Многострадальная вторая конгрегация пресвитерианцев, образованная в Чикаго в 1842 году, успела потерять в пожарах две церкви. С третьей, воздвигнутой на основе частично уцелевшей второй, построенной по проекту известного чикагского архитектора Джеймса Ренвика (Lames Renwick) в 1874 году, конгрегации повезло больше. В 1900 году, после очередного пожара, церковь наняла молодого архитектора Говарда Ван Дорен Шоу (Howard Van Doren Shaw), который по счастливой случайности был ее активным прихожанином, для разработки нового проекта. Шоу подошел к работе над проектом решительно и радикально перестроил церковь в стиле English Art and Craft.
Трудно найти уголок, который бы не был изменен – арки, колонны, потолок. В отделке церкви Шоу интенсивно использовал темный дуб, украсил помещение скульптурами, лепкой, люстрами, но особый упор был сделан на настенных росписях и витражах, которые сейчас являются главным украшением храма.
Для выполнения настенных росписей был приглашен молодой и еще малоизвестный художник Фредерик Бартлет (Frederic Clay Bartlett). Чикагцам он больше известен как коллекционер, подаривший в 1926 году Чикагскому Художественному музею (The Art Institute of Chicago) блестящую коллекцию работ французских пост-импрессионистов. Однако, пожалуй, самое интересное в церкви – это витражи двух выдающихся художников – американца Луи Тиффани (Louis Comfort Tiffany) и англичанина, позднего пре-рафаэлита сэра Эдварда Бёрн-Джонса (Edward Burne-Jones), впрочем, и местные чикагские мастера были подстать. К сожалению, до нашего времени сохранились 9 витражей Тиффани из 12.
Не думаю, что мне стоит подробно останавливаться на описании витражей, просто посмотрите фотографии некоторых из них. А если есть желание и возможность, то посетите церковь, к счастью, три раза в неделю здесь проводятся бесплатные экскурсии.