Смотрите, кто пришел

О новом руководителе ЧСО

Клаус Мякеля. Фото - Тодд Розенберг
Клаус Мякеля. Фото - Тодд Розенберг

2 апреля 2024 года администрация Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) объявила имя нового, одиннадцатого музыкального руководителя. Им станет маэстро из Финляндии Клаус Мякеля (Klaus Mäkelä). Его пятилетний контракт начинается с сезона 2027-28 годов. Он будет проводить с оркестром четырнадцать недель: десять — концерты в Чикаго, четыре — поездки с оркестром (туры по США и/или международные туры). Сегодня Клаус Мякеля находится в позиции исполняющего обязанности руководителя (Director Designate), тем не менее он уже обладает правом проводить прослушивания и приглашать в оркестр новых музыкантов.

Поисками нового музыкального руководителя ЧСО занимался специально созданный комитет. Вот, кто входил в его состав: музыканты ЧСО Юань-Цин Юй (ассистент концертмейстера), Джон Шарп (концертмейстер секции виолончелей), Кеннет Олсен (ассистент концертмейстера секции виолончелей), Александр Ханна (концертмейстер секции контрабасов), Уильям Бахман (ассистент концертмейстера секции фаготов), Майкл Мулкахи (тромбонист); председатель правления Ассоциации ЧСО Мэри Луиза Горно, заместитель председателя Честер Гугис, пожизненные попечители Линг Марковиц и Роберт Кол; попечитель Родерик Бранч; президент Ассоциации ЧСО Джефф Александер, вице-президент по артистическому планированию Кристина Рокка, вице-президент Ванесса Мосс. Председатель комитета — заместитель председателя правления Ассоциации ЧСО Хелен Зелл.

Между первым и вторым появлением Клауса Мякели в Чикаго члены комитета побывали на его семи концертах в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Осло и Токио. После одного из концертов Хелен Зелл сказала: “Энергия и интенсивность, которую Клаус Мякеля передает в своих выступлениях, кажется абсолютно захватывающей. Из концертного зала выходишь преображенной”.

Приведу еще слова Джеффа Александра: “В ходе первых встреч с оркестром Клаус Мякеля наладил прекрасные отношения с музыкантами и продемонстрировал способность исполнять разнообразный репертуар. Когда мы познакомились с ним и стали свидетелями — помимо необычайного музыкального таланта — его страсти к музыке, большой интерес к наследию ЧСО, способность тепло и искренне общаться с нашими спонсорами, зрителями, административным персоналом, стало ясно, что он является идеальным кандидатом на место человека, ведущего оркестр в будущее”.

С ЧСО Мякеля впервые выступил в апреле 2022 года. В программе были: пьеса “Одиннадцать ворот” шведского композитора Андерса Хиллборга, Второй скрипичный концерт С.Прокофьева (солист — Даниэль Лозакович), “Жар-птица” И.Стравинского.

Когда Мякеля впервые поднялся на сцену Симфонического центра и началась репетиция, он продирижировал сорокапятиминутной балетной музыкой целиком, не останавливаясь. Джефф Александр вспоминает: “Он не пытался объяснить, что собирается делать, или говорить о музыке. Он сказал: “Доброе утро. Начнем”. С первой минуты между Клаусом и музыкантами возникла особая связь”.

Президенту оркестра вторит Уильям Бахман. Он подтверждает, что “химия” Мякели с оркестром проявилась почти сразу: “Клаус давал четкие и понятные инструкции, которые вписывались в общую картину, которую он искал, и это было замечательно”.

Первые концерты ЧСО с Мякелей произвели огромное впечатление на музыкантов и критиков. Рецензии были абсолютно восторженными. Музыкальный критик Лоуренс Джонсон из Chicago Classical Review назвал концерт 14 апреля 2022 года “захватывающим представлением с калейдоскопическим блеском и бешеной энергией”. Альтист ЧСО Макс Рейми был поражен: “Я никогда не видел двадцатишестилетнего парня с подобным воображением и степенью мастерства”. Всезнающий британский музыкальный критик Норман Лебрехт пошел еще дальше. Уже тогда он увидел в Мякеле “лидера в гонке за место Риккардо Мути”. Статья Лебрехта на сайте slippedisc.com называлась: “Чикаго находит дирижера-мечту”.

