5 августа, 8.00 pm. Павильон. Концерт Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) под управлением маэстро Карлоса Мигуэля Прието. В программе: “Иберия” из “Образов” для оркестра К.Дебюсси, Фортепианный концерт М.Равеля (солист — Конрад Тао), “Téenek (Invenciones de territorio)” мексиканского композитора Габриэлы Ортис, “El Salón México” А.Копланда, “Huapango” мексиканского композитора и дирижера Хозе Пабло Монкайо (1912-1958).
Выпускник Принстонского и Гарвардского университетов Карлос Мигель Прието является музыкальным руководителем сразу четырех оркестров: Национального симфонического оркестра Мексики, оркестра Минерия в родном Мехико, Луизианского филармонического оркестра (Новый Орлеан) и Orchestra of the Americas (Вашингтон). На фестивале Равиния Прието дебютировал в августе 2013 года. В Скрипичном концерте Ф.Мендельсона солировал легендарный Ицхак Перлман. Летом 2015 года, во втором концерте Прието на фестивале, Мишель Деянг исполнила Семь испанских народных песен Мануэля де Фальи.
Американский скрипач, пианист и композитор Конрад Тао родился в Урбане (штат Иллинойс) в семье выходцев из Китая. С рождения мальчик проявлял особенные музыкальные способности. Когда его мама, профессор-климатолог, доктор Мингфан Тинг впервые услышала, как полуторагодовалый сын играет на пианино, она посчитала, что с сыном что-то не так. Нервничая, она позвонила мужу-инженеру на работу, подставила трубку телефона к инструменту и сказала: “Слушай, он играет!” Она признается, что это ее даже немного испугало. Судьба мальчика была предрешена. Конрад признается, что родители применяли тактику “чуть-чуть давления там и сям”, чтобы помочь ему усвоить правила работоспособности и дисциплины. Конрад считает, что это было для него очень полезно. Он стал брать уроки игры на скрипке в три года, дебютировал в составе профессионального оркестра в восемь лет, в девять уже сочинял музыку и был студентом Джульярдской школы. Выпускник Йельского университета. Лауреат фонда Гилмора 2012 года. В 2017 году был резидентом Гонконгского филармонического оркестра. На фестивале Равиния дебютировал в 2011 году. На Grant Park Music Festival в 2017 году мы слышали в его исполнении Фортепианный концерт Арама Хачатуряна, в 2019 году — Второй фортепианный концерт Д.Шостаковича.
6 и 7 августа, 1.00 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт Singers’ Centuries of Art Song с участием студентов вокального отделения Ravinia Steans Music Institute. Вход свободный.
6 августа, 7.00 pm. Павильон. Концерт рок-группы из Нового Орлеана The Revivalists и американской певицы и композитора Грейс Поттер.
7 августа, 5.00 pm. Павильон. Концерт “Yours, Stephen Sondheim: His Letters, Mentorship, and Music” посвящен памяти выдающегося композитора XX века Стивена Сондхайма. В программе: песни из мюзиклов композитора “Забавная история, случившаяся по дороге на форум” (“A Funny Thing Happened on the Way to the Forum”, 1962), “Свистеть умеет каждый” (“Anyone Can Whistle”, 1964), “Компания” (“Company”, 1970), “Фолис” (“Follies”, 1971), “Маленькая ночная музыка” (“A Little Night Music”, 1973), “Свинни Тодд” (“Sweeney Todd”, 1979), “Мы едем, едем, едем” (“Merrily We Roll Along”, 1981), “Воскресенье в парке с Джорджем” (“Sunday in the Park with George”, 1984), “В лес” (“Into the Woods”, 1987). Исполнители: вокалисты Брайан Стокс Митчелл, Хезер Хедли, Александра Биллингс, Сюзан Мониц, Бетани Томас, Chicago Artists Chorale, ЧСО. Музыкальный руководитель и дирижер — Кевин Стайтс. Концепция и режиссура — Роб Линдли.
