23 марта в Лирик-опере пройдет концерт-чествование одной из величайших оперных певиц нашего времени Рене Флеминг (Renée Fleming 25th Anniversary Concert & Gala), посвященное двадцатипятилетию со дня ее дебюта на главной оперной сцене Чикаго.
Примадонна мировой оперы, очаровательная Рене Флеминг давно занимает особое положение в оперном мире. Неотразимое обаяние и богатый тембр голоса, стилистическое разнообразие и элегантность исполнительской манеры – все это позволяет певице одинаково свободно исполнять самую разную музыку: арии из классических и современных опер и мюзиклов, джазовые и блюзовые композиции, песни из кинофильмов. В опере в разные годы репертуар певицы простирался от колоратур Россини до драматических партий Верди и Пуччини.
Рене Флеминг родилась в городке Индиана (штат Пенсильвания), но вскоре переехала с родителями в Рочестер. В своей книге “Внутренний голос” она пишет: “Как получилось, что девочка из маленького городка под Нью-Йорком представляет свою страну на крупнейших международных музыкальных фестивалях?.. Ответ обезоруживающе прост: все произошло благодаря двум маленьким хрящикам в моем горле. Эти голосовые связки – тонкие, таинственные и непредсказуемые – кидали меня в самые невероятные места планеты. Я ночевала в Белом доме, потому что разговоры о музыке c Клинтоном и Блэром затянулись до двух часов ночи; я пела для Вацлава Гавела и четыре часа провела рядом с ним, пока он рассказывал о своей жизни; я пела на траурной церемонии у развалин башен-близнецов всего через несколько месяцев после 11 сентября, когда тысячи людей стояли плечом к плечу, став единым воплощением скорби… Мой голос приводил меня на самые престижные театральные подмостки мира, и я могу сказать, что моя карьера сложилась удачно”.
Родители Рене Флеминг были учителями пения, поэтому у нее просто не было другого выбора, кроме как стать певицей. Во время учебы в Нью-Йоркском университете Флеминг выступала в составе джазового трио в одном из баров города. Там ее увидел известный саксофонист Джэкет “Иллинойс”. Он был так восхищен ее пением, что сразу предложил певице стать солисткой его биг-бэнда. Но Флеминг не хотела ограничиваться только джазом. Она получила академическое музыкальное образование в Джульярдской музыкальной школе (1983-1987 годы). В 1984 году певица провела, по ее словам, “феноменальный” год в Германии на стажировке у Арлин Оже. Певица также брала уроки вокала у выдающейся оперной певицы Элизабет Шварцкопф.
Оперный дебют Флеминг состоялся в 1986 году на Зальцбургском музыкальном фестивале в партии Констанцы в опере В.А.Моцарта “Похищение из Сераля”. В 1988 году она победила на прослушивании молодых талантов в Метрополитен-опере и на Международном конкурсе вокалистов в Бельгии. Так началась ее блистательная международная карьера. Певица выступала и продолжала выступать на крупнейших оперных сценах мира.
В июле 2012 года в Санкт-Петербурге прошли съемки совместного американо-российского музыкального фильма с участием Рене Флеминг и Дмитрия Хворостовского. На фоне красот города русский певец и самая известная певица из США исполнили шедевры оперной классики, а Хворостовский не только пел, но и выступил в качестве гида, рассказывая об истории Питера.
Особые отношения связывают Рене Флеминг с Лирик-оперой. Певица дебютировала в Чикаго в сезоне 1993-1994 годов с партией Сюзанны в одноименной опере К.Флойда (премьера Лирик-оперы и первое исполнение Флеминг той партии). После этого были еще девять главных партий: Маргарита в “Фаусте” Ш.Гуно (сезон 1995-96 годов), Розина в “Свадьбе Фигаро” В.А.Моцарта (сезон 1997-98 годов), Альчина в одноименной опере Г.Ф.Генделя (сезон 1999-2000 годов), Дездемона в “Отелло” Дж.Верди (сезон 2001-02 годов), Таис в одноименной опере Ж.Массне (премьера Лирик-оперы, сезон 2002-2003 годов), Виолетта в “Травиате” Дж.Верди (сезон 2007-08 годов), Бланш Дюбуа в опере А.Превина “Трамвай Желание” (сезон 2012-13 годов, эта партия была специально написана для Флеминг, и она стала ее первой исполнительницей), Графиня в “Каприччио” Р.Штрауса (сезон 2014-15 годов), Ганна Главари в “Веселой вдове” Ф.Легара (сезон 2015-16 годов, эту партию певица исполняла на премьере постановки Строман в Метрополитен-опере).
Флеминг участвовала в концертах звезд Лирик-оперы в парке “Миллениум” в 2001 и 2011 годах, в специальных гала-концертах, посвященных пятидесятилетию (30 октября 2004 года) и шестидесятилетию (1 октября 2014 года) Лирик-оперы, солировала в концерте Оркестра Лирик-оперы (12 декабря 2010 года), выступала в дуэтах с Дмитрием Хворостовским (7 января 2012 года), Сьюзен Грэм (24 января 2013 года) и Йонасом Кауфманом (19 марта 2014 года).
