Интервью с исполнительницей главной роли в сериале “Сестра Рэтчед”
– Поздравляю с еще одной ролью доминирующего персонажа! Вы действительно создали чудовище. Одним из главных героев фильма One Flew Over the Cuckoo’s Nest [в русском переводе “Пролетая над гнездом кукушки” – фильм Милоша Формана 1975 года, удостоенный премии “Оскар”, – прим. пер.] была медсестра Милдред Рэтчед, роль которой исполнила Луиза Флетчер [американская актриса, за эту роль удостоенная премии “Оскар”, – прим. пер.]. Словосочетание “сестра Рэтчед” стало синонимом медсестры, совершенно не желающей помогать пациентам. Как все это повлияло на вас и вашу роль?
– Я пересмотрела фильм перед тем, как мы начали работать. Видела его давным-давно и считала, что сестра Рэтчед это абсолютное зло. Но для меня, как актрисы, нужно было не только понять ее мысли, но и прожить эмоции. В фильме сестра Рэтчед, безусловно, ограниченный человек. Героиня не в состоянии мыслить за пределами того, чему ее учили и пытается сохранить порядок и выполнить все предписания. Она не воспринимает пациентов как живых людей. Фильм снимался в 70-х. Известно, что тогда использовались варварские, с современной точки зрения, методы лечения людей с психическими расстройствами. Важно понимать, что ее характер формировался еще раньше, в 40-е, когда такие методы считались передовыми и даже революционными. Рэтчед – человек одинокий, лишенный дружеской поддержки и не способный к критическому восприятию мнения других людей. Еще одна особенность фильма – контраст персонажа Луизы Флетчер с персонажами Джэка Николсона, Дэнни Де Вито и др., такими живыми и веселыми. Но я, конечно, не считаю ее монстром. Порой она поступает чудовищно, но делает это с целью собственного выживания.
– Что для вас актерство? Что вы чувствуете за минуту до начала съемок?
– По-разному. Иногда мне нужно вести себя очень, очень тихо. Хаос на съемочной площадке этому способствует. Когда нужно сыграть что-то эмоциональное, требуется заблокировать все вокруг. Я неплохо в этом поднаторела, потому что на протяжении многих лет Райан [Райан Мерфи – создатель многих сериалов, в том числе “Сестра Рэтчед”, – прим. пер.] заставлял меня делать ужасные вещи. За основу образа “Сестры Рэтчед” я взяла блестящую игру Луизы Флетчер из фильма, ее чувство контроля и сдерживания своего гнева, собственного горя и одиночества. И тогда случилось, то, чего я меньше всего ожидала. Довольно быстро я поняла, что все, что мне нужно – это оставаться открытой для импульсов и инстинктов, которые есть внутри меня. Тело само подсказывало, что делать. Я не из тех актрис, которые создают образ, глядя на себя в зеркало. И, несмотря на то, что я работал на площадке рядом с моей самой любимой актрисой, Джуди Дэвис [австралийская актриса, исполнительница роли медсестры Бетси Баккет, – прим. пер.], я должна была быть очень внимательной и готова защищаться.
– С высоты вашей длинной и успешной карьеры, поделитесь ощущениями о работе с относительно новыми актерами, такими, как Джон Джон Брионес (доктор Ганновер в “Сестре Рэтчед”).
– Особенность Джона Джона в том, что он не измучен, не циничен, не хранит накопленных разочарований, так распространенных в нашей профессии. Это бывает, когда вы добиваетесь успеха, а затем терпите неудачу и стараетесь оседлать волну успеха… Он был счастлив работать с нами на площадке и очень ценил невероятную возможность сыграть замечательную роль. Помню, как позвонила Райну (Мерфи), когда увидела Джона Джона в сериале The Assassination of Gianni Versace: American Crime Story [в русском переводе “Убийство Джанни Версаче: Американская история преступлений”, – прим. пер.]. Я сказала, что это потрясающий актер, и хочу, чтобы он сыграл доктора Ганновера в “Сестре Рэтчеде”. Всякий раз, когда вы работаете рядом с кем-то, кто знает, как ему повезло, благодарен быть бок о бок с известными актерами, кто изобретателен и взволнован, это приносит такую живую энергию радости! Я думаю, что он просто блестящий актер и еще более блестящий человек.
– В сериале производит впечатление не только сценарий, но и декорации, костюмы, автомобили. Действительно ли вы ощущали себя в 40-х во время съемок?
– Да, я чувствовала себя живущей в 40-х. В этом особенность таланта Райана (Мерфи). Все что он делает, всегда выглядит невероятно. Вместе с художником по декорациям Джуди Беккер они были очень внимательны к деталям. Готовили огромные съемочные площадки с высокими потолками и блестящими полами. Для меня все начинается с костюмов. Костюмы и декорации помогают разбудить воображение и понять, что и как я буду играть. Каждый раз в команде с Райаном, я могу рассчитывать на него и быть уверенной, что эстетика сделает половину работы. Мы, действительно, могли бы что-то сломать на площадке, чтобы вызвать дополнительный интерес зрителей (смеется).
