В июне 2023 года Риккардо Мути заканчивает свою работу в качестве музыкального руководителя Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Кто возглавит оркестр после него? Ответ на этот вопрос волнует всех любителей музыки, а мне впору открывать специальную рубрику “Кто после Мути?”
Фигуры, равновеликой маэстро, сегодня на музыкальном Олимпе нет, но есть много талантливых молодых дирижеров, и, кто знает, может быть один из них станет достойным продолжателем великих традиций великого оркестра. Вот лишь один пример. Концерты ЧСО, состоявшиеся в Симфоническом центре 14 и 15 апреля, произвели огромное впечатление на музыкантов и критиков. Оркестром дирижировал двадцатишестилетний маэстро из Финляндии Клаус Мякеля. В программе были пьеса “Одиннадцать ворот” шведского композитора А.Хиллборга, Второй скрипичный концерт С.Прокофьева (солист – Даниэль Лозакович) и “Жар-птица” И.Стравинского. Рецензии на дебют Мякели были абсолютно восторженными. Музыкальный критик Лоуренс Джонсон из Chicago Classical Review назвал концерт 14 апреля “захватывающим представлением с калейдоскопическим блеском и бешеной энергией”. Джонсону вторят критик Хеди Вайс (WTTW) и альтист ЧСО Макс Рейми, сказавший: “Я никогда не видел двадцатишестилетнего парня с подобным воображением и степенью мастерства”. Всезнающий музыкальный критик из Лондона Норман Лебрехт пошел еще дальше. Он увидел в Мякеле “лидера в гонке за место Риккардо Мути”. Статья Лебрехта на сайте slippedisc.com называется: “Чикаго находит дирижера-мечту”.
Мякеля вернется в Чикаго в следующем сезоне. В феврале 2023 года ЧСО под его управлением исполнит Пятую симфонию Г.Малера. Лебрехт говорит, что это “может стать решающим фактором”, добавляя, что Мякеле (в случае предложения ему поста руководителя ЧСО) “придется разорвать контракты с одним из двух его оркестров в Осло и Париже”. Несмотря на молодость, Мякеля уже имеет несколько руководящих постов. С 2018 года он является художественным руководителем Музыкального фестиваля в Турку и главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Шведского радио, с августа 2020 года – артистическим советником Филармонического оркестра Осло. С сентября 2022 года Мякеля становится музыкальным руководителем Парижского симфонического оркестра (Оркестр де Пари). Во всяком случае, до дебюта с ЧСО таковы были его планы. Посмотрим, что будет дальше. Признаюсь, я пропустил дебютные концерты Мякели, но на его следующее выступление в феврале непременно схожу. Гонка за пост музыкального руководителя ЧСО в самом разгаре, а между тем нынешний руководитель маэстро Мути готов к новым концертам.
28 и 29 апреля, 3 мая, 7.30 pm; 30 апреля, 8.00 pm. В программе ЧСО под управлением Риккардо Мути – мировая премьера нового произведения композитора-резидента ЧСО Джесси Монтгомери, Второй концерт для оркестра и контрабаса Дж.Боттезини (солист – Александр Ханна), Шестая (“Пасторальная”) симфония Л.ван Бетховена.
Джесси Монтгомери сорок лет. Она родилась и выросла в Нью-Йорке. Выпускница Джульярдской школы. Ее произведения активно исполняются лучшими оркестрами. В мае 2019 года в концерте серии современной музыки MusicNOW мы услышали мировую премьеру написанной по заказу ЧСО новой аранжировки пьесы Монтгомери “Gay Guerrilla”, а таже квартет “Break Away”, в феврале прошлого года ЧСО исполнил пьесу Монгтомери 2012 года “Starburst”.
Контрабасисты не могут похвастаться большим количеством написанных для них сочинений. Один из лучших подарков им сделал итальянский дирижер и композитор Джованни Боттезини (1821-1889). Он широко гастролировал по Европе, играя на контрабасе. Несколько лет работал дирижером Итальянской оперы в Париже и в антрактах развлекал публику, исполняя на контрабасе собственные импровизации на оперные темы. Его популярность была огромна, его называли “Паганини контрабаса”. В настоящее время творчество Боттезини почти забыто, так что спасибо маэстро Мути за возвращение его произведений.
