В апреле 2021 года в беседе со мной главный редактор журнала “Театр” Марина Давыдова сказала: “Мне кажется, российский театр сегодня находится на вершине. Российским театром можно гордиться. Это топ уровень и по актерской игре, и по постановочной культуре”. Все рухнуло 24 февраля 2022 года, когда Россия начала широкомасшабную (военные операции вроде захвата Крыма продолжались с 2014 года) войну против Украины. Многие российские театральные деятели (режиссеры, драматурги, актеры) покинули страну. Среди них — Дмитрий Крымов (в день начала войны он прилетел в Филадельфию для постановки спектакля и не вернулся в Москву), Тимофей Кулябин, Юрий Бутусов, Чулпан Хаматова, Михаил Дурненков, Анатолий Белый, Александр Филиппенко, Никита Кукушкин, Рената Литвинова. Из России уехал Кирилл Серебренников, а созданный им “Гоголь-Центр” был закрыт. Свои посты оставили художественные руководители крупнейших театров Москвы: имени Вахтангова — Римас Туминас, Маяковского — Миндаугас Карбаускис. Из Центра имени Мейерхольда ушли художественный руководитель Дмитрий Волкострелов и директор Елена Ковальская. 24 февраля на своей странице в фейсбуке она написала: “Невозможно работать на убийцу и получать у него зарплату”. В Варшаве живет и работает Иван Вырыпаев, в Германии — Максим Диденко. Из МХТ имени Чехова уволены Дмитрий Назаров и Ольга Васильева. Уволен создатель и бессменный руководитель Московского театра “Школа современной пьесы” Иосиф Райхельгауз, не продлен контракт с руководителем Московского театра “Современник” Виктором Рыжаковым. После того, как Лев Додин отказался уволить Данилу Козловского, Роскомнадзор опечатал двери Малого драматического театра — Театра Европы. Создательниц спектакля “Финист — Ясный сокол” Евгению Беркович и Светлану Петрийчук пятый месяц держат в СИЗО по смехотворному обвинению. В следующем году начнется так называемое “преобразование” — на самом деле удушение — “Золотой маски”, недавно еще самой престижной театральной премии России. Список постоянно обновляется. (Всех желающих отсылаю к фейсбук-странице режиссера Егора Трухина. Он ведет хронологию событий, начинающуюся с Пушкина и Лермонтова.)
На наших глазах происходит то, что Марина Давыдова называет уничтожением русского театра. Этот процесс продолжается каждый день. Фамилии неугодных режиссеров исчезают из программок, их спектакли снимают с репертуара. При этом есть на просторах интернета место, где можно посмотреть российские спектакли опальных режиссеров. Это сайт www.stagerussia.com компании Stage Russia, которая в кинотеатрах по всему миру показывала лучшие спектакли российских театров. После начала войны все изменилось, но и теперь эти спектакли можно взять напрокат и/или купить. Продюсер проекта Эдди Аронофф говорит: “Наш проект стартовал в 2016 году. Мы снимали спектакли лучших театров России и распространяли их в HD-качестве с переводом и/или субтитрами в кинотеатрах и университетах по всему миру. Продолжая проводить новые презентации, мы хорошо понимаем текущую политическую реальность и сместили наше внимание на работы тех режиссеров или актеров, которые пострадали из-за запретов, увольнений и арестов. Мы помогаем им сохранить свои работы, которые в противном случае могли бы исчезнуть навсегда”. Вот лишь несколько названий. (Перевод большинства спектаклей сделан Анной Захарьевой.)
