Легендарный мюзикл Джозефа Стайна, Джереми Бока и Шелдона Харника “Скрипач на крыше” (“Fiddler on the Roof”) снова в Чикаго! Он идет с 17 сентября по 7 октября в рамках нового, шестьдесят восьмого сезона Лирик-оперы. Мы увидим североамериканскую премьеру постановки Барри Коски, сделанную им в 2017 году для Комической оперы Берлина. Дирижер — Кимберли Григсби (дебют в Лирик-опере). В спектакле участвуют более ста артистов. В главных ролях — звезды с Бродвея Стивен Скабелл (Тевье) и Дебби Гравитт (Голда). Скабелл играл Тевье на идиш в нью-йоркской постановке 2018 года и получил за роль премию Люсилл Лортел. В роли Цейтл — актриса из Гленко (пригород Чикаго) Лоурен Маркус, в роли Лазаря Вольфа — ветеран бродвейской сцены Дэвид Бенуа. Хореограф — Отто Пихлер.
Один из лучших мюзиклов XX века основан на повести Шолом-Алейхема “Тевье-молочник”. Премьера “Скрипача…”, состоявшаяся в начале 1964 года в Детройте, прошла без особого успеха, и перспективы показа мюзикла на Бродвее казались нереальными. Кому мог быть интересен спектакль о жизни евреев в царской России? Тем не менее создатели верили в успех, и успех пришел: грандиозный, ни с чем не сравнимый бродвейский триумф 22 сентября 1964 года. В 1965 году мюзикл был удостоен девяти премий “Тони”, и за следующие семь лет и девять месяцев “Скрипач на крыше” со знаменитым бродвейским актером Зиро Мостелем в роли Тевье был сыгран на Бродвее три тысячи двести сорок два раза!
В 1972 году состоялась премьера “Скрипача…” в Лондоне. Роль Тевье исполнил никому не известный израильский актер Хаим Тополь и, как говорится, на следующий день проснулся знаменитым.
Последний раз в Чикаго “Скрипач на крыше” шел в серии “Бродвей в Чикаго” в сезоне 2018-19 годов. Постановка лауреата премии “Тони” Бартлетта Шера с хореографией израильского балетмейстера Хофеша Шехтера, основанной на оригинальной хореографии Джерома Роббинса, была громкой и масштабной. Это было зрелище, предназначенное для Бродвея. Предстоящий спектакль будет совсем другим. Его автор — enfent terrible современной оперы Барри Коски. Лауреат премии Оливье и провокатор, автор радикальных интерпретаций классики, он называет себя “gay Jewish kangaroo”. Его стихия — зрелище яркое, площадное, живое. Его спектакли удивляют и порой возмущают, но никого не оставляют равнодушными.
Внук еврейских эмигрантов из белорусского местечка, Коски говорит, что всегда считал своего прадеда похожим на Тевье. Он полагает, что жизнь бабушки и дедушки была подобной их соотечественникам в воображаемой Анатовке. Будущий режиссер родился в Мельбурне в 1967 году. Изучал историю музыки и игру на фортепиано в Мельбурнском университете. В 1990 основал театр “Гильгуль”, художественным руководителем которого был до 1997 года. Оперные спектакли ставит с 1991 года. В 1996 году — директор Фестиваля искусств Аделаиды. С начала двухтысячных живет и работает в Европе. С 2001 по 2005 годы — один из режиссеров венского театра Schauspielhaus. В 2017 году поставил “Нюрнбергских мейстерзингеров” Р.Вагнера в Байройте, став первым евреем-режиссером за почти стопятидесятилетнюю историю фестиваля. С 2012 по 2022 годы Коски был интендантом и главным режиссером Берлинской комической оперы. Одним из первых спектаклей Коски в новой должности стала “Волшебная флейта”. Безумный авангард, кабаре, немое кино, сюрреалистическая анимация — и все это с бессмертной музыкой Моцарта. Коски создал спектакль совместно с британской театральной труппой “1927”, специализирующейся на анимации и видео. “Волшебная флейта” была показана в Лирик-опере в прошлом сезоне и разделила аудиторию на тех, кто полюбил этот спектакль, и тех, кто его решительно не принял. Я отношусь к первой категории.
Последней постановкой Коски в Комической опере в качестве руководителя стало представление “All-Singing, All-Dancing Yiddish Revue”. С нового сезона Коски становится консультантом театра и свободным художником. На ближайшие несколько лет у него уже много планов и подписанных контрактов. В следующем сезоне лондонский Ковент-Гарден анонсировал тетралогию Р.Вагнера “Кольцо нибелунга” в его постановке.
“Волшебная флейта” Коски была показана на трех континентах в тридцати пяти городах мира, спектакль посмотрели почти четверть миллиона зрителей. “Скрипач на крыше” Коски тоже триумфально проходит по крупнейшим оперным сценам мира. Я очень рад, что постановка добралась до Чикаго.
Новый сезон Лирик-оперы откроется 9 сентября оперой “Эрнани” — одним из ранних сочинений великого Джузеппе Верди по мотивам одноименной пьесы Виктора Гюго. Действующие лица и исполнители: Эрнани — Расселл Томас, Эльвира — Тамара Уилсон, Дон ди Сильва — Кристиан Ван Хорн, Дон Карлос — Куинн Келси. Дирижер — Энрике Маццола. Режиссер — Луиза Миллер. Об этой опере и солистах я подробно рассказывал в одном из прошлых выпусков Музыкального обозрения.
Две премьеры Лирик-оперы ждут нас в ноябре.
“Дон Карлос” Дж.Верди (французская версия). 9 — 25 ноября. Постановка Оперы Франкфурта. Дирижер — Энрике Маццола. Режиссер — Дэвид Маквикар. В главных партиях: Дмитрий Белосельский (Филипп II), Рейчел Уиллис-Соренсен (Елизавета Валуа), Клементин Маргейн (принцесса Эболи), Джошуа Герреро (Дон Карлос), Игорь Головатенко (Родриго, дебют в Лирик-опере), Соломан Ховард (Великий инквизитор).
“Граф Ори” Дж.Россини. 13 — 26 ноября. Постановка Метрополитен-оперы. Дирижер — Энрике Маццола. Режиссер — Бартлетт Шер. В главных партиях: Лоуренс Браунли (граф Ори), Кэтрин Левек (графиня Адель де Формутье), Мирко Палацци (Воспитатель графа), Зое Римс (Рагонда), Кейли Декер (Изольер, дебют в Лирик-опере).
Об этих спектаклях я расскажу подробно в будущих выпусках Оперного обозрения.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2022-23 годов — на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.