Клаус Мякеля дирижирует ЧСО. Чикаго, 4 апреля 2024 года. Фото - Тодд Розенберг
Клаус Мякеля дирижирует ЧСО. Чикаго, 4 апреля 2024 года. Фото — Тодд Розенберг

После сезона 2021-22 годов отборочный комитет разослал музыкантам опросники, в которых спрашивалось, какие дирижеры могут претендовать на должность музыкального руководителя. Бахман говорит, что огромное большинство назвало Мякелю: “Один музыкант ответил так: 1.Мякеля. 2.Мякеля. 3.Мякеля”.

Вторая встреча с Клаусом Мякелей произошла в феврале 2023 года. Мы услышали симфоническую поэму “Туонельский лебедь” Я.Сибелиуса, пьесу “Айно” Дж.Лопеса Беллидо, Пятую симфонию Г.Малера. Снова — абсолютный успех у зрителей и критиков, восторженные отклики музыкантов!

После концерта 18 февраля 2023 года Джефф Александр привел Мякеля в Зеленую комнату Симфонического центра. Члены отборочного комитета официально пригласили его стать следующим музыкальным руководителем оркестра. “Это был прекрасный момент”, — вспоминает Мякеля.

Новая встреча с дирижером случилась совсем недавно. 3 апреля, через день после объявления, что маэстро станет новым музыкальным руководителем, я был на его репетиции. Мякеля вышел на сцену и без всяких предисловий сразу взялся за работу. В первой части репетировали Десятую симфонию Шостаковича. Мякеля пришел подготовленным. Он не просил исполнить Симфонию целиком — только отдельные фрагменты… Мякеля пропевает, какой бы ему хотелось услышать мелодию. Репетицию ведет очень активно. Все замечания по делу. Не старается показать себя. Репетирует без палочки. Движения точные, ничего лишнего. Отдельно работает с разными группами инструментов. Один фрагмент с виолончелями и контрабасами повторил три раза. Добившись нужного звука, сказал: “Браво!”

В перерыве подошел к нам, группе журналистов, с каждым поздоровался за руку. Говорит он очень быстро на хорошем английском. Глаза внимательные, изучающие.

В разговоре доброжелателен и открыт. Поинтересовался акустикой зала, спросил о балансе звука. Из американских симфонических залов выделил зал в Бостоне.

4 апреля в Симфоническом центре состоялся первый концерт ЧСО с Мякеля в новом качестве. Это был по-настоящему исторический вечер! Концерт начался с американской премьеры сюиты “Batteria” финского композитора Саули Зиновьева (его произведения никогда до этого не исполнялись в США). Мы услышали также Десятую симфонию и Первый виолончельный концерт Д.Шостаковича (солистка — аргентинская виолончелистка Сол Габетта). Я давно не слышал такого идеального исполнения музыки Шостаковича, таких выразительных соло, такого сбалансированного звука оркестра. Музыканты играли просто вдохновенно! А потом был фуршет, на котором ваш покорный слуга подошел к виновнику торжества, поздравил его и поблагодарил за прекрасное исполнение. Мякеля был в хорошем настроении. Он сказал, что Шостакович относится к его любимым композиторам и в будущем хотел бы исполнять его музыку с ЧСО. На американской премьере сюиты “Batteria” присутствовал Саули Зиновьев. Он прилетел в Чикаго накануне, но уже с восхищением рассказывал мне о Миллениум-парке и небоскребах, окружающих набережную озера Мичиган. Ему это напомнило один из районов Токио. На мой вопрос, как звучал ЧСО, Зиновьев ответил: “Я бы хотел, чтобы премьеры всех моих сочинений проходили в Чикаго”.

С таким же огромным успехом прошли концерты 5 и 6 апреля. А моя третья встреча с Мякелей состоялась в воскресенье, 7 апреля. Маэстро с виолончелисткой Сол Габетта задержались в Чикаго еще на день, чтобы побывать на камерном вечере Йо Йо Ма и Кэтрин Стотт. Я краем глаза наблюдал, с каким интересом слушал Мякеля своего старшего коллегу.