– Что вы чувствуете, когда впервые читаете сценарий и видите момент превращения вашего персонажа из человека в монстра? Особенно в контексте этой роли.
– Часто актеры, выбирая роль, думают: хорошо ли это для них? Не изменится ли восприятие зрителей, если они сыграют кого-то, кто лишен человечности, сочувствия. Мне такие вещи в голову не приходят. Конечно, я анализировала игру Луизы Флетчер и, думаю, она сыграла кинематографического злодея всех времен номер два после Ганнибала Лектора [персонаж фильма “Молчание ягнят” и др., серийный убийца и каннибал, – прим. пер.]. Но я думала о том, что Милдред Рэтчед прожила очень одинокую жизнь, прошла через испытания. Это и породило особый образ мышления, который трудно назвать здоровым. Я думала, как найти в ней доброту. У всех нас внутри есть и доброе и злое начала; может быть, не в такой степени, как у Милдред Хэтчед. Такой маленький ангелочек и дьявол на плечах. Иногда мы слушаем одного, а иногда – другого. Я думаю, большинство ее решений мотивируют одиночество и желание принадлежать кому-то.
– После первого эпизода кажется, что все женщины в сериале чудовища, озабоченные местью. Дальше понимаешь, что во всем виновата власть мужчин. Ведь насилие по отношению к женщинам было всегда. События хоть и происходят в 40-х, но это актуально и сегодня. Что вы об этом думаете?
– Да, между тремя главными женскими персонажами Баккет, Милдред и Гвендолин существует товарищество. Но я понимаю, о чем вы говорите. Райан всегда интересовался этой темой, историями о женщинах, о темах, которые не всегда находят отражение в жанровом кино. Однако не думаю, что в сериале присутствует какая-то конкретная политическая позиция или феминистский подход. Женщины ежедневно сталкиваются с дискриминацией и насилием. Может быть, не так экстремально, как в этом конкретном сериале. Но есть вещи, которые случаются не только с женщинами, а, например, и с Эдмондом – братом Рэтчед. Когда они были детьми, с ними происходили ужасные вещи.
– Ваше сотрудничество с Райаном Мерфи началось с American Horror Story [в русском переводе “Американская история ужасов” – телесериал в жанре “ужасы”, – прим. пер.]. Задумывались ли вы когда-нибудь, как могла сложиться ваша жизнь без этой встречи?
– Я думаю об этом чаще, чем нужно и постоянно достаю Райана выражением своей благодарности. Наше сотрудничество началось случайно. Я должна была играть на Бродвее в спектакле с Кевином Клайном [американский актёр, лауреат премии “Оскар”, – прим. пер.]. В этот момент “Американская история ужасов” уже снималась. Я оказалась на благотворительном ужине вместе с Райаном. На следующий день стало понятно, что спектаклю на Бродвее не суждено состояться. Это была единственная причина, по которой я оказалась не в Нью-Йорке, а в “Американской истории ужасов”. Райан дал мне определенную творческую свободу, что говорит о его доверии по отношению ко мне. Я в равной степени благодарна за то, что он не только рискнул, и продолжает рисковать, и что зрителям интересно то, что он делает. Да, я все время думаю об этом и о том, какой могла бы быть жизнь, если бы я повернула налево, а не направо. Спасибо. Хороший вопрос.
– Существует интересная динамика между вашим персонажем Милдред Рэтчед и персонажем Шэрон Стоун – Ленорой Осгуд. Расскажите о сцене, где вы вместе?
– Спасибо за вопрос. Помню, как Райан позвонил и сказал: “Я только что пообедал с Шэрон Стоун, она будет в “Сестре Рэтчед”. Я ответила, скольких еще потрясающих актеров, ты собираешься снимать в этом сериале. Промелькнула мысль о том, что это не просто очень, захватывающе, но и устрашающе. Я не знала, кого она будет играть и когда появится. И уж совсем не понимала, как наши героини будут взаимодействовать. Многие знают, какая Шэрон Стоун умная, замечательная актриса. Но я должна сказать, что она невероятно настоящая, живая, очень изобретательная и непосредственная. И она играла персонажа, который был явно больше, чем жизнь. Совершенно уверена, что в сценах с Шэрон Стоун на меня никто не смотрит. Никому нет дела до Милдред в этот момент, потому что есть Шэрон Стоун. После съемок мы стали друзьями. Она дает мне советы по работе, по финансам, по вопросам карьеры и по жизни. Это умная, очень щедрая, заботливая подруга, и можно говорить о ней бесконечно. Она просто женщина, которая действительно ценит других женщин. Я ее люблю.