поразительной новостью. Абсурд нарастает, семейные связи трещат по швам…”.
В Lookingglass Theatre собрались талантливые люди. Почти каждый сезон актеры сами адаптируют классические произведения или создают новые пьесы. Их число в новом сезоне пополнит Карим Бандели. В прошлом сезоне актер с успехом сыграл роль капитана Немо в спектакле “Двадцать тысяч лье под водой“.
“Франкенштейн Мэри Шелли“ (“Mary Shelley’s Frankenstein”) по книге Мэри Шелли в постановке Дэвида Катлина (8 мая – 4 августа 2019 года). Создатель “Моби Дика” и “Алисы в стране чудес” берется за готический роман об ученом Викторе Франкенштейне и его вышедшем из-под контроля Чудовище.
В активе Lookingglass Theatre – больше сорока чикагских театральных премий “Джефф”, многочисленные премии и награды! Lookingglass Theatre – лауреат высшей и самой почетной театральной награды Америки премии “Тони”-2011 (Tony Award) в категории “Лучший региональный театр”. Театр стал пятым – после Steppenwolf Theatre (1985), Goodman Theatre (1992 год), Victory Gardens Theater (2001 год) и Чикагского шекспировского театра (2008 год) – театром Чикаго, получившим премию “Тони” в категории “Лучший региональный театр Америки”. Чикаго имеет наибольшее количество наград в этой категории среди всех театров Америки.
Приближается сезон каникул, и многие из вас спрашивают, куда пойти в это время с детьми. Вот вам ответ: возьмите детей и бегите в Lookingglass на “Стойкого оловянного солдатика…”! Не пропустите прекрасную возможность насладиться настоящим искусством. Там хорошо, там интересно, там вам понравится!
Nota bene! Спектакль “Стойкий оловянный солдатик: рождественская пантомима“ идет до 13 января 2019 года в помещении Lookingglass Theatre по адресу: 821 North Michigan Avenue, Chicago, IL 60611. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2018-19 годов – по телефону 312-337-0665, на сайте http://lookingglasstheatre.org или в кассе театра. В день спектакля продается некоторое количество билетов специально для студентов по цене $20. При входе необходимо предъявить студенческое удостоверение. На групповые заказы (8+) – скидки до 20%. Справки – по телефону 773-477-9257 x125. Не забудьте в кассе театра поставить штамп на билете паркинга. В этом случае вы получите хорошую скидку. Адрес паркинга со скидкой: 161 East Chicago Avenue, Chicago, IL 60611.
Фото – Лиз Лоурен