Один из самых ожидаемых спектаклей сезона — “Ричард III” по пьесе Уильяма Шекспира в Чикагском шекспировском театре в постановке нового художественного руководителя Эдварда Холла. В ролях: Кэти Салливан (Ричард III), Ора Джонс (королева Маргарита), Эрик Хеллман (лорд Гастингс), Скотт Айелло (Георг, герцог Кларенс), Дебо Балогун (сэр Ричард Рэтклифф), Анаташа Блейкли (Уильям Кейтсби), Яо Догбе (герцог Бекингем), Шон Фортунато (Граф Риверс), Тиффани Рене Джонсон (леди Анна), Мо Шипли (Эдуард, принц Уэльский), Деметриос Трой (Король Эдуард IV), Джессика Дин Турнер (королева Елизавета). В спектакле звучит музыка Джона Тренчарда.
“Ричард III” — одна из самых мрачных пьес Шекспира. Мы видим разделенное королевство, наполненное жестокими семейными драмами; мир, в котором царит жадность и правят амбиции. Мир, в котором выжить — значит победить. Победить любой ценой. Такой мир предоставляет благодатную почву для харизматичного и беспринципного Ричарда III. Это его мир, в котором он может захватить власть и отомстить недругам. Он не знает разницы между добром и злом, а совесть называет “словом, которое используют трусы”. Никто не застрахован от его тирании…
В роли Ричарда III в театре дебютирует чемпионка Паралимпийских игр и номинантка на премию “Тони”, известная американская спортсменка и актриса Кэти Салливан. В Чикаго она играла в спектаклях “Долгая красная дорога” (“The Long Red Road”) в постановке Филиппа Сеймура Хоффмана (Goodman Theatre) и “Веер леди Уиндермир” (“Lady Windermere’s Fan”) в Northlight Theatre. Недавно в Нью-Йорке она руководила мастер-классом по новому мюзиклу Джошуа Франклина “Утешающий механизм” (“The Consoling Mechanism”). На телевидении она известна по роли Эстер в фильме “Декстер: Новая кровь” (“Dexter: New Blood”). Салливан также является четырехкратной чемпионкой США по легкой атлетике на дистанции 100 метров. Она участвовала в Паралимпийских играх в Лондоне в 2012 году, установив новый американский рекорд и заняв шестое место. У Салливан ампутированы обе ноги, она передвигается на протезах. Это первая крупная постановка “Ричарда III” в США, в которой главную роль играет женщина с ограниченными возможностями.
“Ричард III” — инаугурационный спектакль для Эдварда Холла, нового (с октября 2023 года) художественного руководителя Шекспировского театра. Сын всемирно известного режиссера сэра Питера Холла, Эдвард тоже имеет внушительную биографию. Он известен своими оригинальными прочтениями шекспировских пьес. Его спектакли шли в Theatre Royal Windsor, Old Vic и в Royal Shakespeare Company — театре, основанном отцом. Бывший (на протяжении почти десяти лет) художественный руководитель Hampstead Theatre (Лондон), он поставил в нем более ста мировых премьер и превратил его в один из самых успешных театральных коллективов Великобритании. Холл — первооткрыватель новых пьес Тони Кушнера, Бет Стил, Роя Уильямса, Мартины Майок, Лорен Гундерсон, основатель (в 1997 году) и художественный руководитель Propeller Shakespeare company. В 2010 году он поставил в этом театре “Ричарда III”. В разные годы был заместителем директора лондонских Национального и Олд Вик театров. В Чикагском шекспировском театре Холл ставил лишь однажды — в далеком 2004 году. Его трилогия “Ярость розы” (“Rose Rage”) получила премию “Джефф”.