Клаус Мякеля. Фото - Тодд Розенберг
Клаус Мякеля. Фото — Тодд Розенберг

Клаус Мякеля родился в Хельсинки в музыкальной семье: мать — пианистка, отец — виолончелист, младшая сестра — бывшая альтистка, теперь профессиональная балерина. Дебют будущего дирижера состоялся в семь лет в составе детского хора в опере “Кармен” (Хельсинкская опера). Учился на факультетах виолончели и дирижирования в Академии Сибелиуса. В качестве виолончелиста солировал с оркестрами Финляндии. К пятнадцати годам достиг такого успеха, что смог заменить виолончелиста в Хельсинкском филармоническом оркестре. В двенадцать лет Мякеля стал учеником легендарного педагога Йормы Панулы, воспитавшего целое созвездие финских дирижеров. Постоянные контракты у Мякели с 2018 года, когда в возрасте двадцати двух лет он стал художественным руководителем Музыкального фестиваля в Турку (Финляндия, контракт завершен в 2022 году) и главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Шведского радио. С августа 2020 года Мякеля является главным дирижером Филармонического оркестра Осло, с сентября 2022 года — музыкальным руководителем Парижского симфонического оркестра (Orchestre de Paris) и артистическим партнером Оркестра Концертгебау (Амстердам). В сезоне 2027-28 годов он станет главным дирижером Концертгебау. Пока — на пять лет. С 2021 года Мякеля — эксклюзивный артист студии Decca Classics, третий в истории и первый дирижер, подписавший контракт с этой студией за последние сорок лет. Его первыми записями стали симфонии Сибелиуса с Филармоническим оркестром Осло (Edison and Classica Awards, номинация на BBC Music magazine’s Best Orchestral Album of 2023). С норвежским оркестром Клаус Мякеля выступил в Вене, Гамбурге, Амстердаме, Париже; побывал в трехнедельном туре по городам Японии, Тайваня и Южной Кореи.

С Парижским симфоническим оркестром Мякеля недавно провел тур по городам Северной Америки с остановками в Бостоне, Анн Арборе, Монреале и Нью-Йорке, а также (в марте 2024 года) выпустил диск с произведениями Стравинского и Дебюсси.

Мякеля — лауреат премии имени Сибелиуса 2022 года.

Клаус Мякеля — одиннадцатый музыкальный руководитель в 133-летней истории ЧСО. Вспомним его великих предшественников: Теодор Томас — 1891-1905 годы; Фредерик Сток — 1905-1942 годы; Дезире Дефо — 1943-47 годы; Артур Родзински — 1947-1948 годы; Рафаэль Кубелик — 1950-1953 годы; Фриц Райнер — 1953-1962 годы; Джин Мартинон — 1963-1968 годы; сэр Георг Шолти — 1969-1991 годы; Даниэль Баренбойм — 1991-2006 годы; Риккардо Мути — 2010-2023 годы.

Риккардо Мути стал самым пожилым руководителем ЧСО. Он возглавил оркестр в шестьдесят восемь лет. Фрицу Райнеру было шестьдесят четыре, когда он стал “хозяином” оркестра, Георг Шолти занял этот пост в пятьдесят семь лет. Клаус Мякеля — самый молодой руководитель ЧСО. В 2027 году, когда дирижеру исполнится тридцать один год, он начнет полноценно руководить ЧСО. До этого самым молодым оставался Фредерик Сток, ставший руководителем в тридцать два года. Опережая неизбежные на эту тему вопросы, Мякеля пояснил, что руководство Филармоническим оркестром Осло и Парижским симфоническим оркестром завершится в 2027 году. Дирижер пообещал, что ограничится Берлинским и Венским филармоническими оркестрами, а также оркестрами в Осло и Париже, которые, как он сказал в интервью музыкальному критику газеты Chicago Tribune Ханне Эдгар, “всегда будут частью моей семьи”. В основном, он сконцентрируется на работе с Концертгебау и ЧСО.

Благодаря эксклюзивному контракту дирижера со студией Decca Classics ЧСО начнет выпускать альбомы под этим лейблом впервые с тех пор, как сэр Георг Шолти руководил оркестром более трех десятилетий назад. Первый из альбомов, по словам Джеффа Александра, может появиться в течение года или двух, до официального начала действия контракта Мякеля в 2027 году. При этом пока непонятно, какова судьба лейбла CSO Sound, открытого в 2007 году.

Клаус Мякеля дирижирует ЧСО. Чикаго, 4 апреля 2024 года. Фото - Тодд Розенберг
Клаус Мякеля дирижирует ЧСО. Чикаго, 4 апреля 2024 года. Фото — Тодд Розенберг

Клаус Мякеля по-прежнему не расстается с виолончелью. В интервью Ханне Эдгар он признался, что “чувствует себя неспокойно, когда слишком долго находится вдали от виолончели”: “Чтобы быть сытым, нужно играть секстеты Брамса. Это доставляет мне даже больше удовольствия, чем дирижировать его симфонией”. В мае в Осло Мякеля дирижирует и солирует в Двойном концерте для скрипки и виолончели И.Брамса (скрипач — Даниэль Лозакович).

