Прежде, чем приступить к описанию церкви, есть смысл дать краткую справку о Григории Великом (Gregory the Great, 540-604), поскольку личность эта довольно любопытная. Отец Григория был римским сенатором, и сыну была бы предписана та же стезя, но он предпочел уйти в религию и уже к 50 годам стал папой римским. Главными его заслугами считаются экспедиция по обращению в истинную веру диких орд бриттов на территории нынешней Англии, а также всемерное распространение музыки в церквях, которую впоследствии так и назвали Григорианскими песнопениями (Gregorian Chant).
Первоначально церковь St. Gregory the Great была открыта в 1904 году по настоянию растущей общины из крохотного Люксембурга, подавшей соответствующую петицию.
Это было двухэтажное деревянное строение, которое служило одновременно и церковью, и школой. Однако уже через несколько лет стало ясно, что здание слишком маленькое для общины, и было заложено новое, спроектированное архитектором Уильямом Перри (William Perry) из Питтсбурга, в котором уже в 1926 году прошла первая месса. Новую церковь открывал лично кардинал Манделайн (Mundelein), оставивший яркий след в религиозной и культурной жизни Чикаго 20-го века. На открытии кардинал назвал церковь St. Gregory the Great «средневековой жемчужиной, перенесенной в современность».
Архитектурный стиль церкви — возрожденная готика — достаточно популярен в Чикаго. Его разработал в середине 19 века английский архитектор Augustus Welby Northmore Pugin (1812-1852), который рассматривал свой стиль как ответ и на индустриализацию, и на пропагандируемые в то время в архитектуре новое язычество и республиканизм, оформленные в стиле греческого и романского возрождения.
Однако открытие церкви не означало окончания всех внутренних работ по причине нехватки финансирования. По мере поступления средств продолжалась внутренняя отделка, которая закончилась с последними витражами лишь в 1942 году.
Церковь богато украшена необыкновенно красивыми витражами и иконами, выполненными американскими и итальянскими мастерами и размещенными как на алтаре и кафедре, так и в укромных уголках, таких как баптистерий, часовня успокоения и нефы. Особое место в оформлении церкви занимают скульптуры евангелистов и скорбящей богоматери.
Настоятели и прихожане также очень гордятся шестью колоколами от 450 до 2800 фунтов (204 кг – 1270 кг), каждый из которых имеет персональное имя.