1 апреля впервые в истории оркестр Лирик-оперы исполнил Девятую симфонию Л.ван Бетховена. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Солисты – студенты Центра оперного пения Райена Матильда Эдж (сопрано) и Кэтлин Фелти (меццо-сопрано); выпускник Центра Мэтью Поленцани (тенор); Эрик Оуэнс (бас). В начале концерта прозвучало новое сочинение сына сэра Эндрю, композитора Эда Фрэзера Дэвиса, написанное специально к этому дню. Вечер был посвящен леди Джанне Роланди Дэвис, жене сэра Эндрю, матери Эда, многолетней руководительнице Центра оперного пения Райена.
Лирик-опера воздает почести многолетнему (c 2000 до 2021 года) музыкальному руководителю театра сэру Эндрю Дэвису. Я неоднократно встречался с сэром Эндрю, и каждый раз оставался под большим впечатлением от его обаяния и открытости. Сегодня я бы хотел вспомнить наиболее интересные фрагменты наших бесед.
Мое первое интервью с ним началось неожиданно. “Сейчас я перекурю и начнем. Хорошо?” – спросил сэр, доставая из кармана пачку сигарет. “Что вы спрашиваете, вы же музыкальный руководитель?!” – “напомнил” ему менеджер Лирик-оперы. “Правда? Я все время об этом забываю”. Улыбнувшись, Дэвис отправился “на перекур”. Вернувшись, он пригласил меня в кабинет…
– Сэр Эндрю, расскажите, пожалуйста, о ваших первых оперных впечатлениях.
– Мои родители не были музыкантами, хотя отец пел в церковном хоре, а мама в юности играла на фортепиано. У меня не было друзей – любителей оперы, поэтому я пришел в оперу поздно, уже взрослым молодым человеком. Сразу заинтересовался музыкой XX века. Мой учитель познакомил меня с творчеством Стравинского, Берга, Шенберга. Первыми оперными спектаклями были для меня две одноактные оперы в лондонском “Sadler’s Well Theater”: “Соловей” Стравинского и “Ожидание” Шенберга.
– Шенберг и Стравинский – неплохое начало!
– Мне понравились эти оперы. А потом я увидел “Фауст” Гуно. До сих пор помню, какая ужасная была постановка… Я учился в Королевской академии музыки (Royal College of Music) и в Королевском колледже (King’s College) Кембриджа, собирался стать органистом, играть в костелах и посвятить себя церковной музыке.
– Почему вы решили обратиться к дирижированию?
– Мой друг в Кембридже попросил меня продирижировать студенческим оркестром. Я согласился, и мне понравилось. Первым симфоническим произведением, которым я дирижировал, была симфония Гектора Берлиоза “Гарольд в Италии”. Затем последовали Скрипичный концерт Берга, Пять пьес Шенберга и Неоконченная симфония Шуберта. Так что дирижировать я начал еще в Кембридже, а потом год стажировался в Риме у итальянского дирижера Франко Феррара.
– Как начиналась ваша дирижерская карьера?
– Вернувшись из Рима, я дирижировал Английским камерным оркестром, параллельно играя в двух кафедральных соборах. В 1969 году я участвовал в семинаре молодых английских дирижеров в Ливерпуле, а на следующий год подал заявление на позицию второго дирижера в Шотландский симфонический оркестр Би-Би-Си в Глазго. Очень смешная история, как я туда попал. У меня есть близкий друг в Кембридже. Он играет на литаврах и незадолго до этого получил работу в этом оркестре. Я позвонил ему, сказал, что выслал резюме, не получил никакого ответа и поинтересовался, не может ли он навести справки, в чем дело? Друг зашел в обеденное время в отдел кадров и подошел к столу, где в трех папках лежали резюме. Папки были подписаны: “Да” – кандидаты, которые будут прослушиваться с оркестром; “Нет” – те, которым не предоставят этого права; “Возможно” – те, чьи дела еще не решены. Я был как раз в папке “Возможно”. Мой друг вынул мое резюме из этой папки и переложил его в папку “Да”. Так что я обязан ему своей карьерой.
