Stage Russia: “Самоубийца” у порога

Перед кинопоказом спектакля Сергея Женовача

The Suicide

Второй сезон международного проекта “Stage Russia HD” (продюсер – Эдди Аронофф) представляет нам возможность увидеть постановки ярчайших представителей современного русского театра. Сезон открылся показом спектакля Юрия Бутусова “Чайка” Московского театра “Сатирикон”. Впереди нас ждут спектакли Римаса Туминаса (“Дядя Ваня” Московского театра Вахтангова), Юрия Бутусова (“Макбет. Кино.” Санкт-Петербургского театра Ленсовета – впервые проект покидает Москву), Бориса Юхананова (“Сверлийцы” Московского Электротеатра Станиславский). Но это будет в следующем году. А 11 ноября состоится кинопоказ спектакля Сергея Женовача “Самоубийца” Московского театра “Студия театрального искусства”. О спектакле, режиссере и театре – в этой статье.

Сергей Женовач родился 15 мая 1957 года. В 1979 году закончил режиссерский факультет Краснодарского института культуры. Работал руководителем Краснодарского молодежного любительского театра. С 1983 до 1988 года учился на режиссерском факультете ГИТИСа (курс П.Фоменко). После стажировки начал педагогическую деятельность на кафедре режиссуры в мастерской П.Фоменко. С 1988 по 1991 годы – режиссер театра-студии “Человек”. С 1991 по 1998 годы – режиссер Театра на Малой Бронной (с 1996 года – главный режиссер). Ставил спектакли в театре Мастерская Петра Фоменко, Малом театре, МХТ имени Чехова. Поставил три спектакля в Норвегии. С 2001 года – художественный руководитель Мастерской совместного обучения режиссеров и актеров на кафедре режиссуры ГИТИС. С 2004 года – заведующий кафедрой режиссуры ГИТИС. Лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств РФ, профессор.

Театр Женовача “Студия театрального искусства” (СТИ) родился из его курса. Весной 2005 года в ГИТИСе прошел фестиваль дипломных работ мастерской Сергея Васильевича с многообещающим названием “Шесть спектаклей в ожидании театра”. После окончания фестиваля студенты объявили, что продолжат работу с режиссером. Юридически театр образовался в июле 2005 года. С марта 2008 года у театра появился свой дом на улице Станиславского. В XIX веке в этом доме находилась золотоканительная фабрика семьи Алексеевых. В этом доме в 1863 году родился Константин Сергеевич Алексеев, известный всему миру под псевдонимом Станиславский. В этом доме в 1904 году Станиславский, будучи руководителем фабрики, открыл театр для рабочих. Символично, что именно здесь спустя век открылся новый театр, руководитель которого считает себя последователем и продолжателем дела Станиславского.

На протяжении двенадцати лет руководство театра остается неизменным: художественный руководитель – Сергей Женовач, главный художник – Александр Боровский, композитор – Григорий Гоберник, советник по литературной части – Борис Любимов.

Женовача всегда интересовала классическая литература. В Краснодарском любительском театре он ставил Достоевского, первыми спектаклями на кафедре ГИТИСа были “Владимир III степени” – сцены из неоконченной комедии Н.Гоголя (1991) и “Шум и ярость” по одноименному роману У.Фолкнера (1993), первыми постановками в Театре на Малой Бронной – “Король Лир” (1992) и “Леший” Чехова (1993). Так что вполне естественно, что основу репертуара нового театра составили произведения классиков, причем десять из двенадцати спектаклей поставлены по прозаическим произведениям. Впечатляет список спектаклей Женовача в СТИ: “Захудалый род” Н.Лескова (2006), “Игроки” Н. Гоголя (2007), “Битва жизни” по повести Ч.Диккенса (2008), “Река Потудань” по рассказу А.Платонова (2009), “Три года” по повести А.Чехова (2009), “Записные книжки” по А.Чехову (2010), “Брат Иван Федорович” по роману Ф.Достоевского “Братья Карамазовы” (2011), “Москва-Петушки” по поэме В.Ерофеева (2012), “Записки покойника” М.Булгакова (2014). Последняя премьера театра – инсценировка романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита” (премия за лучшую режиссуру “Хрустальная Турандот” в 2017 году).

Успехи театра велики. Двадцать четыре номинации и семь премий Российской национальной театральной премии “Золотая маска”, участие в международных театральных фестивалях, гастроли в США, Южной Корее, Польше, странах Прибалтики, туры по городам России… Но самое главное – спектакли: умные, глубокие, тонкие размышления о наиболее значимых проблемах современного общества.

The Suicide

Спектакль “Самоубийца” сто    ит особняком в афише театра. Почитатели таланта Женовача говорят, что в этой постановке открылся его новый талант – комедийный. Спектакль, подобно тексту Николая Эрдмана, получился острый, дерзкий, эксцентричный. Женовач говорит: “Наш спектакль – высказывание о том, что происходит сейчас с людьми, попытка поразмышлять о сегодняшнем “маленьком человеке”. Мысль главного героя Подсекальникова о том, что “жить хочется, на работу ходить хочется, любить хочется”, кому-то может показаться обывательской, но для нас она важна”.