С декабря 2010 года Флеминг состоит в руководстве Лирик-оперы, занимая посты вице-президента Совета директоров и консультанта по творческим вопросам (Creative Consultant). В новом качестве любимица зрителей играет активную роль в репертуарной политике театра. Она курировала прошедшую с огромным успехом в декабре 2015 года мировую премьеру оперы Дж.Лопеса “Бельканто”, стала инициатором расширения образовательных программ Лирик-оперы, совместных проектов с Merit School of Music, сотрудничества оперного театра с другими культурными организациями Чикаго, в том числе – с Театром музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance). В этом театре мы видели Рене Флеминг 14 декабря 2015 года в камерном концерте “Higher: Renée Fleming and Patricia Barber Perform the Music of Patricia Barber”. Дуэт прославленной оперной дивы и замечательной джазовой пианистки и композитора Патрисии Барбер стал одним из самых захватывающих музыкальных событий последних лет. Флеминг исполнила песни Барбер и рождественские мелодии. После концерта Барбер сказала: “Когда Рене исполняет мои песни, я понимаю, что идеал в музыке может быть достигнут. Она вдохновляет меня на новые подвиги”.
Рене Флеминг – лауреат двух премий “Грэмми”, Национальной медали искусств (президент Барак Обама вручил ей эту награду в 2013 году), премий журналов “Граммофон” и “Opera News”, приза “Муза” Международного фестиваля “Дворцы Санкт-Петербурга”, обладатель Ордена Почетного легиона и командор Ордена искусств и литературы Франции. О популярности певицы может свидетельствовать тот факт, что она первой из всех классических музыкантов получила право исполнить национальный гимн на главном спортивном событии США – финальном матче чемпионата Национальной футбольной лиги “Super Bowl”. В ее честь созданы духи “La Voce” и десерт знаменитого нью-йоркского повара Даниэля Булю “Дива Рене”.
У Рене Флеминг две дочери: двадцатипятилетняя Амелия и двадцатиоднолетняя Сейдж.
На вечере 23 марта Флеминг исполнит каватину графини Альмавивы “Porgi amor” из Второго акта “Свадьбы Фигаро” В.А.Моцарта, арию “Песня Луне” из оперы “Русалка” А.Дворжака, дуэт (с баритоном Куинном Келси) Таис и Атанаэля “Baigne d’eau mes mains” из третьего акта оперы “Таис” Ж.Массне, песню “Fable” из мюзикла “Свет на площади” А.Геттеля и песню “You’ll Never Walk Alone” из мюзикла “Карусель” Р.Роджерса и О.Хаммерстайна. Келси исполнит также арию Валентина из “Фауста” Ш.Гуно.
Одна из лучших американских певиц Сондра Радвановски выступит с арией Флории Тоски из оперы Дж.Пуччини и с первой арией Сюзанны из одноименной оперы К.Флойда. Так же, как Флеминг, Сондра дебютировала в Лирик-опере с этой партией.
Тенор Лоуренс Браунли, известный нам по ролям принца Рамиро в “Золушке” Дж.Россини (сезон 2015-16 годов) и Артуро в “Пуританах” В.Беллини (сезон 2017-18 годов), исполнит арии Феррандо из оперы В.А.Моцарта “Так поступают все” и Тонио из первого акта “Дочери полка” Г.Доницетти. Совсем недавно, на прямой трансляции спектакля из Метрополитен-оперы эту арию на “бис” исполнил Хавьер Камарена. В прошлом тот же “номер” проделывал Хуан Диего Флорес.
Среди участников вечера – Эрик Оуэнс с арией Прочиды из “Сицилийской вечерни” Дж.Верди и Кристиан Ван Хорн с ариями Мефистофеля из оперы “Мефистофель” А.Бойто и Дапертутто из “Сказок Гофмана” Ж.Оффенбаха.
Специальный гость вечера – четырехкратный номинант на премию “Эмми”, американский актер и певец Титус Берджесс, известный по роли Титуса Андромедона в сериале “Несгибаемая Кимми Шмидт” (“Unbreakable Kimmy Schmidt”, 2015-19).
Рене Флеминг поздравят также студенты Центра оперного пения Патрика и Ширли Райан при Лирик-опере. Оркестром дирижирует художественный и музыкальный руководитель Хьюстонской оперы Патрик Саммерс.
Костюмы для Рене Флеминг создавали величайшие модельеры и дизайнеры нашего времени. Среди них – Оскар де ла Рента, Кристиан Лакруа, Карл Лагерфельд, Вивьен Вествуд, Вера Вонг, Джон Гальяно, Джанфранко Ферре, Иссей Мияке, французский дом моды Диор. Некоторые из платьев примадонны выставлены в эти дни на всеобщее обозрение в Лирик-опере. Так что если вы собираетесь посетить театр, приходите пораньше: костюмы Флеминг ослепительно хороши! Непременно посмотрите на них, они находятся на всех шести этажах театра.
После концерта участники и гости плавно переместятся в отель The Ritz-Carlton, где продолжится чествование Героини. Мероприятие дорогое, но если вас это не пугает, вполне можете оказаться среди гостей. Все подробности – по телефону 312-827-5682.
Nota bene! Вечер “Renee Fleming 25th Anniversary Concert & Gala” состоится 23 марта в 7 часов вечера. Билеты на этот концерт и все спектакли сезона 2018-19 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2019-20 годов можно заказать на сайте Лирик-оперы https://www.lyricopera.org/, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Одиночные билеты на спектакли будущего сезона появятся в продаже летом.