Пост второго дирижера Шотландского симфонического оркестра Эндрю Дэвис занимал пять лет: с 1970 по 1975 годы. В 1975 году он становится главным дирижером Торонтского симфонического оркестра и тринадцать лет живет и работает в Канаде. Дэвис до сих пор поддерживает близкие отношения с оркестром, является дирижером-лауреатом. В 1988 году начинается новый этап в жизни маэстро: он принимает приглашение дирекции музыкального фестиваля в Глайндебурне и становится его новым музыкальным руководителем, а с 1989 года возглавляет Симфонический оркестр Би-Би-Си. В мае 1992 года Дэвис был награжден Орденом Британской империи и стал именоваться сэром Эндрю Дэвисом. В 2000 году маэстро стал музыкальным руководителем Лирик-оперы.
– Сэр Эндрю, вы помните ваш первый спектакль в Лирик-опере?
– Я начинал в Лирик-опере с опер Моцарта. 1987 год – “Женитьба Фигаро”, 1989 год – “Милосердие Тита”, 1991 год – опять “Фигаро”. Когда в 1993 году мне предложили дирижировать оперой “Так поступают все”, я согласился, но только с условием, что следующим спектаклем не будет опера Моцарта. Мне пошли навстречу, и в 1994 году я дирижировал “Каприччио” Штрауса.
– Когда вам предложили стать музыкальным руководителем Лирик-оперы?
– В 1997 году моей жене позвонил ее старый приятель, тогдашний артистический директор Лирик-оперы Мэттью Эпстайн и сказал: “Бруно Бартолетти (Многолетний музыкальный руководитель Лирик-оперы. – Прим. автора.) недавно сообщил, что собирается уходить на пенсию. Мы ищем нового руководителя. Как жаль, что Эндрю слишком занят, чтобы рассмотреть наше предложение”. Жена ответила: “Откуда ты знаешь, ты ведь не говорил с Эндрю?!” Эпстайн сказал: “Пока ничего не говори ему”. Конечно, выйдя из-за стола, жена тут же бросилась звонить мне. Я жил тогда в Лондоне, руководил Симфоническим оркестром Би-Би-Си и летним музыкальным фестивалем в Глайндебурне, был счастлив работать с великолепным оркестром и дирижировать операми на открытом воздухе на чудесном фестивале. Симфонический оркестр Би-Би-Си – единственный оркестр в Лондоне, который не зависит от количества проданных билетов. Оркестр финансируется Би-Би-Си, а эта радиостанция существует, в основном, на правительственные фонды. С оркестром Би-Би– Си я мог придумывать потрясающе интересные программы и строить новый репертуар. Но когда я узнал об уходе Бартолетти, я подумал, что это прекрасный вариант для перемен. Почему бы не попробовать? Через пару дней мне позвонил Билл Мэйсон. Он начал разговор с тех же слов: “Бруно Бартолетти недавно сообщил, что собирается уходить на пенсию”. Мэйсон предложил мне возглавить Лирик-оперу. Через две недели театр определился с новым руководителем.