“Финист — Ясный сокол” по пьесе Светланы Петрийчук. Независимый театральный проект “Дочери СОСО”, Москва. Режиссер — Евгения Беркович. Композитор — Ольга Шайдуллина. В ролях: Анастасия Сапожникова, Наташа Горбас, Юлия Скирина, Мариэтта Цигаль-Полищук, Ира Сова. Премьера — 21 декабря 2020 года. Однажды юная девушка попросила отца привезти ей в подарок соколиное перышко. И превратилось перышко в заколдованного доброго молодца. Но не судьба была девице счастье так просто получить. Злые сестры ранили сокола, и он улетел. Казалось, навсегда. Девушка отправилась искать его за тридевять земель в тридесятое царство. Нашла, расколдовала, и стали они жить-поживать да добра наживать. Занавес. Так было в русской народной сказке “Финист — Ясный сокол”. А в жизни все не так. Об этом — феминистский (над спектаклем работали только женщины) проект, соединяющий старорусские наряды и традиции с вербатим — протоколами допросов женщин. Мы узнаем реальные истории русских девушек из России, Казахстана, Узбекистана, решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать в Сирию. Все начинается с пародии на женский стендап (Анастасия Сапожникова), а заканчивается вполне серьезной философской притчей о людях, которые бегут от постсоветского быта и попадают в еще более страшные условия. Документальная основа спектакля решена в псевдорусском стиле, а спектакль шел в Боярских палатах, поэтому все эти яркие коврики, сарафаны, кокошники, народные мотивы выглядят вполне в тему, если бы не страшные истории несчастных женщин — героинь спектакля… Как-то жутко становится после такого перформанса. Новая русская страшная НЕ сказка — быль, особенно во время войны, когда создатели спектакля продолжают находиться за решеткой. Пьеса переведена на семь европейских языков. Со дня ареста Светы и Жени читки пьесы прозвучали в десяти городах мира. Спектакль получил две премии “Золотая маска”-2022. На сайте можно купить спектакль ($9.99).
“Борис” по мотивам драмы А.Пушкина “Борис Годунов”. Театральное агентство Арт-Партнер XXI, Москва. Автор проекта — Дмитрий Крымов. Продюсер — Леонид Роберман. Композитор — Дмитрий Волков. В ролях: Борис Годунов — Тимофей Трибунцев, Марина Мнишек — Виктория Исакова, Шуйский — Михаил Филиппов, Лжедмитрий — Мария Смольникова, Юродивый — Герман Лукомников. Премьера — 10 октября 2019 года. Крымов говорит о “Борисе Годунове” как о “вещи опаснейшей и сугубо нетрадиционной”: “Пушкин написал это хулиганство двести лет назад, мы к нему привыкли, как привыкают к разбитому окну. Оно уже не опасно, осколки уже не режутся и из него уже не дует. Нужно искать остроту в другом месте. Может быть, надо еще раз разбить”. И Крымов “еще раз разбивает окно”. “Борис” — блестящая постмодернистская интерпретация пушкинской трагедии. Режиссер играет с литературными, поэтическими и музыкальными смыслами, высмеивает мифы имперского прошлого, высказывается о России и ее власти, смеется над патриотизмом. Спектакль шел в помещении бывших Провиантских складов Музея Москвы на фоне исторических артефактов времен Ивана Грозного и Бориса Годунова. Парад великолепных актеров возглавляют Тимофей Трибунцев и Виктория Исакова. Актеры меняются. Так, роль Марины Мнишек исполняли Ксения Раппопорт, Паулина Андреева, Мириам Сехон, а в роли Шуйского в декабре 2019 года выступил писатель Дмитрий Быков. Премия “Золотая маска”-2020 за лучшую мужскую роль (Тимофей Трибунцев). На сайте можно взять спектакль напрокат на 72 часа ($4.99) или купить ($9.99).
