Хватит с нас Гуно с Верди, хватит bel canto и современных опер – шестьдесят третий сезон в Лирик-опере Чикаго заканчивается роком! С 27 апреля по 20 мая в театре пройдут представления рок-оперы Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса “Иисус Христос – суперзвезда”.
Мы увидим североамериканскую премьеру постановки 2015 года. Она была сделана в честь сорокапятилетия рок-оперы. Мировая премьера спектакля с огромным успехом прошла в Regent’s Park Open-Air Theatre в Лондоне. Спектакль получил премию имени Лоуренса Оливье за лучшую постановку года и премию газеты Evening Standard. Режиссер – трижды лауреат премии Оливье Тимоти Шидер. Музыкальный руководитель – Том Диринг. Хореограф – лауреат премии Оливье Дру Макони. В партии Иисуса – Хес Сандерс, ставший знаменитым после дебюта на Бродвее в 2016 году в мюзикле “Natasha, Pierre, and the Great Comet of 1812”. В ролях: трижды номинант на премию “Грэмми”, соул-певец Райан Шоу (Иуда), Джо Ламперт (Мария Магдалена), Майкл Кунио (Понтий Пилат), Микал Килгор (Симон Зилот), Шон Флеминг (царь Ирод), Джозеф Энтони Берд (Анна). В спектакле заняты хор и оркестр Лирик-оперы, а также чикагские музыканты, знакомые нам по Чикагскому джазовому фестивалю и джазовым клубам The Green Mill и Jazz Showcase.
Размах постановки впечатляет. Вот только несколько цифр: восемьдесят артистов, включая тридцать семь музыкантов; более чем сто пятьдесят костюмов, включая экстравагантный плащ короля Ирода длиной в двадцать пять футов; крест длиной тридцать семь футов, семь гигантских деревьев, девяносто фунтов золотой мишуры на каждом спектакле. Но, конечно, самое главное в спектакле – музыка. Мы услышим двадцать четыре музыкальных номера, включая такие бессмертные хиты, как “What’s The Buzz”, “Heaven On Their Minds”, “Everything’s Alright”, “I Don’t Know How to Love Him”.
…Возможно, это самая великая рок-опера в истории музыки. Уэббер и Райс сочинили ее в 1970 году, уехав в графство Хердфордшир и уединившись в отеле с роялем. В том же году вышел прогремевший на весь мир альбом, где партию Иисуса исполнил солист группы Deep Purple Ян Гиллан. Уэббер и Райс осознали, что стали знаменитостями. Когда они приехали в Нью-Йорк, их встретили в аэропорту, отвезли в отель, устроили встречу с шампанским. Хотя Эндрю брюзгливо замечает, что еда была отвратительной, вино – тоже, это все же сильно отличалось от их первого визита. Там же они встретились со своим в ту пору не больно-то известным соотечественником. Его имя – Элтон Джон.
Театральная премьера рок-оперы состоялась на Бродвее в 1971 году. Сказать, что Уэбберу не нравилась постановка, значит не сказать ничего. Позже он отзывался об этой премьере как о самой ужасающей в его жизни. Впрочем, вскоре – возможно, частично и из-за этого случая – он будет порываться отменять каждое свое шоу перед самым открытием.
В 1973 году киноинсценировку рок-оперы сделал Норман Джуисон. Фильм стал популярен не меньше, чем альбом. Мнение Уэббера о картине неизвестно…
Рок-опера ставилась широко по всему миру, в том числе – в России. Восемнадцатый (!) год подряд она идет на сцене Московского театра имени Моссовета (режиссер – Павел Хомский).
А начиналось все не так красиво. Первый мюзикл Уэббера назывался длинно и сложно: “Золушка на бобовом стебле и где угодно еще!” К сожалению, записи сего творения не сохранилось. На дворе стоял 1964 год. Мир сходил с ума по Beatles, движение хиппи набирало силу. Эндрю исполнилось шестнадцать, и он неожиданно для всех выиграл стипендию в Магдален Колледж в Оксфорде. Его эссе на тему викторианской архитектуры произвело неизгладимое впечатление. 21 апреля 1965 года он должен был ехать в Оксфорд, чтобы стать историком, когда получил по почте письмо следующего содержания: “Дорогой Эндрю, мне сказали, что ты ищешь соавтора-либреттиста. Поскольку я сам пишу песни, я бы хотел узнать, не захочешь ли ты встретиться? Возможно, я обману твои ожидания, но, как бы то ни было, это может оказаться интересным – во всяком случае, надеюсь!” Автором письма был Тим Райс. Так началась история сотрудничества Уэббера и Райса.
