Девяносто третий сезон Goodman Theatre (Чикаго) открыл мировой премьерой спектакля “Мы живы недолго“ (“We’re Only Alive for A Short Amount of Time“, перевод мой). Автор и исполнитель – лауреат премии Obie Дэвид Кейл. Композиторы – Дэвид Кейл и Мэтью Дин Марш. Режиссер – художественный руководитель театра Роберт Фоллс.
Американская писательница Фланнери О’Коннор говорила: “Каждый, кто выжил в годы детства, уже имеет достаточно материала, чтобы использовать его всю оставшуюся жизнь”. Я думаю, Дэвид Кейл мог бы подписаться под этими словами. Материала у него предостаточно о своем детстве в провинциальном индустриальном городке Лутон в тридцати милях от Лондона.
Кейл – великолепный рассказчик, неподражаемый “stand up“ артист: умный, ироничный, неожиданный. Особенность спектакля “Мы живы недолго” в том, что здесь рассказы автора не абстрактны. Они носят автобиографический, а потому особо личный характер. Вечно ругающиеся родители, задумчивый младший брат, тропические птицы, которые десятилетний Дэвид покупал и относил в сарай, любимая Лайза Минелли в “Кабаре“… – трогательные и остроумные детали детства. Меняя выражение лица, голос, жесты, Кейл образно описывает своих близких, вспоминает забавные фразы родителей, их привычки, убеждения, образ мысли. Из этих коротких сценок складывается мир автора, а как бы ничего не значащие эпизоды помогают создать настроение, которое пронизывает весь спектакль, – настроение любви. Дэвид любил свое “гнездышко“, принимал близких со всеми их слабостями и пороками и думал, что так будет всегда. Так и было, пока не случилась трагедия…
Дэвид уехал из Лутона, когда ему исполнилось семнадцать. Сначала в Лондон, потом в Нью-Йорк. Он стал известным актером, лауреатом множества премий. В родной город вернулся спустя несколько десятилетий и не узнал его. Все стало другим…
“Мы живы недолго“ – спектакль камерный и музыкальный. Музыка здесь выступает полноправным элементом действия. Музыканты сидят в глубине сцены, невидимые за черным занавесом. Но когда монолог героя прерывает и/или “накрывает“ музыкальная тема, “Когда внезапно возникает Еще неясный голос труб“, занавес “растворяется“ и мы видим “Надежды маленький оркестрик Под управлением любви“ в составе пианиста Мэтью Дин Марш и квинтета замечательных музыкантов (Дэвид Белден, альт; Мишель Кэмпбелл, арфа; Дезире Миллер, виолончель; Джеред Монтгомери, труба; Анна Найум, кларнет).
Спектакль Кейла получился теплым, домашним, добрым. Остальное – детали…
Впервые пьеса “We’re Only Alive for A Short Amount of Time“ была представлена в прошлом году в театральной программе “New Stages“. По словам Фоллса, он сразу почувствовал, что “разрушительная и в то же время жизнеутверждающая история Кейла с ее разнообразными темами и волнующей музыкой захватит зрителей“. Фоллс говорит: “Я знаю Дэвида больше тридцати лет, часто представлял его работу в нашем театре. Для меня большая честь впервые сотрудничать с Дэвидом в качестве режиссера“.
Для Кейла это седьмой спектакль в Goodman Theatre. По приглашению Фоллса он дебютировал на сцене театра ровно тридцать лет назад, в 1988 году, со спектаклем “The Redthroats“. После этого были спектакли “Smooch Music“ (1989), “Deep in a Dream of You“ (1991), “Somebody Else’s House“ (1993), “Lillian“ (1997), “Floyd and Clea Under the Western Sky“ (2005). Недавно в офф-бродвейском театре Нью-Йорка он показывал спектакль “Гарри Кларк“.
Звуковые эффекты созданы нашим соотечественником Михаилом Фикселем. Он давно и активно работает с лучшими театрами Чикаго.
Ближайшая премьера Goodman Theatre – спектакль “Lady in Denmark” по пьесе финалиста Пулитцеровской премии Дэйла Орландерсмита в постановке Чая Джу (по заказу Goodman Theatre, 19 октября – 18 ноября, Owen Theatre, мировая премьера). После смерти мужа живущая в Чикаго американка датского происхождения находит утешение в песнях любимых исполнителей. Одна из них – Билли Холидей… Как говорится в аннотации, перед нами – “страстная медитация на темы жизни, брака и смерти“.
В декабре в театре идет спектакль “Дневники эльфа” (“The Santaland Diaries”) по пьесе Дэвида Седариса в постановке Стива Скотта (Owen Theatre). В основе спектакля – одноименный рассказ живущего в Лондоне американского писателя и радиоведущего Дэвида Седариса (адаптация для театра Джо Мантелло). Главный и единственный герой рассказа – сам автор. С 1983 по 1987 годы он учился в Художественной школе при Арт-институте Чикаго. В то время он веселил людей, выступая в роли рождественского эльфа в витрине магазина Macy’s в центре Чикаго. В основе рассказа – авторские зарисовки о том времени и людях, им встреченных. Седарис ведет дневники с юношеских лет. Будучи в Чикаго, он был приглашен в еженедельную радиопрограмму “The Wild Room”. Рассказ “Santaland Diaries” Седарис впервые прочел в декабре 1992 года в эфире National Public Radio. Выступление имело шумный успех. Критики в один голос сказали, что это “двадцать четыре смешнейшие страницы, когда-либо написанные на английском языке”. С тех пор рассказы Седариса регулярно публикуются в престижных литературных журналах. Некоторые из них переведены на русский язык… Многие из вас, уважаемые читатели, знают “Дневники эльфа” по постановке в чикагском Theater Wit с бессменным Митчелом Фейном. Спектакль девять сезонов подряд шел в театре с неизменным успехом.
Nota bene! Спектакль “Мы живы недолго“ идет до 21 октября 2018 года на большой (Albert Theatre) сцене Goodman Theatre по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601. Абенементы и билеты на этот и другие спектакли сезона 2018-19 годов – по телефону 312-443-3800, факсу 312-443-3800, в кассе театра и на сайте www.goodmantheatre.org/. Каждый день в 10.00 am на сайте театра возможна продажа билетов на вечерний спектакль на балкон со скидкой в 50% (Half-price day-of-performance mezzanine tickets, промо-код – MEZZTIX). Для студентов цена билета – $10 (максимальное количество билетов в одни руки – 4, промо-код 10TIX, требуется студенческое удостоверение). Скидки на групповые заказы (10+) – по телефону 312-443-3820 или по электронной почте Groups@GoodmanTheatre.org. В кассе и на сайте театра продаются подарочные сертификаты.