“Все тут.” Театр “Школа современной пьесы” и продюсерский центр “Человек”, Москва. Идея и постановка — Дмитрий Крымов. Художник — Мария Трегубова. В ролях: помощник режиссера — Александр Феклистов, Нонна Михайловна Скегина/Сонька Золотая ручка — Мария Смольникова, мистер Гиббс — Юрий Чернов. Премьера — 10 октября 2020 года. Нежный, трогательный, очень личный спектакль Дмитрия Крымова, в основе которого — его воспоминания о давней постановке театра Arena Stage “Наш городок” по пьесе Т.Уайлдера. Дмитрий увидел спектакль на московских гастролях театра в 1973 году. Придя домой, он с восторгом стал рассказывать о нем родителям — Наталье Крымовой и Анатолию Эфросу. На следующий день они отправились в театр втроем… Прошло много лет, и на фестивале памяти Эфроса Крымов с мамой посмотрели еще один вариант “Нашего городка” — спектакль Тбилисского театра киноактера, версия Резо Габриадзе в постановке Михаила Туманишвили. И вот спустя много лет родился вариант Крымова, реконструирующий связи между театрами, актерами, людьми. В нем нет единого сюжета — лишь разрозненные воспоминания, набор эпизодов, ассоциаций, символов. Спектакль — объяснение в любви родителям и любимому завлиту Анатолия Эфроса Нонне Михайловне Скегиной (виртуозная работа Марии Смольниковой), благодарность Габриадзе и Туманишвили; спектакль о времени, ностальгии по детству и невозможности попасть в него снова; спектакль, наполненный любовью и добротой. На сайте можно взять спектакль напрокат на 72 часа ($4.99) или купить ($9.99).
“Коллекция Ивана Вырыпаева” — три спектакля по пьесам одного из лучших современных драматургов Ивана Вырыпаева.
“Иранская конференция”, Такой театр, Санкт-Петербург. Режиссеры — Игорь Сергеев и Владимир Кузнецов. В ролях: Филипп Расмусен — Игорь Грабузов, Даниель Кристинсен — Леон Словицкий, Оливер Ларсен — Александр Лушин. Премьера — 2019 год.
“Солнечная линия”, Центр имени Мейерхольда, Москва. Режиссер — Виктор Рыжаков. Исполняют (так написано в программке): Юлия Пересильд и Андрей Бурковский. Премьера — 30 ноября 2017 года.
“Иллюзии”, Театральное бюро “Процесс”. Режиссер — Николай Гостюхин. В ролях: Елена Старостина, Евгения Барашкова, Вячеслав Чуистов, Андрей Дюженков. Премьера — 1 декабря 2021 года.
На сайте можно купить все три спектакля ($12.99).
Проект Stage Russia начался 15 сентября 2016 года с показа невероятно красивого, стильного, остроумного “Евгения Онегина” — спектакля Московского театра имени Вахтангова по роману А.Пушкина в постановке Римаса Туминаса. Режиссер создал на сцене волшебный, поэтичный, пушкинский мир. В главных ролях: Евгений Онегин — Сергей Маковецкий, Татьяна Ларина — Евгения Крегжде, Гусар в отставке — Владимир Симонов, Владимир Ленский — Олег Макаров, Ольга Ларина — Наталья Винокурова, Няня, танцмейстер — Людмила Максакова.
На сайте хранятся еще два вахтанговских спектакля Римаса Туминаса.
“Дядя Ваня” по пьесе А.Чехова. В главных ролях: Войницкий — Сергей Маковецкий, Серебряков — Владимир Симонов, Соня — Евгения Крегжде, Войницкая — Людмила Максакова, Елена Андреевна — Анна Дубровская, Астров — Артур Иванов.
Первая громкая постановка Туминаса в Вахтанговском театре. В июне 2017 года спектакль с триумфальным успехом был показан в Нью-Йорке, Бостоне и Торонто.
“Улыбнись нам, Господи.” В основе инсценировки — романы Григория Кановича “Козленок на два гроша” и “Улыбнись нам, Господи”. В главных ролях: Эфраим Дудак — Владимир Симонов, Шмуле-Сендер — Алексей Гуськов, Авнер Розенталь — Виктор Сухоруков, Козочка — Юлия Рутберг.
Все спектакли Туминаса можно взять напрокат на 48 часов ($7.99).
На сайте хранятся два спектакля одного из лучших современных режиссеров Юрия Бутусова. Оба — в Московском театре “Сатирикон”.
“Чайка“ по пьесе А.Чехова. В главных ролях: Аркадина — Полина Райкина, Заречная — Агриппина Стеклова, Треплев — Тимофей Трибунцев, Тригорин — Денис Суханов, Маша — Дарья Урсуляк, Полина — Лика Нифонтова.
На сайте можно взять спектакль напрокат на 72 часа ($4.99) или купить ($9.99).
