В разгаре – девяносто четвертый сезон Goodman Theatre. В эти дни в театре идет спектакль “Бернар/Гамлет” (“Bernhardt/Hamlet”) по пьесе Терезы Ребек. Режиссер – Донна Феоре. В ролях: Терри Макмаон (Сара Бернар), Джон Тафтс (Эдмон Ростан), Ларри Яндо (Констан Коклин), Грегори Линингтон (Альфонс Муха), Уильям Дик (Луиз), Аманда Дринкалл (Лизетта), Луиджи Соттил (Морис Бернар).
…Ее любовник, французский поэт Эдмон Ростан, как-то сказал: “Приятно раздеть мужчину и найти внутри женщину”. Сара Бернар была самой знаменитой и, по мнению многих, самой лучшей актрисой XIX века. На сцене она жила жизнью своих героинь, за сценой искусно создавала образ эксцентричной Дивы. Она – икона стиля, образец для подражания, пример для многих начинающих актрис, моделей, светских дам. Для нее писали пьесы лучшие драматурги, ставили спектакли лучшие режиссеры (в тех случаях, когда она решала не ставить сама), устраивали гастроли лучшие продюсеры. У нее было все лучшее: ателье, портные, парикмахеры, водители, лакеи. Но даже ей – великой Саре Бернар – было тяжело пробить стену гендерного неравенства. В пьесе Терезы Ребек рассматривается один яркий пример из жизни первой леди театра – ее решение в 1899 году сыграть роль Гамлета. Критики возмущались, коллеги недоумевали, но Сара Бернар была неумолима: несмотря ни на что она сыграет главную роль мирового театрального репертуара!..
Спектакль этот традиционный, костюмный. Действие, в основном, проходит на подмостках сцены. На сцене Бернар с актерами репетирует “Гамлета”, рядом со сценой она закрывается в гримерке с Ростаном, возвращаясь на сцену, она принимает гостей… Все подчинено сцене, и все вертится вокруг сцены.
Спектакль этот разговорный. Современники вспоминают, что Сара Бернар отличалась необычайной болтливостью, и как раз это хорошо показано в спектакле. Но говорит много не только она. Без умолку говорит Ростан, актеры и даже немногословный критик, когда речь заходит о женщине в роли Гамлета.
Спектакль этот ироничный. На одном дыхании смотрятся эпизоды с участием знаменитого чешского художника Альфреда Мухи, особенно его встреча с Ростаном и совместное распитие неизвестного доселе французскому драматургу напитка под названием “Бехеровка”. Кстати, взаимоотношения Мухи и Сары Бернар – интереснейшая страница в истории искусства. Чешский художник рисовал афиши для спектаклей Первой актрисы, и Первая актриса щедро оплачивала его труды. Их сотрудничество началось в 1895 году, когда Муха придумал афишу спектакля “Жисмонда”. Бернар сделала художнику предложение, от которого он не смог отказаться: шестилетний эксклюзивный контракт, три тысячи франков ежемесячно плюс дополнительные полторы тысячи за каждую новую афишу. Впоследствии эти афиши стали гораздо более знаменитыми, чем ушедшие в историю спектакли Бернар. В том числе – знаменитая афиша к “Гамлету”.
Спектакль этот актерский. Режиссер Донна Феоре не то, чтобы “умерла” в актерах, но как-то растворилась в них. Из текста пьесы можно было сделать страстный феминистский манифест, но, к счастью, этого не произошло. Никаких режиссерских открытий мы не увидели, впрочем, как и того, что могло бы раздражать и отвлекать. Донна Феоре приехала к нам из Канады. Она – режиссер и хореограф Стратфордского фестиваля, работает там очень активно. Ставила она и оперы, в том числе – в Канадской оперной компании.
Спектакль этот хороший, но неровный. Первое действие смотрится на одном дыхании, второе мне показалось слегка затянутым. Слишком много внимания уделено “Сирано де Бержераку” – творению Ростана, за судьбой которого ревниво следила Бернар. Премьера “Сирано…” состоялась в конце 1897 года. Бернар никогда не сыграла Сирано, зато через год после премьеры “Гамлета”, в 1900 году, в возрасте пятидесяти шести лет, сыграла Орленка – двадцатилетнего сына Наполеона – в новой пьесе Ростана “Орленок”. Бернар попросила Ростана придумать эпизод, в котором Орленок прыгает на колени к дедушке Францу Иосифу. Ростан не мог отказать любимой женщине.
После Гамлета Бернар планировала сыграть Мефистофеля, но что-то не сложилось. Она говорила: “Я предпочитаю не мужские роли, а мужские умы”.
Бернар была великой актрисой и мудрой женщиной. Сыграть ее – задача непростая. Как мне кажется, дебютировавшая в театре Терри Макмаон с ней справилась успешно. Бернар в ее исполнении выглядит очень убедительно. Макмаон является постоянной участницей Орегонского шекспировского фестиваля. На протяжении двадцати трех сезонов она сыграла на фестивале в более чем пятидесяти постановках.