Среди киноработ Холла — “Беззаботный дух” (“Blithe Spirit”, 2020) с Джуди Денч в главной роли, “Ограбление перед Рождеством” (“The Heist Before Christmas”, 2023) с Тимоти Споллом в главной роли, несколько эпизодов сериалов HBO и Би-Би-Си, в том числе — финал четвертого сезона “Аббатства Даунтон” (“Downton Abbey”, 2013).
С Кэти Салливан Холл работает второй раз. В 2019 году он поставил в Лондоне спектакль “Стоимость жизни” (“Cost of Living”) по пьесе Мартины Майок (она получила за нее Пулитцеровскую премию) с Салливан и Адрианом Лестером в главных ролях. Холл вспоминает: Уже в первую неделю работы с Кэти я понял, что хочу вместе с ней сделать “Ричарда III”. Она необычайно талантливая актриса, которая стремится добраться до самых уязвимых мест своих персонажей”. Салливан стала первой актрисой с ампутированными конечностями, которая сыграла на Бродвее и номинировалась на премию “Тони”.
Несмотря на бенефисность центрального персонажа, яркую театральность и кинематографичность, “Ричард III” не относится к популярным шекспировским пьесам. По пальцам одной руки можно пересчитать инсценировки и экранизации. Канонической на долгие годы стала версия Лоуренса Оливье в фильме 1955 года (он был автором адаптации и режиссером). Кинокритик газеты Сhicago Reader назвал картину “наиболее точной классической экранизацией пьесы Шекспира, ставшей одной из наиболее волнующих постановок о злодействе и предательстве”.
Я помню Ричарда III — Михаила Ульянова (Московский театр имени Вахтангова, режиссер — Рачия Капланян, премьера — 1976 год). Актер сыграл абсолютного злодея, прячущегося за маской комедианта. В британском фильме 1995 года (режиссер — Ричард Лонкрейн) события были перенесены в тридцатые годы XX века, а Ричард III в исполнении сэра Иэна Маккеллена носил кожаный френч и напоминал самых страшных тиранов эпохи сталинизма-нацизма. Совсем другой Ричард III у Константина Райкина в Московском театре “Сатирикон” (режиссер — Юрий Бутусов, премьера — 2004 год). Он был страшен — эта крошка Цахес, маленький уродец, терроризирующий окружение и королевство. (Двадцать лет назад такие спектакли еще можно было увидеть в Москве. Сегодня почти все их создатели находятся за пределами России.) Райкин говорил о своем персонаже так: “Ричард — лицедей и необыкновенно цельная натура. Такие роли — очистительные, катарсисные. Выплескивая эту скверну из себя на сцену и создавая из нее художественный образ, ты сам очищаешься”.
В 2014 году в лондонской студии Trafalgar Transformed появился еще один “Ричард III” (режиссер — Джейми Ллойд) с Мартином Фриманом в главной роли. Актер сделал своего персонажа психически неуравновешенным маньяком, получавшим удовольствие от вида крови и наслаждавшегося нескончаемыми убийствами.
Последний раз “Ричард III” я смотрел весной 2020 года, когда в разгар пандемии берлинский театр Шаубюне (Schaubehne Berlin) запустил марафон ежедневных бесплатных онлайн-показов лучших спектаклей театра. Версия художественного руководителя театра Томаса Остермайера 2015 года с Ларсом Айдингером в главной роли произвела на меня огромное впечатление. Его Ричард III был инвалидом. Он карабкался на вершину власти через физические страдания. Горбатый, косолапый, с обезображенной челюстью, свои монологи он произносил в форме рэпа под барабанную дробь, держа перед собой микрофон. Олицетворение зла с физическими недостатками стал вызовом Остермайера толерантной Европе…
С нетерпением жду, что нового раскроет в Ричарде III Эдвард Холл.
Nota bene! Спектакль “Ричард III” идет со 2 февраля по 3 марта 2024 года в помещении Chicago Shakespeare’s Courtyard Theater. Билеты на этот и другие спектакли Чикагского шекспировского театра — на сайте www.chicagoshakes.com, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611.