“Король Лир” по трагедии У.Шекспира. В главной роли — художественный руководитель театра “Сатирикон” Константин Райкин. В ролях: Корделия — Марьяна Спивак, Регана — Агриппина Стеклова, Гонерилья — Марина Дровосекова, Кент — Тимофей Трибунцев, Глостер — Денис Суханов, Эдмонд — Антон Кузнецов.
Спектакль можно взять напрокат на 48 часов ($7.99).
В одной статье не расскажешь о всех замечательных спектаклях, которые есть на сайте Stage Russia. Упомяну еще несколько названий.
“Анна Каренина” по роману Л.Толстого Московского театра имени Вахтангова. Режиссер — Анжелика Холина. В главных ролях: Анна Каренина — Ольга Лерман, Алексей Каренин — Евгений Князев, Алексей Вронский — Дмитрий Соломыкин.
“Анна Каренина” — продолжение экспериментов Анжелики Холиной в эстетике невербального театра. Режиссер ищет, по ее словам, “эквивалент гармонии слова и смысла в пластике, ведь каждое движение таит в себе смысл, адекватный слову”.
Спектакль можно взять напрокат на 48 часов ($7.99).
“Самоубийца” по пьесе Н.Эрдмана Московского театра “Студия театрального искусства”. Режиссер — Сергей Женовач. В главных ролях: Подсекальников — Вячеслав Евлантьев (по темпераменту, обаянию и естественности актера сравнивают с юным Олегом Табаковым), Мария Лукьяновна — Евгения Громова, Серафима Ильинична -Анастасия Имамова, Калабушкин — Алексей Вертков, Пересветова — Мария Шашлова.
На сайте можно взять спектакль напрокат на 72 часа ($4.99) или купить ($9.99).
“Черный монах” по рассказу А.Чехова Московского ТЮЗ. Режиссер — Кама Гинкас. В главных ролях: Коврин — Сергей Маковецкий, Черный монах — Игорь Ясулович, Песоцкий — Валерий Баринов.
Нежный, трогательный, обезоруживающий в своей простоте спектакль. Он игрался на Малой сцене ТЮЗа на балконе, но благодаря блистательной актерской игре и уникальному сценическому пространству возникало абсолютное ощущение, что перед нами — огромная планета, где бушует целый мир страстей, эмоций, чувств… Роль Черного монаха — одна из лучших в творчестве выдающегося актера Игоря Ясуловича. Он умер совсем недавно, 19 августа, в возрасте восьмидесяти одного года.
На сайте можно взять спектакль напрокат на 72 часа ($4.99) или купить ($9.99).
Вместе с партнером Kanopy Streaming компания Stage Russia активно работает с университетскими сайтами и сайтами библиотек. Жители США, у которых есть библиотечные карточки, могут БЕСПЛАТНО посмотреть многие спектакли и фильмы, которые демонстрировались в программах Stage Russia. Для этого надо проверить, участвует ли в акции ваша библиотека. На сайте www.stagerussia.com/public-libraries найдите название библиотеки (Find Your Library). Если библиотека участвует в акции, введите номер (Library Card Number) и зарегистрируйтесь (создайте Account). Вы попадете на сайт Kanopy. Найдите интересующий вас спектакль и… наслаждайтесь просмотром. Лимит на месяц — пятнадцать спектаклей (15 Play Credits).
Наконец, самая свежая новость от компании Stage Russia — в ноябре состоится релиз спектакля “Р” Московского театра “Сатирикон”. По словам режиссера Юрия Бутусова, своим последним до отъезда спектаклем он “все сказал о России”. Спектакль стал главной сенсацией прошлого театрального сезона и получил премию “Золотая маска”-2022 за лучший спектакль большой формы. Премьера — 21 января 2022 года. В главных ролях: Антон Антонович — Тимофей Трибунцев, Иван Александрович — Константин Райкин, Марья Антоновна — Марьяна Спивак, Аммос Федорович — Антон Кузнецов. Ждем с нетерпением!
Nota bene! Все новости о проекте Stage Russia — на сайте www.stagerussia.com.