Тим Райс был почти на четыре года старше Эндрю. Он закончил престижную школу, любил крикет, поп-музыку и симпатичных девушек, а также старался не принимать ничего близко к сердцу. Если добавить, что это был высокий, уверенный в себе блондин с голубыми глазами, то мы получим полную противоположность Эндрю. Возможно, именно поэтому ребята так хорошо сработались. Вскоре после письма Райс встретился с Уэббером, и уже через несколько дней они начали работу над своим первым мюзиклом – “Такие, как мы”.
Тим описывает Эндрю так: “Он был одновременно робким и уверенным в себе, умудренным опытом и наивным, взрослым и ребенком; то он искрился весельем, то был мрачен, как туча; был потрясающе оригинален в одном и вторичен в другом; то дружелюбным, то высокомерным; то отзывчивым, то эгоистичным – и все эти качества на предельном уровне”. Оказалось, что они прекрасно дополняют друг друга – в чем был силен один, заключалась слабость другого. И хотя в то время Тима сцена влекла больше, он решил, что в любом случае ничего не теряет. Решил, как показало время, правильно.
Первое детище Эндрю и Тима надежд, вроде бы, не оправдывало. В газете “Daily Express” вышла достаточно лестная заметка, но дальше этого дело не пошло. Эндрю попросили написать небольшую кантату к ежегодному школьному концерту. В качестве темы ему было предложено взять какой-нибудь сюжет из Библии – благо, подобный опыт уже имелся. Тим лениво полистал Библию и остановился на истории об Иосифе и его братьях. Так появился на свет “Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов”. 1 марта 68-го “Иосиф…” был показан широкой публике, в основном состоящей из родителей детей, которые пели в хоре. Однако среди родителей был и музыкальный критик газеты “Sunday Times” Дерек Джуелл, который, оценив игру собственного сына, оценил заодно и мюзикл, написав на него лестную рецензию. Роль фараона исполнял Тим Райс (сбылась-таки мечта попеть со сцены!), а Эндрю играл на рояле.
А потом был “Иисус…”, потом – “Эвита”. После премьеры Уэббер и Райс клялись, что напишут вместе еще по меньшей мере десять мюзиклов в последующие тридцать лет. Увы… Времена менялись – и во многом не к лучшему. После “Эвиты” авторы словно остановились в раздумье. Их дороги начали потихоньку расходиться. Но это уже совсем другая история…
Впервые в своей истории Лирик-опера предлагает билеты в оркестровую яму (orchestra pit seating). Любители громкого звука и близкого расстояния до сцены будут счастливы – ближе и громче не придумаешь!
Итак, шестьдесят третий сезон в Лирик-опере Чикаго заканчивается роком, после которого – перерыв длиной в четыре месяца и новый оперный сезон. В нем мы увидим десять постановок. В основной программе – девять опер: (перечисляю по порядку) “Богема” Дж.Пуччини (новая постановка, совместно с Ковент-Гарден и Мадридским театром “Реал”), “Идоменей” В.А.Моцарта (новая для Чикаго постановка принадлежит Метрополитен-опере), “Зигфрид” Р.Вагнера (новая постановка Лирик-оперы), “Трубадур” Дж.Верди (возобновление совместной постановки Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско), “Золушка” Ж.Массне (премьера Лирик-оперы, совместная постановка Ковент-Гарден, Барселонского театра Лисео, Оперного театра Брюсселя и Оперы Лилля), “Электра” Р.Штрауса (возобновление постановки Лирик-оперы), “Травиата” Дж.Верди (совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской Гранд-оперы и Канадской оперной компании), “Ариодант” Г.Ф.Генделя (премьера Лирик-оперы, постановка фестиваля Экс-ан-Прованс совместно с Амстердамской оперой, Канадской оперной компанией и Лирик-оперой), камерная опера “Американская мечта” Джека Перлы (премьера Лирик-оперы, мировая премьера состоялась в Опере Сиэттла).
После основного сезона Лирик-опера покажет мюзикл “Вестсайдская история” Л.Бернстайна (премьера Лирик-оперы, совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской Гранд-оперы и фестиваля “Глиммергласс”).
2 декабря с сольным концертом на сцене Лирик-оперы впервые выступит Анна Нетребко. 23 марта 2019 года в театре пройдет концерт, посвященный двадцатипятилетию со дня дебюта в Лирик-опере Рене Флеминг.
Nota bene! Билеты на рок-оперу “Иисус Христос – суперзвезда”, а также абонементы на спектакли сезона 2018-19 годов можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.