Пьеса “Самоубийца” написана Николаем Эрдманом в 1929 году. При жизни автора она не печаталась и никогда не ставилась, хотя попытки такие были. Мейерхольд подписал с Эрдманом договор о постановке спектакля, но Главрепертком пьесу запретил. Репетировал “Самоубийцу” и Константин Сергеевич, однако до премьеры дело не дошло. Запрет на постановку исходил от Сталина. Спустя десятилетия, в 1982 году, Плучек поставил пьесу в Театре Сатиры, но после премьеры спектакль сняли с репертуара. Спектакль Любимова на Таганке тоже запрещали – он вышел только в 1990 году. Активно “Самоубийцу” стали ставить только в последнее десятилетие XX века. Впервые пьеса была опубликована в Германии в 1969 году. В СССР она впервые появилась в журнале “Современная драматургия” в 1987 году.

The Suicide

“Уникальный текст XX века” – так называет Сергей Женовач эрдмановского “Самоубийцу”. В ней есть все: сатира и абсурд, мелодрама и комедия. Гениальный Николай Робертович написал пьесу на все времена. Как будто сегодня написаны слова главного героя: “Товарищи, я не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество, ни за Марию Лукьяновну!”

“Любое талантливое или непредсказуемое, таинственное произведение заключает в себе некую загадку – можно только к ней прикоснуться, и в этом и есть путешествие. Эта вещь очень исповедальная, глубокая…” – убежден Сергей Женовач.

The Suicide

Художник Александр Боровский выстроил на сцене тесную двухэтажную конструкцию из старых дверей, за каждой из которых кипит жизнь. Я помню, так было в “Доме на набережной” на Таганке. Художник Давид Боровский-старший лишал героев свободного пространства, и эта метафора несвободы физически ощущалась на таганской сцене. В “Самоубийце” у Боровского-младшего герои тоже буквально на головах друг у друга живут. А за дверями – черное пустое пространство, мрак и смерть.

“От времени не надо уходить – тем более, что оно сидит в нас, и никуда мы от него не денемся. История конца двадцатых-тридцатых годов – не просто забытый кусок жизни. Я в свое время читал, что когда людей расселяли, они не хотели уезжать из коммуналок, они настолько привыкли, что есть один туалет, что все знают кто что ест, кто что готовит. Это была мука, и люди были в этой муке счастливы”, – говорит Сергей Женовач.

В спектакле заняты актеры трех поколений. В роли Подсекальникова – Вячеслав Евлантьев (выпускник ГИТИСа 2013 года). По темпераменту, обаянию и естественности актера сравнивают с юным Табаковым.

В ролях: Евгения Громова (Мария Лукьяновна, жена Подсекальникова), Анастасия Имамова (Серафима Ильинична, теща Подсекальникова), Алексей Вертков (Александр Петрович Калабушкин), Мария Шашлова (Маргарита Ивановна Пересветова), Григорий Служитель (Аристарх Доминикович Гранд-Скубик), Игорь Лизенгевич (Пугачев, мясник). В спектакле участвуют Сергей Качанов (Егор Тимофеевич), занятый практически во всех спектаклях Женовача, и Глеб Пускепалис (Молодой человек, глухонемой).

The Suicide

Напоследок две цитаты из многочисленных рецензий на спектакль. “Самоубийца” – один из самых умных и едких спектаклей московской сцены. Он действует на зрительный зал, как кислота на ржавую монету. Устанавливает исторические параллели, о которых страшно вспоминать. Заставляет задумываться над вопросами, которые хочется вытеснить из сознания. Ставит лицом к лицу со своей историей, уроки которой никого и ничему не учат.” Ольга Егошина (Новые известия, 10 марта 2015 года)

“Пьеса 1928 года актуальна до неприличия. Слова ее шипят и взрываются, как карбид в воде. Бедный обыватель, честный коммунальный лузер, Подсекальников бьется между неумолимым равнодушием державы и бесовщиной Аристарха Доминиковича. И только инстинкт жизни… отводит беднягу от дула пистолета. Впереди у него, как известно из истории, – сорок бочек арестантов и сто смертей. Без выбора.” Елена Дьякова (Новая газета, 13 марта 2015 года)

The Suicide

Премьера “Самоубийцы” состоялась 1 марта 2015 года. Спектакль был удостоен Международной премии Станиславского в номинации “Перспектива”, актер Вячеслав Евлантьев за роль Подсекальникова стал лауреатом Театральной премии газеты “Московский комсомолец”. Спектакль идет в репертуаре театра.

Подробности создания спектакля и программка – на сайте http://sti.ru/samoubiyca/.

На прошлой неделе мне удалось пообщаться с режиссером спектакля “Самоубийца”, руководителем театра “Студия театрального искусства” Сергеем Женовачем, и он рассказал мне много интересного. Интервью с ним читайте в следующем выпуске нашей газеты.

Nota bene! Кинопоказ спектакля “Самоубийца” Московского театра “Студия театрального искусства” пройдет 11 ноября 2017 года в 2 часа дня в помещении Josephine Louis Theater (20 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208). Заказ билетов – на сайте https://web.ovationtix.com/trs/pe.c/10184249. Все новости о проекте “Stage Russia HD” – на сайте http://www.stagerussia.com/.

Фото – Александр Иванишин. Все фотографии предоставлены компанией Stage Russia