Мы беседуем c Гейбом Полски (Gabe Polsky), сценаристом, режиссером и продюсером, чей документальный фильм “Красные пингвины” вышел в онлайн-прокат в августе.
Ваши родители – иммигранты из Советского Союза. Какое влияние на творчество оказывают советские корни?
Да, мои родители были выходцами из бывшего Советского Союза. Таким образом, я постоянно видел и чувствовал на себе взаимодействие российской и американской культур. И возможно поэтому у меня есть естественная склонность смотреть на эти две страны под самыми разными углами, сравнивать, сопоставлять, иногда – противопоставлять. Я изучал политологию в Йельском университете и в ходе учебы постоянно сравнивал влияние этих стран на мировую политику и экономику. Это же взаимодействие культур внутри меня продолжается и в моей кинематографической карьере.
Расскажите подробнее о себе.
Я вырос в пригороде Чикаго, в Гленко. Моим первым языком был русский, я и сейчас немного говорю по-русски, но понимаю больше, чем могу сказать. Больше всего по-русски говорил с бабушкой, когда она приехала из Советского Союза. Потом, к сожалению, я частично утерял язык, как и многие другие из второго поколения иммигрантов.
Кино я начал заниматься уже после колледжа. У меня был сосед по комнате, который сочинял комедии. Наблюдая за ним, я решил, что хочу себя попробовать в кино. Я всегда был креативным и способным развлекать, в детстве меня считали большим выдумщиком. И я думал, что смогу стать хорошим режиссером. Начал собирать знания и опыт, и постепенно стал стремиться к профессиональной режиссуре.
Почему вы работаете именно в жанре документального кино?
Потому что это интересно. Мне действительно нравятся правдивые человеческие истории. Часто герои документальных фильмов более живые, интересные и динамичные, потому что они настоящие. А в художественных фильмах актеры зачастую лишь пытаются сыграть свои роли. И я думаю, что в документальных фильмах больше пространства для творчества, ведь режиссеры-документалисты могут раздвинуть границы художественной формы. И есть много очень интересных творческих идей, которые вы можете осуществить именно в документальном жанре. Хотя я также снимаю художественные фильмы и принимаю участие в телевизионных шоу, но как режиссер стал более известен благодаря своим документальным фильмам. В подтвержение могу сказать, что мои последние 3 фильма в жанре документального кино имели довольно большой успех.
Что такое современный документальный фильм, ведь это не совсем то, что было раньше.
Чем современный документальный фильм отличается от такого фильма в прошлом… Я думаю, что документальные фильмы сегодня существенно изменились, и теперь это действительно особый вид искусства. Раньше документальные фильмы были просто описанием какого-то события из реальной жизни, например, о Второй мировой войне, об известных людях и т.д. А теперь воплощение на экране документальных историй стало гораздо более креативно и динамично, более художественно. Сейчас существует очень много типов документальных фильмов, от криминальных историй до историй в сфере культуры. Мои фильмы сложно отнести к какому-то одному типу, в них есть всего понемногу, люблю рассказывать динамичные многослойные истории. В моих фильмах есть юмор, политика, спорт, эмоции и другие нюансы, свойственные человеку.
Расскажите про ваш новый фильм “Красные пингвины”. В чём заключается основная идея?
“Красные пингвины” – это история, по большому счету, о природе взаимоотношений между США и Россией и о культурных различиях между этими странами. Но об этом говорится на фоне рассказа о первом международном совместном спортивном предприятии между хоккейной командой из Питтсбурга Pittsburgh Penguins и московским клубом ЦСКА. Действие происходит в начале девяностых. Это было странное предприятие, созданное, когда команда ЦСКА практически обанкротилась и находилась на грани исчезновения, и ей нужен был кто-то, кто бы мог спасти команду и инвестировать в нее. В такой роли выступила команда Pittsburgh Penguins. В результате была создана новая российско-американская – “Красные пингвины”.
Так что это целая история, которая исследует сумашедший эксперимент, длившийся 3 года. С одной стороны, это действительно мрачная комедия про американцев в России, а с другой – занимательная история, которая рассказывает о России 90-х годов и о людях, живших в то время.
Фильм сфокусирован на крупных социальных и политических потрясениях, которые переживала страна после распада Советского Союза, и рассказывает о том страна экстремально менялась, проходя путь от полного тоталитарного коммунистического порядка до полного политического и экономического хаоса.
И, используя спортивное предприятие “Красные пингвины” как своего рода зеркало, я пытался показать, что происходило в то время. И это понимание также помогает осознать, как и почему Россия такая, какая она есть сейчас.
На мой взгляд, американских фильмов, которые правдиво рассказывают о России или, скажем, о русских людях – очень мало. И, я думаю, что мои два документальных фильма “Красная Армия” и “Красные пингвины” дают американцам гораздо лучшее и более полное представление о России, людях, истории, культуре и политике, чем набившие оскомину клише.
Однако, я думаю, что фильм будет интересным и для русскоязычных людей, которые жили там и испытали это на себе.
Несомненно, американцы, которые действительно ничего не знают о России, и русскоговорящие люди, у которых есть свой опыт и знания об этом периоде, будут по-разному реагировать на фильм. И я действительно с нетерпением жду этого. Наверняка будет очень интересно.
Почему именно спортивная, хоккейная история легла в основу?
Три моих последних фильма так или иначе касались хоккея.
С одной стороны, это почти случайно – просто истории интересные, с другой – у меня есть собственный хоккейный опыт. Я играл в хоккей за команду 1-го дивизиона в Йельском университете и был действительно серьезным хоккеистом. Однако в конце концов я решил, что не буду играть профессионально, и развернул свою карьеру в сторону кино. Надеюсь, зная хоккей изнутри, я буду непохим рассказчиком о нем. Но не хочу делать фильмы только о хоккее, и я не сумасшедший фанат хоккея, но действительно использую эту замечательную спортивную игру как способ рассказать зрителям о многих других вещах.
В фильме “Красная армия” я использовал хоккей, чтобы рассказать историю о взлете и падении Советского Союза. И рассказать о людях и их культуре. Я сделал то же самое в фильме “Красные пингвины”, но это совсем другая тема, чувства и другой период времени. Мой фильм “В поисках величия” повествует о величайших спортсменах всех времен и о природе величия, творчества, генетики и физиологии. И я ищу ответ на вопрос: “Что делает людей великими?” В число великих людей включаю хоккеиста Уэйна Грейтски (Wayne Gretzky), он один из главных героев. Поэтому фильм несколько связан с хоккеем, но он не про хоккей.
Давайте вернемся к фильму “Красные пингвины”. Кто является его основной аудиторией и почему?
Во-первых, совсем не обязательно быть спортсменом или интересоваться спортом, чтобы вам понравился этот фильм. Если вы заинтересованы в истории, рассказывающей о нюансах человеческой природы и любите замечательных забавных персонажей – он вам понравится. Если вы любите необычные комедии, это фильм для вас. Если интересуетесь политикой, Россией, взаимоотношениями США и России – это отличный фильм для вас. Я не думаю, что это детское кино, потому что фильм рассказывает о темных и безумных временах, но подростки, которые хотели бы узнать больше о России в то время, наверняка тоже оценят этот фильм, ведь он смешной, захватывающий, динамичный и не слишком длинный.
Вы можете посмотреть фильм “Красные пингвины” на всех основных цифровых платформах (Itunes, Amazon, Comcast и др.).