Продолжается сто тринадцатый сезон старейшего в Америке фестиваля в Равинии. На прошлой неделе прошел, как мне кажется, один из лучших концертов этого лета. Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) исполнил величественную ораторию Йозефа Гайдна “Сотворение мира” (“Die Schoupfung”). На высоте были все без исключения замечательные солисты, оркестр, Чикагский симфонический хор. Счастлив был дирижировавший оркестром прославленный маэстро Джеймс Ливайн.
Как известно, с 1973 до 1993 года Ливайн был музыкальным руководителем Равинии. Оратория “Сотворение мира” звучала при нем дважды – в 1977 и 1985 годах. Спустя тридцать два года он решил третий раз вернуться к этому произведению.
Двадцать лет, проведенные Ливайном в Равинии, многие считают одними из самых плодотворных в истории фестиваля. И вот спустя два с лишним десятилетия маэстро возвращается туда, откуда началась его всемирная слава. С 2018 года он становится первым в истории Равинии “дирижером-лауреатом“. Президент фестиваля Уэлц Кауфман не скрывает, что эта должность создана специально для дирижера, в знак его заслуг перед фестивалем. Идея возникла у Кауфмана после прошлогоднего триумфа Ливайна. Он вернулся в Равинию после двадцатитрехлетнего отсутствия и дирижировал Второй симфонией (“Воскресение”) Г.Малера. Я помню тот концерт. Была страшная гроза, но павильон был полон, и после окончания концерта зрители устроили маэстро нескончаемую овацию.
Выбор Второй симфонии Малера символичен – именно с этим произведением 24 июня 1971 года состоялся дебют молодого, энергичного Ливайна в Равинии. В тот день он заменил заболевшего Юджина Орманди, а спустя два года возглавил фестиваль.
Ливайн энергично взялся за дело. Он резко увеличил количество концертов с классической музыкой всех форм (симфонической, хоровой, камерной), стал чаще приглашать солистов и музыкальные коллективы из Европы, устраивать мастер-классы. Перед концертами в парке звучала музыка, после концертов музыканты оставались, чтобы со зрителями обсудить услышанное… Все, кто помнят эти годы, вспоминают их, как время расцвета Равинии. Именно при Ливайне о Равинии узнали во всем мире, он сделал этот фестиваль престижным. Ливайн задумал “тягаться” – ни много ни мало – с Зальцбургским фестивалем. Имея “под руками“ ЧСО, такая затея не выглядела утопией. С каждым годом фестиваль становился все более популярным и престижным. Ливайн добился впечатляющих результатов, ответ Хайленд-Парка Зальцбургу получился.
Ливайн любил свой фестиваль, болел за него и делал все, чтобы Равиния процветала. Казалось, так будет вечно. Надо было придумать нечто сверхъестественное, чтобы он покинул пост музыкального руководителя. И сверхъестественное появилось в образе Метрополитен-оперы. От такого предложения Ливайн не смог отказаться. Долгое время маэстро делил свои обязанности между Нью-Йорком и Хайленд-Парком, но в 1993 году ушел из Равинии, передав свой пост Кристофу Эшенбаху. Что было дальше – вы знаете.
В мае 2016 года Ливайн дирижировал последний раз в Метрополитен-опере в качестве музыкального руководителя. С сезона 2016-17 годов он перешел на позицию почетного музыкального руководителя (Music Director Emeritus). И вот тут снова на горизонте появилась Равиния. По контракту, Ливайн будет дирижировать ЧСО по два концерта две недели каждое лето с 2018 по 2022 год. Маэстро также будет проводить мастер-классы в Музыкальном институте при Равинии (Ravinia’s Steans Music Institute), созданном маэстро в 1988 году вместе с тогдашним исполнительным директором фестиваля Эдвардом Гордоном. Ливайн вновь встретится с директором вокального отделения института Кевином Мерфи. Дело в том, что Мерфи стал первым пианистом, кого Ливайн позвал в программу Метрополитен-оперы для молодых артистов (Met’s Lindemann Young Artist Development Program). С 1993 до 2006 года Мерфи был ассистентом дирижера. (Опять “судьбы скрещенье”: Хайленд-Парк – Нью-Йорк – Хайленд-Парк.)
Эпоха Ливайна остается образцом того, к чему Равиния должна стремиться сегодня, когда классическая музыка больше не доминирует на фестивале. Своим успехом Ливайн во многом был обязан своим близким рабочим отношениям с Эдвардом Гордоном. В 1989 году Гордон ушел с поста директора Равинии. Он умер в 1996 году. Нынешний президент Уэлц Кауфман говорит, что хотел бы наладить аналогичные отношения с Ливайном: “Мы по-прежнему работаем над репертуаром 2018 года, полную программу объявим весной. Но уже сегодня у Ливайна и у меня есть готовые программы на пятнадцать лет вперед. Мозг Ливайна всегда изобилует идеями”.
В интервью музыкальному критику газеты The Chicago Tribune Джону фон Райну (2 августа) Ливайн сказал, что очень взволнован новым назначением: “Уэлц Кауфман спросил, хочу ли я проводить больше времени в Равинии. “Конечно”, – ответил я. И тогда он рассказал мне о новой позиции “дирижер-лауреат”. Я был в восторге. Это дает мне новый заряд энергии. Здесь все совпало – моя многолетняя история взаимоотношений с ЧСО, репертуар оркестра, мой двадцатилетний опыт в Равинии… Мне нравится место и атмосфера фестиваля. В настоящий период моей жизни я не могу брать на себя обязательства перед симфоническими оркестрами в зимний сезон, но малый концентрированный период работы с ЧСО в Равинии для меня идеален”.
Как отмечает в своей статье фон Райн, на протяжении более чем десяти лет Ливайн страдает болезнью Паркинсона. Это было решающим фактором в его решении отказаться от музыкального руководства Метрополитен-оперы. С 2013 года он дирижирует оркестрами с моторизованного инвалидного кресла. Фон Райн спросил у Ливайна о состоянии его здоровья и о том, что говорят врачи. “Все прогнозы положительные, – ответил дирижер. – Я бы никогда не согласился на работу в Равинии, если бы это было иначе. В какой-то момент, конечно, мое состояние здоровья изменится. Но врачи говорят, что у них нет причин думать, что это произойдет внезапно или быстро.” Свой разговор с критиком Ливайн заключил словами: “Все в порядке”. Эту фразу фон Райн вынес в заголовок статьи.
23 июня 2018 года Джеймсу Ливайну исполнится семьдесят пять лет. Свой день рождения он встретит в Равинии. Здоровья и удачи маэстро желают коллектив нашей газеты и ваш корреспондент!