– Первой оперой стала “Пиковая дама”…
– По первоначальному плану мы должны были показать постановку русского режиссера Льва Додина 1998 года – совместную продукцию нескольких театров, в том числе Парижской и Амстердамской опер. Я полетел в Амстердам посмотреть спектакль. Засомневался, что постановку, действие которой происходит в сумасшедшем доме, воспримут в Чикаго. После спектакля вернулся в гостиницу, позвонил Биллу (Уильям Мейсон – генеральный директор Лирик-оперы с 1997 до 2011 годов. – Прим. автора.) и сказал, что эта постановка не для Чикаго. Мы показали в Лирик-опере постановку Грэма Вика, сделанную им для Глайндборнского оперного фестиваля. Я дирижировал этим спектаклем тогда, на фестивале… Для большой сцены Лирик-оперы постановку пришлось немного переделать. В Чикаго спектакль прошел с большим успехом. Вот только на премьере в первой сцене в начале второго акта огромная лестница должна была медленно опускаться вниз. Она застряла на первом же движении… Такие вещи случаются. Впервые я дирижировал оперой в Глайндборне. Меня пригласил сэр Джон Притчард, тогдашний музыкальный руководитель фестиваля. (Джон Притчард руководил фестивалем с 1964 по 1977 годы. – Прим. автора.) Он предложил мне быть его ассистентом и два раза продирижировать “Каприччио” Рихарда Штрауса. Я сказал ему, что у меня совсем нет опыта оперного дирижирования. Он ответил: “В опере многое идет не так, как в жизни. Это нормально. Когда вдруг все идет, как по маслу, в результате ничего не получается”. (Сэр Эндрю мастерски копирует своеобразную манеру разговора сэра Джона. – Прим. автора.) Я люблю “Пиковую даму” и музыку Чайковского, считаю Патетическую симфонию одним из самых выдающихся произведений, когда-либо созданных человечеством… Мне понравилась новая постановка Ричарда Джонса. Многие поступки персонажей вывернуты наизнанку, при этом мы хорошо понимаем психологию героев…
– Говорят, безумно трудно дирижировать операми Стравинского. Вы называете его среди ваших любимых композиторов…
– Я обожаю музыку Стравинского и, в частности, оперу “Похождения повесы”. Это последнее произведение, которое он сочинил в стиле классицизма. В музыке “…повесы” легко обнаруживается влияние Моцарта. Это – не музыкальная драма, хотя все компоненты налицо: арии, дуэты, ансамбли… Стравинский заново осмысливает, “освежает” каноны того, как должно выглядеть классическое произведение. На позднем этапе своей жизни он попал в “объятия” Веберну. Например, первая часть его Септета начинается в русле классической традиции, но потом выходит на другой уровень. У позднего Стравинского есть сочинение “Canticum sacrum” (Священное песнопение во имя святого Марка для тенора и баритона соло, хора и оркестра, 1955 год. – Прим. автора.), которым я никогда не дирижировал и мечтал бы сделать это. Он написал его для исполнения в Соборе святого Марка в Венеции… Стравинский даже сегодня удивляет звуком, его прозрачностью и многообразием. “Похождения повесы” – замечательная опера во многих отношениях. Чудесная литературная основа. (Либретто Уистена Одена и Честера Коллмена основано на сюжетах цикла “Похождения повесы” английского художника Уильяма Хогарта. Стравинский увидел эти работы в Художественном музее Чикаго в 1947 году. – Прим. автора.). Все партии написаны превосходно (особенно выдающейся мне кажется партия аукционщика Селлема), хоровые сцены впечатляют… Трудная музыка для оркестра – есть что поиграть и валторнам, и тромбонам, и даже клавесину. Стравинский остроумно использует возможности этого инструмента. Иногда клавесин “выпрыгивает” в середине вокального номера, иногда им “ограничиваются” длинные музыкальные моменты…
– Многие дирижеры работали по контракту с Лирик-оперой и Чикагским симфоническим оркестром, но при этом никто из них не жил в Чикаго…
– Да, мой предшественник Бруно Бартолетти был главным дирижером Лирик-оперы много лет, но так и не приобрел в Чикаго жилья. Он жил в гостинице.
– В гостиницах жили и Георг Шолти, и Даниэль Баренбойм. Не обзавелся домом и Риккардо Мути. Почему вы решили переехать из Англии в Чикаго?
– Чтобы по-настоящему работать в Лирик-опере. Не летать туда и обратно, а именно жить в Чикаго и заниматься музыкальной частью, дирижировать операми и создавать новый репертуар. Я знал, что здесь мне предстоит серьезная работа, особенно с оркестром. Оркестр был хороший, но, мне кажется, сейчас он стал намного лучше. Понимаю, что это звучит очень нескромно, но все же… Я никого не уволил. Кто-то ушел сам, появилось несколько новых имен, но костяк оркестра остался тем же…
– Многие дирижеры ведут себя с оркестрами как диктаторы. Как бы вы определили ваш стиль дирижирования? Вы не похожи на диктатора.
