16 января в 1.00 pm в помещении Украинского института современного искусства (Ukrainian Institute Of Modern Art, 2320 West Chicago Avenue, Chicago, IL 60622) состоится чикагская премьера документального фильма
“Смелость” (“Courage”, Германия, 2021, 90 мин., на белорусском и русском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Алексей Полуян.
Важная картина для тех, кто пытается разобраться в перипетиях белорусской политики, хотя политики как таковой в фильме нет. Есть люди, которые в августе 2020 года вышли на улицы Минска и других городов Беларуси в знак протеста против массовых фальсификаций во время президентских выборов. Название фильма обращено к ним. Кураж, смелость, отвага – это о них, о тысячах и тысячах молодых, красивых людей, отстаивающих свое право, как писал великий белорусский поэт Янка Купала, “людзьмi звацца”. Среди них – герои фильма, мои хорошие друзья, актеры Марина Якубович (Юревич), Павел Городницкий, Денис Тарасенко. В Чикаго мы видели их трижды во время гастролей Белорусского свободного театра. Они играли в спектаклях “Быть Гарольдом Пинтером” (январь-февраль 2011 года), “Минск 2011. Письмо для Кэти Акер” (январь-февраль 2013 года), “Король Лир” (февраль 2016 года, все спектакли в постановке Владимира Щербаня). В фильме использованы фрагменты других спектаклей Свободного театра – “Зона молчания” (режиссер – В.Щербань) и “Постигая любовь” (режиссер – арт-директор театра Николай Халезин).
В фильме наши герои не только на сцене, но и в домашней обстановке. Марина с мужем кормят ребенка, разговаривают с ним (“О чем ты мечтаешь?”); Денис играет на гитаре (звучит тема одной из лучших белорусских песен последних лет “Давай разрушим эту тюрьму, Здесь этих стен стоять не должно”); Павел импровизирует на фортепиано и ловит осу (“Если я выпаду из форточки, это будет моя предсмертная запись”, одна из самых пронзительных сцен картины). Конечно, они репетируют. По скайпу, как это происходит уже почти десять лет. Как известно, руководители театра Николай Халезин и Наталья Коляда вынуждены были остаться в Лондоне (на родине им “светило” уголовное дело).
Марина, Павел, Денис – обычные люди, которые хотят жить в нормальной свободной стране. Не получается. Оттого так горько звучат их слова о связи искусстве и жизни, о том, что происходит в их родной стране. Снова и снова вспоминается цитата из Пабло Неруды: “Вы спрашиваете, почему я не говорю о мечтах, О листьях, о больших вулканах моей земли? Смотрите: на улице кровь. Смотрите: кровь на улице!”
Вечером 9 августа 2020 года Марина, Павел и Денис вместе с другими актерами Свободного театра вышли на улицы Минска. Вместе с ними были операторы фильма “Смелость” Таня Гаврильчик и Ессэ Мазух. Благодаря их отважной работе мы вместе с протестующими прошлись по центральным улицам, постояли у здания КГБ и тюрьмы на улице Окрестина, аплодировали выходящим из изолятора, сопереживали родителям и друзьям тех, кто пытались узнать, где их близкие. Это рядом с нами стоял тот самый растерянный омоновец, прикрепивший к своему щиту белую розу и тем самым вошедший в историю.
Героям фильма повезло, их не арестовали. Другим повезло меньше. В застенках оказались менеджеры театра Светлана Сугако и Надежда Бродская… Дальше – больше. Сегодняшняя Беларусь превращена в концлагерь, людей арестовывают за цветок на балконе, за бело-красно-белую коробку, за любое неправильное с точки зрения властей мнение. Шаг влево, шаг вправо, и ты рискуешь оказаться в тюрьме, быть избитым, получить реальный срок.
В картине нет закадрового авторского текста, нет поясняющих титров. Авторы не навязывают нам свое мнение, а предлагают задуматься. Что может сделать человек в тоталитарной системе? Есть ли и каково чувство ответственности отдельного гражданина? Когда-то Александр Солженицын ответил на эти вопросы так: “Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!.. Когда люди отшатываются от лжи – она просто перестает существовать”.
Мне было трудно смотреть этот фильм. Он для меня слишком личный. Я люблю Свободный театр, давно слежу за ним, хорошо знаю его спектакли. Впервые я побывал в театре в феврале 2007 года в моем родном Минске. Помог режиссер Юрий Хащеватский, который на мой вопрос: “Что вы посоветуете посмотреть в эти дни в Минске?” ответил: “Свободный театр”. К счастью, на следующий день готовился их спектакль “Быть Гарольдом Пинтером”. Инструкции Хащеватского звучали так: “Подходите к зданию. В главный вход идти не надо. Ни в коем случае не произносите слова “Свободный театр”. Если стоите лицом к главному входу, подойдите направо и зайдите в здание через боковой вход. Поднимитесь на второй этаж, скажите, от кого пришли”. Следуя указаниям бывалого конспиратора, я попал в маленький клуб. Все пространство было занято стульями. Среди зрителей преобладала молодежь, хотя было несколько человек среднего и старшего возраста. Когда все стулья оказались заняты, люди стали располагаться на полу перед импровизированной сценой…
Потом были встречи в Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне. Я неоднократно брал интервью у руководителей театра Николая Халезина и Натальи Коляды, многолетнего режиссера театра Владимира Щербаня, актера Олега Сидорчика. Беседовал я и с Мариной, Павлом, Денисом. Мне нравятся они как актеры, я солидарен с их гражданской позицией, я от души желаю им успеха на сцене и в жизни.
После выхода на экраны фильма в жизни героев произошли изменения. На состоявшейся 14 декабря 2021 года пресс-конференции в Варшаве было объявлено, что Белорусский свободный театр переезжает в Польшу. В Варшаве начнет действовать театральная лаборатория, которая занималась профессиональной подготовкой кадров для театра. Ее перепрофилируют под творческое образование детей белорусских беженцев.
Для режиссера Алексея Полуяна фильм “Смелость” стал дебютом в большом кино. Он родился на западе Беларуси, в городе Барановичи. Учился в Минском БГУИРе (бывший Радиотехнический институт). Работал в IT-компании, но по словам Алексея, это не было его призванием. В программе “Берлинские окна” (телекомпания OstWest) он сказал: “Это был хороший самообман, который приносил хорошие деньги. Витрина, в которой нет гармонии”. Алексей понял, что его призвание – быть режиссером. Он учился в университете Касселя (Германия) в классе профессора Яны Друзь. После документального дебюта Алексей работает над первым игровым фильмом.
Мировая премьера фильма “Смелость” состоялась в феврале 2021 года на Берлинском МКФ при участии демократически избранного президента Республики Беларусь Светланы Тихановской. После просмотра создателей и госпожу Тихановскую встретили стоячей овацией.
Показ фильма в Чикаго состоится благодаря поддержки организации “Беларусы в Чикаго”, Украинского института современного искусства и организации “Ukrainian Congress in America, Illinois Division”. Вход свободный. Пожертвования приветствуются. Все собранные деньги будут отправлены в Беларусь семьям политических заключенных. Подробности о фильме – на сайте courage-film.com.
Подробности предстоящего показа – на странице в фейсбуке www.facebook.com/events/1587471428276145/?ref=newsfeed. Приятного просмотра!