Александр Ханна – концертмейстер секции контрабасов ЧСО с 2012 года. Родился в городке Боулинг Грин (штат Огайо). С четырех лет учился играть на фортепиано, в тринадцать решил посвятить себя контрабасу. “В тот год родители взяли меня на концерт Берлинского филармонического оркестра в Энн Арбор. Я услышал две симфонии Бетховена: Пятую и Шестую. Этот вечер изменил мою жизнь.” На вопрос, почему он выбрал контрабас, Ханна отвечает: “Меня восхитил темный звук инструмента. Кроме того, мне нравилась идея, что на контрабасе можно играть в разных стилях. А еще у меня были друзья, которые играли на этом инструменте в школьном оркестре”. В юности Ханна выступал с Симфоническим оркестром Толедо, солируя как на фортепиано, так и на контрабасе. Лауреат приза музыкального центра в Танглвуде. После окончания учебы в Музыкальном институте Кертиса с 2008 до 2012 года работал концертмейстером секции контрабасов Детройтского симфонического оркестра. Концертмейстер группы контрабасов оркестра музыкального фестиваля в Беллингхеме. В этом качестве выступал на музыкальных фестивалях в Танглвуде, Вербье и камерном музыкальном фестивале на Великих озерах. Преподает в DePaul University, проводит уроки для музыкантов-контрабасистов из Civic Orchestra, мастер-классы в симфонических оркестрах США и Европы. А еще – проводит время с женой Ханной (ее имя совпадает с его фамилией), играет с собакой Чарли, ездит на велосипеде, занимается йогой, пьет эспрессо, смотрит шоу с участием Джона Стюарта и Стивена Колберта. Говорит, что жена обладает многими талантами. Одним из самых ярких является кулинарный. Выбрать любимое блюдо ему трудно. Остановился на картофельной запеканке с мясом (жена делает ее на день рождения и по другим особым случаям) и ризотто.
Обратите внимание. Концерт 29 апреля в 7.30 pm пройдет в помещении Edman Memorial Chapel по адресу: 401 E Franklin St, Wheaton, IL 60187.
29 апреля, 8.00 pm. Второй апрельский джазовый вечер в Симфоническом центре объединит замечательную джазовую певицу из Мемфиса Ди Ди Бриджуотер и лауреата премии “Грэмми” пианиста Билла Чарлэпа. В концерте участвует женская группа Artemis в составе: Рене Роснес, фортепиано; Анат Коэн, кларнет; Николь Гловер, тенор-саксофон; Ингрид Дженсен, труба; Норико Уеда, контрабас; Элисон Миллер, ударные.
Ди Ди Бриджуотер – лауреат премии “Тони”, трехкратный лауреат премии “Грэмми”, победительница Музыкального фестиваля в Сан-Ремо – одна из двух победителей в истории, не имеющих итальянского гражданства. Несколько лет назад она представляла в Чикаго проект “Мемфис”, названный в честь ее родного города. Певица с большим успехом исполнила популярные рок-н-ролльные хиты шестидесятых и семидесятых “I Can’t Get Next to You” “Hound Dog”, “Try a Little Tendernes”.
2 мая, 8.00 pm. Майский концерт Civic Orchestra of Chicago посвящен природе. В программе: концертная увертюра “В царстве природы” А.Дворжака, пьеса “Caught by the Wind” Дж.Монтгомери, Альпийская симфония Р.Штрауса. Дирижер – Кен-Давид Мазур.
“Civic Orchestra of Chicago” – оркестр уникальный. Он был создан в 1919 году (!) вторым музыкальным руководителем ЧСО Фредериком Стоком в учебных целях, чтобы дать возможность молодым талантливым музыкантам Чикаго и пригородов поработать с лучшими дирижерами и солистами, сотрудничающими с ЧСО. Civic Orchestra – единственный в своем роде юношеский оркестр при оркестре “взрослом“. За более чем столетнюю историю его школу прошли десятки тысяч музыкантов. Двадцать два года оркестр возглавлял дирижер Клифф Колнот. Сезон 2015-16 годов стал для него последним. Три сезона оркестр обходился без руководителя, с сезона 2019-20 годов главным дирижером является Кен-Давид Мазур, сын великого дирижера XX века Курта Мазура.
5 мая, 7.30 pm; 6 мая, 1.30 pm; 7 мая, 8.00 pm. ЧСО под управлением Риккардо Мути исполнит симфонические произведения. В программе: увертюра “Эгмонт” и Четвертая симфония Л.ван Бетховена, “Мать и ребенок” У.Г.Стилла, Третья симфония Ф.Прайс.
Кроме традиционного Бетховена ЧСО под управлением Риккардо Мути впервые исполнит Третью симфонию Флоренс Прайс и сочинение “Мать и ребенок” Уильяма Гранта Стилла – двух афроамериканских композиторов, чьи произведения редко можно услышать в симфонических залах. Перед началом сезона маэстро Мути сказал: “Мне говорили о Симфонии Прайс еще во время первого приезда в Чикаго. Она написана искренне… Современная музыка не обязательно должна быть сложной для восприятия. Музыка Прайс идет от сердца. То же самое я могу сказать о музыке Стилла”. В 1991 году Риккардо Мути провел в Филадельфии концерт в честь Мартина Лютера Кинга. Вспоминая тот день, дирижер сказал: “Я первый раз увидел, что зал на девяносто процентов заполнен афроамериканцами”. Надо сказать, что в Чикаго маэстро постоянно работает с афроамериканской общественностью, привлекая их на репетиции и концерты ЧСО. С 2016 года количество афроамериканцев в Симфоническом центре увеличилось до трех тысяч человек.