Вундеркинд, в двадцать семь лет сочинивший песни к мюзиклу Леонарда Бернстайна “Вестсайдская история” (“West Side Story”, 1957), автор легендарных мюзиклов, кинокомпозитор, написавший, среди прочего, музыку к фильму Уоррена Битти “Дик Трейси” (“Dick Tracy”, 1990), блестящий интеллектуал, знаток европейской классической музыки и литературы, острослов и полемист — Стивен Сондхайм до последних дней оставался знаковой фигурой не только американской музыки, но и — шире — американской культуры. В жизни он был интровертом, предпочитал одиночество, жил почти отшельником. При этом в творчестве Сондхайму всегда были интересны люди: их взаимоотношения, поведение, нравы. Его персонажи — не застывшие манекены, открывающие рот во время представлений, а живые герои, словно на вечер поднявшиеся на сцену из городской толпы. Ничего искусственного, ничего наносного — с такими идеями Сондхайм начинал свою работу в музыкальном театре, и этим принципам он не изменял на протяжении всей жизни. Музыковед из университета Беркли Мел Гордон пишет: “Как и братья Гершвины, Рубен Мамолиан, Ирвин Берлин, Сондхайм вышел из среды русских евреев-эмигрантов, то есть из европейской и русской культурных традиций. Их называли “black Russians”, потому что в Америке они все заражались афроамериканской музыкой, смешивали ее с европейской музыкальной традицией и украшали русской чувствительностью. Таков и Сондхайм, хотя он представляет уже третье поколение, выросшее за пределами России. Кроме того, в каждом мюзикле Сондхайма есть персонаж, чьим прототипом является мать автора. Это тоже, по-моему, русская черта”.
Песни Сондхайма настолько привязаны к общему мелодическому замыслу спектакля, что в отрыве от него существовать не могут. Вы не встретите у Сондхайма просто “красивой песни” ни о чем, которая через день после премьеры могла бы оказаться хитом. Спектакль как единое целое, драма характеров, выраженная в словах и музыке, — вот что волновало композитора гораздо больше, чем набор “красивых” песенок. В результате у Сондхайма хитом оказывался весь мюзикл. В этом он продолжал линию “отцов-основателей” жанра Роджерса-Хаммерстайна и Бернстайна.
Когда Стивену было десять лет, его отец ушел к другой женщине. Мама тяжело переживала и не давала сыну общаться с отцом. В школе мальчик подружился с Джимом Хаммерстайном — сыном Оскара Хаммерстайна, знаменитого поэта и либреттиста, одного из создателей мюзиклов “Оклахома” и “Звуки музыки”. Все свободное время Стивен проводил в их доме. Хаммерстайн заметил талант мальчика и ввел его в мир театра и музыки. После смерти своего первого учителя Сондхайм написал: “Оскар был человеком ограниченного таланта, но безграничной души”.
В мюзиклах Сондхайма играли Элизабет Тейлор и Манди Патинкин, балетные номера ставил Джером Роббинс. Фрэнк Синатра говорил: “Как жаль, что Сондхайм не пишет песен для “салонных” певцов вроде меня”. Два лондонских продюсера, которые на мюзикле Сондхайма “Компания” потеряли почти восемьсот тысяч долларов, прислали ему телеграмму: “Потеряли деньги с радостью. Замечательный спектакль. Поздравляем”. Барбара Стрейзанд однажды написала ему: “Стивен, я уже десять лет как звезда, а вы вызываете меня на пробу. Побойтесь Бога!”. Сондхайм ответил двумя строчками: ”Что вы звезда, понятно даже снобу, Но все-таки пожалуйте на пробу”.
Творчество Сондхайма хорошо знакомо зрителям Чикаго. В разные годы в городе шли многие из его мюзиклов. 30 июня 2003 года в Goodman Theatre состоялась мировая премьера его мюзикла “Кураж” (“Bounce”) о временах “золотой лихорадки” в Америке.
Сондхайм умер 26 ноября 2021 года на девяносто втором году жизни в своем доме в городе Роксберри (штат Коннектикут).
Nota bene! Программа Музыкального фестиваля Равиния и заказ билетов — на сайте www.ravinia.org. Все концерты фестиваля пройдут по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035.