Клаус Мякеля будет ключевым голосом в выборе следующего композитора-резидента ЧСО, но в следующем сезоне эта должность останется вакантной впервые с момента ее учреждения в 1987 году. В интервью Ханне Эдгар Джефф Александр намекнул, что такой выбор “вполне может произойти до сезона 2027–2028 годов”.

Когда Мякелю спрашивают о будущих планах с ЧСО, он уклоняется от конкретики. Говорит только, что восхищается перспективой поэкспериментировать со звучанием оркестра: “Великий оркестр — это гибкий оркестр, который имеет дело с балансом, цветом, плотностью звука. Я с нетерпением жду возможности увидеть, как далеко мы сможем зайти в наших экспериментах. Такое ощущение, что музыканты жаждут работать. Можно быть уверенным, что мы вместе что-то откроем”.

Эксперименты начнутся уже в следующем сезоне. Клаус Мякеля выступит в Чикаго дважды: 24-26 апреля 2025 года — с Третьей симфонией Г.Малера, 1-4 мая 2025 года — с программой, в которой прозвучат Второй фортепианный концерт И.Брамса (солист — Даниил Трифонов), пьеса “Initiale” П.Булеза, Седьмая симфония А.Дворжака. В сезонах 2025-26 и 2026-27 годов Клаус Мякеля будет уделять больше времени ЧСО. Летом 2026 года он дебютирует на Музыкальном фестивале Равиния.

Что касается Риккардо Мути, то с 1 сентября 2023 года он является почетным пожизненным дирижером-лауреатом (Music Director Emeritus for Life). В этой роли маэстро проведет с ЧСО шесть недель в сезоне 2024-25 годов: четыре — в Чикаго, две — в туре по городам США. В дальнейшем маэстро также будет возвращаться в Чикаго. Количество концертов пока обсуждается.

Итак, главная интрига в музыкальном мире Чикаго решена. Новый руководитель есть, он готов к работе. Я всячески поддерживаю решение оркестра и его администрации.

Считаю, что на сегодняшний день это лучший выбор! Критики такого решения говорят, в основном, о трех вещах: молодости, одновременном руководстве несколькими оркестрами и недостатке опыта. Попробую выступить адвокатом Мякели.

Молодость — это не болезнь, она проходит довольно быстро, так что этот аргумент мы отведем сразу. К тому же случай Мякели — не первый. Густаво Дудамель был его возраста, когда стал музыкальным руководителем Лос-Анджелесского филармонического оркестра, Виллем Менгельберг стал главным дирижером Концертгебау в двадцать четыре года, Леонард Бернстайн дебютировал с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в двадцать пять.

Что касается одновременного руководства несколькими оркестрами, то маэстро Мякеля в этом смысле тоже не одинок. Сэр Георг Шолти одновременно руководил ЧСО и Королевским оперным театром Ковент-Гарден, Даниэль Баренбойм все годы руководства ЧСО продолжал оставаться руководителем Берлинской оперы. Андрис Нельсонс сегодня руководит Бостонским симфоническим оркестром и Оркестром Gewandhaus (Лейпциг), канадский маэстро Янник Незе-Сеген успешно совмещает руководство Метрополитен-оперой, Филадельфийским симфоническим оркестром и монреальским Orchestre Métropolitain, а маэстро из Италии Фабио Луизи разрывается между тремя континентами, возглавляя Симфонический оркестр Далласа, Датский симфонический оркестр (Копенгаген) и Симфонический оркестр NHK (Токио).

Недостаток опыта тоже — понятие растяжимое. Мякеля руководит оркестрами с двадцати двух лет. К тридцати одному у маэстро будет уже девятилетний стаж, а это немало. Опыт приобретается быстро. У Мякели есть талант, а это главное.

2 апреля 2024 года ЧСО открыл новую страницу в своей славной истории. Пожелаем ему успеха и будем следить за развитием событий! Прямой эфир из Симфонического центра продолжается.
Подробности биографии и творчества Клауса Мякели — на его сайте klausmakela.com.