23 и 24 ноября в Чикаго состоится американская премьера спектакля “Трагедия Гамлета, принца Датского” (“The Tragedy of Hamlet: Prince of Denmark”). Танцевальную версию бессмертной пьесы Уильяма Шекспира представляют всемирно известный режиссер Робер Лепаж (Robert Lepage) и ведущий солист Национального балета Канады Гийом Котэ (Guillaume Côté).
Спектакли Робера Лепажа — это всегда ярко, необычно, талантливо! На этот раз нас ждет бессловесная постановка с элементами классической и современной хореографий. Используя выразительный световой дизайн и подвижные декорации, призраки и люди, свет и тень смешиваются в минималистском танце, а в результате получается метафорическая интерпретация шекспировской драмы, соединяющая динамичные движения ансамбля из девяти танцоров с тем, что скрывается в уголках человеческого разума. Котэ говорит: “Робер поставил множество отмеченных наградами “Гамлетов” и даже сам сыграл принца Датского. Его глубокое и тонкое понимание пьесы стало темой для обсуждения, когда в 2018 году мы работали над спектаклем “Frame by Frame” в Национальном балете Канады”.
“Гамлет”, как пьеса, так и персонаж, оставили неизгладимый след в моей карьере, — добавляет Лепаж. — Чрезвычайно вдохновляющей идеей стала для меня возможность снова поработать с Гийомом и найти невербальное выражение внутренних противоречий и парадоксов принца Датского. Постановка основана на движении и использовании сценического пространства. Я думаю, люди узнают мою “подпись” в этом спектакле.”
Робер Лепаж — одна из определяющих фигур современного театра. Его каждая новая постановка вызывает бурю разнообразных эмоций: от полного неприятия до безоговорочного поклонения. Он работает в драматическом театре и цирке, с театром кабуки и китайской оперой, театром теней и вьетнамским кукольным театром на воде, играет в кино, ставит оперы, пишет сценарии, танцует с Сильви Гиллем, фонтанирует идеями и дразнит критиков своей абсолютной непредсказуемостью. (В одном из моих осенних выпусков Театрального обозрения я подробно расскажу об этом замечательном режиссере.)
Солист и хореограф Гийом Котэ — один из самых знаменитых танцовщиков Канады. С 2004 года — ведущий солист Национального балета Канады. Он исполнил главные партии в основных классических балетах, поставил для труппы множество спектаклей, включая “Being and Nothingness” и “Le Petit Prince”. В качестве солиста выступал в лучших балетных театрах мира, в том числе — в Королевском балете Лондона, Ла Скала, Американском театре балета, Нью-Йоркском городском балете. Художественный руководитель Festival des Arts de Saint-Sauveur. С 2019 года — основатель и руководитель танцевальной компании Côté Danse, в активе которой — сто двадцать пять представлений более чем в двадцати городах с четырьмя постановками. Лауреат La médaille de l’Assemblée Nationale du Québec за служение искусству (2011 год). С июня 2021 года — Рыцарь Национального ордена Квебека (самая престижная награда, учрежденная правительством провинции Квебек).
Сотрудничество Лепажа и Котэ началось в 2018 году с балета “Frame by Frame” Национального балета Канады. Летом 2022 года они представили нашумевшее мультимедийное танцевальное шоу “Touch”, созданное на стыке балетного искусства и новейших световых технологий (это была одна из постановок Côté Danse). “Гамлет” — третья совместная работа режиссера и хореографа и третье обращение Лепажа к тексту шекспировской трагедии. В середине девяностых он создал моноспектакль “Эльсинор”, в 2013 году в Московском театре Наций поставил спектакль “Гамлет/Коллаж”, где исполнителем всех ролей выступил Евгений Миронов. Тогда Лепаж говорил о “Гамлете” так: “Это пьеса о человеке, доведенном до безумия. Главная проблема Гамлета в том, что он слишком много думает. Он не находит решения задачи… В конце концов, мощный символ “Гамлета” — череп. Поэтому Шекспир сочиняет огромную сцену, где есть череп…”.
Спектакль Лепажа-Котэ — не первая попытка рассказать историю Гамлета языком музыки и танца. В историю вошли “Гамлет” Брониславы Нижинской, в котором использовалась музыка Листа, балет Роберта Хелпмана с музыкой Чайковского, постановка Раду Поклитару и Деклана Доннеллана с музыкой Шостаковича. В “Гамлете” Лепажа-Котэ звучит оригинальная музыка композитора Джона Гзовски. В богатой музыкальной партитуре спектакля выделяется звучание хурди-гурди — струнного инструмента XVII века. Это придает особый колорит происходящему на сцене. Именно этот инструмент звучал в первой постановке “Гамлета” в театре Глобус.
Композитор, звукорежиссер, музыкант Джон Гзовски работал над более чем двумястами театральными, танцевальными и кинопостановками, для которых сочинял и исполнял музыку, создавал звуковое оформление, выступал в качестве музыкального руководителя. Он играл на банджо в опере в Банфе, изучал классическую музыку в Индии, играл на уде и гитаре на джазовых и фолк-фестивалях в Канаде и Европе. Его театральная работа принесла ему восемнадцать номинаций и шесть театральных премий Торонто — Dora Mavor Moore Awards. Гзовски руководил первой в Канаде “микротональной” группой, гастролировал по Канаде, исполняя произведения Гарри Партча, выступал с несколькими новыми группами, работал со-художественным руководителем Музыкальной галереи Торонто.
В творческой команде Лепажа-Котэ собрались выдающиеся дизайнеры современного театра во главе с креативным директором театра Ex Machina Стивом Бланше, имеющим более чем двадцатипятилетний опыт работы в сфере искусства и культуры. Среди самых известных работ Бланше — “Кориолан” Шекспира на Стратфордском фестивале и “Волшебная флейта” Моцарта на оперном фестивале в Квебеке. Художник по свету — многократный лауреат премии Dora Mavor Moore Саймон Росситер. Он специализируется на танцевальных постановках, сделал более трехсот спектаклей с такими компаниями, как Национальный балет Канады и Театр танца Торонто. Художник по костюмам Майкл Джанфранческо участвовал во многих театральных, оперных и балетных постановках. Его работы демонстрировались на Стратфордском фестивале и фестивале Россини в Италии.
Мировая премьера “Гамлета” Лепажа-Котэ с огромным успехом прошла 3 апреля 2024 года в Торонто. Газета Toronto Guardian назвала постановку “союзом, заключенным на небесах исполнительского искусства” и “танцевальным событием года, которое нельзя пропустить”, а журнал Intermission Magazine — “захватывающим представлением”. Европейская премьера спектакля состоялась в начале июня на Международном шекспировском фестивале (Le Festivalul Internacial Shakespeare) в городе Крайова (Румыния). В организации американской премьеры участвуют компании Ex Machina, Côté Danse, Dvoretsky Productions, Show One Productions.
Nota bene! Американская премьера спектакля “Трагедия Гамлета, принца Датского” состоится 23 ноября в 7.30 pm, 24 ноября в 1.00 и 6.30 pm в Театре музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance) по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты — на сайте www.harristheaterchicago.com или по телефону 312-334-7777.