Еще один дебютант Гудман-театра – Джон Тафтс в роли Ростана. В Чикаго до этого он работал трижды, и все три раза на сцене Шекспировского театра, в спектаклях “Nell Gwynn”, “Love’s Labor’s Lost” и “Tug of War”. Гораздо чаще актера можно увидеть на театральных сценах Нью-Йорка. Он – лауреат премии Артура Кеннеди за актерское мастерство, премии Инди и приза газеты Wall Street Journal 2016 года.
Как всегда, органичен Уильям Дик в роли злого критика Луиза. Мы встречались с актером два года назад, перед премьерой спектакля “Свидание вслепую“ (“Blind Date“) по пьесе Рохелио Мартинеса в постановке художественного руководителя театра Роберта Фоллса. Дик тогда готовился к роли Михаила Горбачева и очень волновался, но все прошло прекрасно. На вопрос, почему он решил стать актером, Дик ответил: “Это произошло случайно. Я родился в маленьком городке в Мичигане. В школе объявили набор для спектакля “Дженни поцеловала меня”. Мне нравилась девочка, которая играла Дженни. Я решил попробовать, и меня выбрали. Потом у меня был великолепный педагог, и я решил пойти по актерской линии. С 1980 года живу и работаю в Чикаго”.
Дик – актер необычайно разноплановый. В огромной палитре его героев есть даже Сергей Прокофьев. Он сыграл роль русского композитора в презентации Джерарда Макберни “Настоящая пропаганда?” на сцене Чикагского симфонического центра с участием Чикагского симфонического оркестра (Beyond The Score presentation of Prokofiev’s Symphony No. Five “Pure Propaganda?”).
Говоря о вживаниии в роли, Дик подчеркнул: “Американские актеры выросли на русской традиции актерской игры. Система Станиславского для нас по-прежнему остается идеалом актерской игры”.
Всегда любопытно следить за перевоплощениями ветерана чикагской сцены Ларри Яндо. На этот раз он иронично и умно играет роль актера труппы Сары Бернар – такого всепонимающего и всезнающего Актера Актерыча.
Самая экстравагантная актерская работа – Грегори Линингтон в роли Альфонса Мухи. Актер замечательно показывает инаковость своего героя. Муха – другой в парижском высшем свете, и этим интересен: он по-другому двигается, мыслит, говорит. Линингтон участвовал в двух спектаклях Гудман-театра: “Зимняя сказка“ (“The Winter’s Tale“) и “Свидание вслепую“. На протяжении двенадцати лет актер был членом труппы Орегонского шекспировского фестиваля, пять лет играл в труппе Misery Loves Company (Прага, Чехия).
После бродвейской премьеры спектакля “Бернар/Гамлет” критик The New York Times писал, что это “настолько умная комедия, что она поднимает настроение, и настолько своевременная, что причиняет боль”. Goodman Theatre представляет первую постановку пьесы после премьеры на Бродвее в прошлом году. Спектакль идет до 20 октября.
С 23 октября до 7 ноября 2019 года в Goodman Theatre пройдет XVI Фестиваль современной драматургии (New Stages Festival, Owen Theatre), на котором будут представлены новые пьесы (одни – в развитии, другие – в формате сценической читки). Все мероприятия фестиваля бесплатные.
Фестиваль современной драматургии открылся в 2004 году и за эти годы превратился для молодых авторов в место для поисков, экспериментов и новых идей. Пять пьес текущего сезона (“We’re Only Alive for A Short Amount of Time“, “How to Catch Creation“, “Lady in Denmark“, “Twilight Bowl“, “Lottery Day“) и пьеса будущего сезона “Graveyard Shift“ впервые прозвучали именно на этом фестивале.
Несколько слов – о том, что мы увидим в скором будущем.
“Roe” по пьесе Лизы Лумер (18 января – 23 февраля 2020 года, Albert Theatre, премьера в Чикаго). Режиссер – Ванесса Сталлинг.
Спектакль расскажет о деле Нормы Маккорви, в результате которого появилось решение Верховного суда США о законности абортов. В сентябре 1969 года Норма обнаружила, что беременна. Она не хотела ребенка, но по законам штата Техас аборт был возможен только в случае изнасилования или инцеста. Норма пыталась сказать про изнасилование, но доказать ей это не удалось. Сделать незаконный аборт тоже не получилось – врача арестовала полиция. В начале 1970 года адвокаты Нормы – Линда Коффи и Сара Веддингтон – подали иск к штату Техас. В иске Норма Маккорви фигурировала под псевдонимом Джейн Роу. Окружной суд вынес решение в пользу Маккорви по существу дела, но отказал в наложении запрета на соответствующие законы. Дело дошло до Верховного суда. На момент рассмотрения истица уже родила. Казалось бы, конфликт исчерпан. Однако суд сделал исключение, основываясь на возможности возникновения аналогичной ситуации. Суд постановил, что женщина имеет право прерывать беременность по собственному желанию до тех пор, пока плод не станет жизнеспособным. Примерным сроком достижения автономности является 7 месяцев (28 недель). “Мы сделаем это ради других женщин”, – заявила Норма в 1970 году и начала казавшуюся безнадежной борьбу. Спустя три года ее усилия увенчались успехом.