– Нет, диктаторство – не мой стиль работы. Я уважаю музыкантов, и они знают это. Конечно, дирижер – главный человек в оркестре, и когда меня что-то не устраивает, я говорю об этом. Но мне хочется, чтобы музыканты играли свободно, чтобы они чувствовали эмоции, вдохновение, экспрессию, свободу. Я не приемлю крика, грубости… Райнер добивался результатов другими средствами. Трудно сказать, что лучше, что хуже. И еще. Мне кажется, оркестру полезно играть с разными дирижерами. Поэтому я приглашаю хороших дирижеров со стороны.
– Что вы думаете о современных постановках классических опер?
– Я не люблю их. Мне не нравится европейский “трэш”. Я не хочу видеть на сцене человека, сидящего на унитазе, или что-то подобное. Я – традиционалист. Хотя я не против нетрадиционного подхода к классическому наследию. Один из моих любимых современных спектаклей – “Каприччио” Штрауса в постановке Джона Кокса. Режиссер так элегантно перенес действие оперы из Франции времен второй половины XVIII века в двадцатые годы XX века, что диалоги графини Мадлен с поэтом и композитором, их диалоги о музыке и литературе выглядели абсолютно органично. И, подобно графине Мадлен, мне тоже хотелось видеть на сцене союз музыки и поэзии. Я поддерживаю постановки, которые разбивают традиционные рамки, но я бы не хотел делать это, например, с “Женитьбой Фигаро”. Я помню телевизионную постановку Питера Селлерса оперы Моцарта – Да Понте “Дон Жуан”, сделанную много лет назад. Режиссерские находки мешали слушать оперу…
– Что вам нравится в Чикаго?
– Все, кроме погоды. Но после тринадцати лет жизни в Торонто к такой погоде я уже привык. Я люблю Чикаго. Мне нравится Нью-Йорк, но я точно знаю, что не хотел бы там жить, а Чикаго относится к числу наиболее подходящих для жизни городов. Здесь великолепные театры, музеи, рестораны, всегда происходит много интересного.
Пятница, 13 марта 2020 года стал самым “черным” днем для Лирик-оперы. Из-за пандемии коронавируса в тот день театр объявил об отмене новой постановки “Гибели богов” и тетралогии “Кольцо нибелунга” Р.Вагнера. Позднее были отменены все спектакли до конца сезона, и Лирик-опера закрылась. Я позвонил сэру Эндрю Дэвису, чтобы обсудить с ним последние новости. Он удивил меня сразу…
– В первый месяц после отмены “Кольца нибелунга” я начал переводить “Энеиду” Вергилия с латинского на английский (белый стих). Первый том закончил. Это только начало – впереди одиннадцать книг! Мой пенсионный проект, но я решил начать его досрочно.
– Вы собираетесь публиковать ваши переводы?
– Наверно, нет. Впрочем, кто знает. Посмотрим…
В следующем сезоне сэр Эндрю Дэвис вернется в Лирик-оперу в качестве приглашенного дирижера.
– Я буду дирижировать одной из моих любимых опер – “Гензель и Гретель” Хумпердинка. Первый раз я дирижировал этой оперой в МЕТ. Я помню наш разговор с концертмейстером группы валторн во время репетиции секции медных духовых инструментов. Я сказал ему, что люблю эту оперу, а он ответил: “Хумпердинк – это Вагнер на прозаке”. А вот еще одна ремарка, уже из разговора с контрабасистом в Мельбурнском симфоническом оркестре. Я дирижировал там в ноябре прошлого года. Он сказал: “Музыка Хумпердинка похожа на музыку Вагнера, но написана приятным человеком”. Так что я жду встречи с музыкой, “написанной приятным человеком”…
Nota bene! Билеты на концерт 1 апреля, а также на спектакли сезонов 2021-22 и 2022-23 годов – на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org или по телефону 312-827-5600. Адрес Лирик-оперы: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.