7 мая, 10.00 и 11.45 am; 9 мая, 10.15 и 11.30 am. Сорокапятиминутные интерактивные концерты из серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”) предназначены для детей от трех до пяти лет. Эти концерты станут для них первым знакомством с инструментами и миром классической музыки. Концерты ведут профессиональные актеры. На этот раз музыканты из ЧСО не просто исполняют, а инсценируют английскую народную сказку “Джек и бобовый стебель” (“Jack and the Beanstalk”). В ней рассказывается история мальчика Джека, обменявшего единственную корову семьи на… бобы. Когда бобы превращаются в гигантский бобовый стебель, Джек поднимается по нему и сталкивается с грозным великаном, который охраняет золото и волшебную арфу. Великан засыпает, Джек забирает золото и перерезает стебель. Великан повержен, справедливость восстановлена… В создании серии участвует Чикагский детский театр. Обратите внимание! Концерты состоятся в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра.
8 мая, 3.00 pm. Сольный фортепианный концерт Ефима Бронфмана. В программе: Сюита и Соната Б.Бартока, Одиннадцатая соната Л.ван Бетховена, Третья соната Ф.Шопена.
Замечательный пианист Ефим Бронфман – наш старый знакомый. Бронфман родился в Ташкенте. В 1973 году, в возрасте пятнадцати лет, эмигрировал с семьей в Израиль, где учился в Академии музыки имени Рубина в Тель-Авиве. В 1975 году состоялся международный дебют Бронфмана. Он выступил с Монреальским симфоническим оркестром, которым дирижировал Зубин Мета. После переезда в США молодой пианист продолжил обучение у Рудольфа Серкина в Вермонте и у Леона Флейшера в Джульярдской школе. В 1991 году вместе с легендарным Исааком Стерном Бронфман гастролировал по городам России и СНГ. Это турне стало его первым появлением в стране со времени отъезда в Израиль. В том же году он был удостоен одной из наиболее престижных американских музыкальных премий “Avery Fisher”. Пианист выступает с лучшими оркестрами мира под управлением самых прославленных дирижеров, в том числе – с маэстро Риккардо Мути.
Грустная новость пришла на прошлой неделе из Европы. 17 апреля на семьдесят седьмом году жизни в Лозанне (Швейцария) после продолжительной болезни умер выдающийся румынский пианист Раду Лупу. Он родился в Румынии, начал заниматься на фортепиано в возрасте шести лет, первый концерт дал в двенадцать – на нем он исполнял только собственные сочинения. В 1961 году Лупу поступил в Московскую консерваторию, где учился сначала у Генриха, затем у Станислава Нейгауза. С 1966 по 1969 годы Лупу побеждал на трех престижных международных конкурсах пианистов: Вана Клиберна, Энеску и Лидса. С этого момента стремительно растет его известность. На протяжении пятидесяти лет Лупу был одним из самых потрясающих пианистов планеты. Его приглашали крупнейшие оркестры и выдающиеся дирижеры, он с успехом гастролировал по всему миру. Я впервые увидел Лупу 15 января 2004 года на Фестивале музыки Шумана в Чикаго, когда тогдашний музыкальный руководитель ЧСО Даниэль Баренбойм привез на гастроли в Чикаго Staatskapelle – знаменитый оркестр Берлинской оперы. Первое впечатление от его игры: такого не может быть! Он сел на стул, откинувшись на спинку, и стал играть. Концерт для фортепиано с оркестром Шумана – одно из самых известных произведений композитора. Премьера концерта состоялась 1 января 1846 года, первой исполнительницей Концерта стала жена композитора, пианистка Клара Вик. С тех пор этот Концерт звучал в исполнении, пожалуй, всех прославленных пианистов, и каждый привносил в него что-то свое. Игра Лупу завораживала, она была виртуозной в исполнении труднейших пассажей и поражала тончайшей кантиленой. В тот вечер Раду Лупу был превосходен! На вопрос критиков о своих музыкальных пристрастиях Лупу отвечал так: “Своим музыкальным домом я считаю репертуар XIX столетия – Шуберт, Шуман, Бетховен, Брамс”. Что ж, по отношению к Шуману я в полной мере убедился в справедливости этих слов. Лавина аплодисментов после окончания концерта стала наградой Маэстро за блестящее исполнение Концерта.
Дебют Лупу с ЧСО состоялся в октябре 1972 года, спустя шесть лет после его победы на Международном конкурсе пианистов имени Вана Клиберна. За дирижерским пультом оркестра стоял Карло Мария Джулини. Последнее выступление Лупу в Чикаго прошло в апреле 2017 года. С ЧСО под управлением Риккардо Мути пианист исполнил Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт Л.ван Бетховена. Выступал Лупу в Чикаго и с сольными концертами. Первый из них состоялся в 1990 году, последний – в 2010.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра – на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.