“Graveyard Shift“ по пьесе Корд Аррингтон Татл (7 февраля – 8 марта 2020 года, Owen Theatre, мировая премьера). Режиссер – Даня Таймор.
История молодой семьи в мире, полном насилия и страха.
“Molly Sweeney“ по пьесе Брайена Фрила (27 марта – 26 апреля 2020 года, Owen Theatre). Режиссер – Роберт Фоллс.
Монолог – любимая форма ирландского драматурга Брайена Фрила. В форме четырех монологов построена пьеса “Целитель верой” (“Faith Healer”) о человеке по имени Фрэнк Харди, который делает чудеса, исцеляя людей верой. Я видел этот спектакль в сезоне 2013-14 годов в The Den Theatre в постановке Джея Салливана. В форме монологов построена и пьеса “Молли Суини”. В ней Фрил раскрывает неожиданные последствия медицинского чуда. Молли Суини родилась с врожденным дефектом зрения. Узнав о возможности лечения, она соглашается на процедуру, которая восстановит ее зрение. Но кому принесет эта процедура больше пользы – ей, ее честолюбивому супругу или доктору?..
В Малом драматическом театре Санкт-Петербурга “Молли Суини” идет в постановке Льва Додина, а в Чикаго мы увидим еще одно возобновление фоллсовского спектакля, когда-то пережившего большой успех. Режиссер с теплотой отзывается о Фриле. Он называет драматурга “ирландским Чеховым”, а “Молли Суини” – одной из лучших пьес современности. После премьеры газета The New York Times писала о постановке, как об “удивительной, глубоко волнующей медитации, полной отчаяния и надежды”.
“School Girls; Or, the African Mean Girls“ по пьесе Джойселин Био (7 марта – 12 апреля 2020 года, Albert Theatre, премьера в Чикаго). Режиссер – Лили-Энн Браун.
Жизнерадостная комедия о том, как ученица школы в Гане нацелилась выиграть конкурс “Мисс Вселенная”, недавно была поставлена на офф-Бродвее и получила отличные отзывы критиков.
“American Mariachi“ по пьесе Хозе Круза Гонсалеса (25 апреля – 31 мая 2020 года, Albert Theatre, совместная постановка с Dallas Theater Center, премьера в Чикаго). Режиссер – Генри Годинес.
Луча проводит дни, заботясь о больной матери. Она хочет заставить ее забыть о болезни и открывает семейный альбом семидесятых. Постепенно они с двоюродной сестрой приходят к идее создать женскую группу мариачи. Как сказал один из персонажей пьесы: “Женщины и мариачи? Время пришло!”.. Эта наполненная музыкой мариачи история показывает, на что способна любовь.
“The Outsiders“ Джастина Ливайна, рок-дуэта Jamestown Revival и Адама Реппа (20 июня – 2 августа 2020 года, Albert Theatre, мировая премьера). Режиссер – номинант на премию “Тони” Лисл Томми.
Центральное событие сезона – премьера мюзикла, основанного на романе С.Э.Хинтона и одноименном фильме 1983 года Фрэнсиса Форда Копполы (в русском переводе – “Изгои”). Действие спектакля происходит в 1967 году в городе Талса (штат Оклахома), где противостоят друг другу две банды подростков. Их объединяют ожесточенные сердца, больные души и романтические мечты, а разделяет социальное неравенство. На севере, в бедной части города, царят “Бриолинщики”, в южной, богатой – “Тузы”. Друзья-северяне Понибой и Джонни посмели познакомиться с девушками с юга, парни из “Тузов” подловили отважных смельчаков, в драке Джонни убил нападавшего. Теперь друзьям нельзя появляться ни на севере, ни на юге. За ними охотится полиция, и они бегут из города…
Сорок второй год подряд театр ставит полюбившуюся нескольким поколениям “Рождественскую сказку” (“A Christmas Carol”) по рождественской повести Ч.Диккенса (16 ноября – 29 декабря 2019 года, Albert Theatre). Адаптация романа сделана Томом Кримером.
Nota bene! Билеты на спектакли сезона 2019-20 годов – по телефону 312-443-3800, факсу 312-443-3800, на сайте www.goodmantheatre.org/ или в кассе Goodman Theatre по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601. Каждый день в 10.00 am на сайте театра возможна продажа билетов на вечерний спектакль на балкон со скидкой в 50% (Half-price day-of-performance mezzanine tickets, промо-код – MEZZTIX). Для студентов цена билета – $10 (максимальное количество билетов в одни руки – 4, промо-код 10TIX, требуется студенческое удостоверение). Скидки на групповые заказы (10+) – по телефону 312-443-3820 или по электронной почте Groups@GoodmanTheatre.org. В кассе и на сайте театра продаются подарочные сертификаты.