21 и 23 февраля, 8.00 pm; 22 февраля, 1.30 pm. За пульт Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) возвращается его музыкальный руководитель Риккардо Мути. В программе: Девятая симфония Уильяма Шумана (не путайте с великим классиком-романтиком Робертом Шуманом) и “Реквием” В.А.Моцарта. Солисты: Бенедетта Торре, сопрано; Сара Мингардо, контральто; Саймир Пиргу, тенор; Мика Карес, бас. Чикагский симфонический хор. Хормейстер – Дуайн Вулф.
“Реквием” В.А.Моцарта не звучал в Чикаго с февраля 2015 года. Как сказал как-то маэстро Мути, “каждый раз, обращаясь к великим именам, по-новому разгадываешь их загадки”. Моцарт – загадка не только для нас, потомков. Он был не особо понятен и своим современникам, в том числе близким родственникам. “У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины”, – написал ему в одном из писем отец. И добавил, что Вольфганг то слишком ленив, снисходителен, терпелив, то слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом. Моцарта изображали по-разному: маленьким мальчиком, музицирующим на клавесине для прекрасных придворных дам; послушным сыном своего отца; юношей, влюблявшимся во всех оперных певиц; оскорбленным музыкантом, отказавшимся служить деспотичному князю-архиепископу; гениальным композитором, умирающим от голода, холода и тягот жизни. Все эти представления одновременно верны и ложны. Возможно, наиболее подходящим для Моцарта определением является слово “ангельский”. Да, ангельский и именно поэтому чрезвычайно трудный для понимания. За внешним обаянием скрывается глубокая тайна. Как сказано у Рильке, “каждый ангел ужасен”. Наверняка известно только одно: Моцарт – гений. В его музыке есть все: мелодичность, красота, философская глубина, величие чувств, уникальность музыкальных идей. От оперы-буфф до “Реквиема”, от легких пьес к духовным песнопениям – дистанция огромного размера!
Моцарт умер в тридцать пять лет в нищете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты “Реквиема”. Первый биограф композитора Немечек приводит слова Моцарта неизвестному адресату на итальянском языке, вероятнее всего, либреттисту Лоренцо да Понте: “…Моя голова раскалывается, разговариваю с трудом и не могу отогнать от глаз образ неизвестного, постоянно вижу его перед собой, он меня умоляет, торопит, с нетерпением требует от меня работу. Продолжаю, потому что сочинение мне менее утомительно, нежели праздность. Впрочем, мне нечего опасаться. По всему чувствую: час пробил; я готов умереть; я кончил прежде, чем воспользовался своим талантом. Жизнь была столь прекрасна, карьера начиналась при столь счастливых предзнаменованиях, но изменить собственную судьбу нельзя. Никому не измерить своих дней, нужно смириться. Пусть будет то, чего желает провидение”.
“Реквием” – быть может, самое великое творение Моцарта. Мы слышим дыхание вечности, ощущаем надежду. Как медитация: исчезают тревоги, а на душе становится светло и тепло. Все вокруг пронизано неосознанным предчувствием тайны…
Из квартета солистов мы слышали в Чикаго только одного – протеже Лучано Паваротти и обладателя Золотой медали его имени, тенора из Албании Саймира Пиргу. Он был с маэстро Мути на прошлом исполнении “Реквиема” в Симфоническом центре и дважды участвовал в концертном исполнении опер: в 2014 году в Равинии (Дон Оттавио в “Дон Жуане” В.А.Моцарта, дирижер – Дж.Конлон), в 2016 году в Симфоническом центре – Фентон в “Фальстафе” Дж.Верди, дирижер – Р.Мути).
В двадцать два года Пиргу дебютировал на сценах Римской оперы (“Любовный напиток” Г.Доницетти) и Зальцбургского музыкального фестиваля (“Так поступают все” В.А.Моцарта). В Зальцбурге Пиргу стал самым молодым исполнителем одной из главных партий за всю историю фестиваля.
Остальные три солиста впервые выступают в Чикаго. Несколько слов о каждом из дебютантов.
Бенедетта Торре родилась в Генуе в 1994 году. С тринадцати лет учится вокальному мастерству. Выпускница Оперной академии Риккардо Мути. В декабре 2015 года исполняла партию Мими в “Богеме” Дж.Пуччини на фестивале в Равенне (постановка президента и художественного руководителя фестиваля Кристины Маццавиллани Мути, супруги маэстро Мути), а также в оперных театрах Вильнюса, Новары и Пьяченцы. В двадцать два года (возраст Пиргу) по приглашению маэстро Мути дебютировала на Зальцбургском музыкальном фестивале (Голос жрицы в “Аиде” Дж.Верди, 2017 год). В ближайших планах молодой певицы – дебют на Музыкальном фестивале в Глайндборне (Адина в “Любовном напитке” Г.Доницетти).
Сара Мингардо – обладательница редчайшего сегодня контральто с огромным диапазоном. За тридцать лет вокальной карьеры пела на крупнейших сценах Европы в операх Глюка, Монтеверди, Генделя, Вивальди, Россини, Моцарта, Доницетти и многих других композиторов. Запись оперы “Троянцы” Г.Берлиоза, в которой она исполнила партию Анны, получила две премии “Грэмми” и приз журнала “Граммофон” (все награды – 2002 год). В Америке певица почти не выступает – тем интереснее услышать ее голос. Она преподает в Римской консерватории Санта Чечилия.
Бас из Финляндии Мика Карес тоже известен широтой репертуара. Он легко переходит от опер бельканто к Верди, Пуччини и Вагнеру. Американский оперный дебют певца состоялся в Опере Сиэттла. Карес – номинант на премию “Грэмми”-2018 (Даланда в “Летучем голландце” Р.Вагнера, запись студии Naïve). В сезоне 2019-20 годов Карес дебютирует в Лирик-опере Чикаго в партии Командора в “Дон Жуане” В.А.Моцарта.
В начале программы ЧСО впервые исполнит Девятую симфонию Уильяма Шумана (1910-1992), первого композитора – лауреата Пулитцеровской премии по музыке. Симфония называется “Le fosse Ardeatine” и посвящена одному из самых мрачных эпизодов Второй мировой войны – массовому убийству невинных итальянских граждан в Ардеатинских пещерах. В тот день 24 марта 1944 года по приказу оккупационных властей Рима фашисты расстреляли триста тридцать пять человек. С 1949 года Ардеатинские пещеры стали национальным мемориалом Италии. Каждый год в день памяти жертв у мемориала проходят католическая и иудейская панихиды. После визита в Рим и посещения панихиды в 1968 году Шуман и сочинил Девятую симфонию.
Перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (22 февраля, 12.15 pm; 23 февраля, 6.45 pm, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
Перед началом концерта 21 февраля (6.15 pm, Armour Stage) состоится встреча с руководителем американского бюро газеты La Repubblica Федерико Рампини и профессором истории Loyola University Энтони Кардозой.
С 18 до 23 февраля на первом этаже Симфонического центра открыта специальная выставка, посвященная массовому убийству в Ардеатинских пещерах. Выставка организована Римским университетом.
Nota bene! Билеты на все концерты сезона 2018-19 годов и абонементы сезона 2019-20 годов Чикагского симфонического центра можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.