8 и 14 августа, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт студентов вокального отделения Музыкального института при фестивале Равиния. Вход свободный, требуется предварительная регистрация.
8 августа, 7.00 pm. Павильон. Снова в Равинии — “королева африканской музыки”, пятикратный лауреат премии “Грэмми”, певица из Бенина Анжелика Киджо. В программе: африканские мелодии и композиции в стиле рок-н-ролла и джаза.
В своем творчестве Киджо сочетает западноафриканские музыкальные традиции с элементами американского R&B, фанка и джаза. С 1983 года певица живет и работает в Париже. В 2021 году журнал Time Magazine назвал ее одной из самых влиятельных личностей в мире. Вместе с ней на фестивале дебютирует лауреат премии “Грэмми”-2021 за лучшую песню в стиле R&B, певица и композитор Мешель Ндегеочелло. Вместе с Киджо она участвовала в концерте-посвящении легенде сальсы Селии Крус и записала ее песню “La Vida Es Un Carnaval”.
9 августа, 7.00 pm; 11 августа, 1.00 pm. Театр “Мартин”. Концертное исполнение оперы “Идоменей” В.А.Моцарта. В главных партиях: Идоменей — Мэтью Поленцани, Идамант — Саманта Ханки, Илия — Андреа Кэрролл, Электра — Александрия Шинер. Чикагский симфонический оркестр (далее — ЧСО) и хор. Хормейстер — Уолтер Хафф. Дирижер — музыкальный руководитель Лос-Анджелесской оперы и бывший музыкальный руководитель Равинии Джеймс Конлон. Режиссер — Гарри Сильверстайн.
Одной из инициатив маэстро Конлона в Равинии стало концертное исполнение опер. Все началось в 2005 году с оперы “Отелло” Дж.Верди. Успех превзошел все ожидания, и маэстро стал регулярно проводить подобные вечера. 2007 год — “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини, 2009 — “Риголетто” Дж.Верди (в главной партии мы услышали Дмитрия Хворостовского), 2011 — “Тоска” Дж.Пуччини (с Патрисией Росетт). Все эти оперы проходили в большом зале Павильона. Казалось, зал театра “Мартин”, рассчитанный на восемьсот пятьдесят зрителей, совершенно не приспособлен для таких масштабных постановок. Для сравнения: зал Лос-Анджелесской оперы рассчитан на 2700 мест, в Лирик-опере — 3563 места, в Метрополитен-опере — 3800. Но Конлон думал иначе. С 2008 года дирижер регулярно выбирает именно этот зал для концертных исполнений опер. Маэстро говорит: “Театр “Мартин” — уникальное место. В зале театра устанавливается прямой контакт между исполнителями и аудиторией”.
В театре “Мартин” мы услышали малоизвестные оперы “Махагони зонгшпиль” Курта Вайля и “История солдата” Игоря Стравинского, именно здесь Конлон показал свой цикл “Все оперы Моцарта”. Дирижер убежден: “Театр “Мартин” гораздо ближе по своим размерам к театрам моцартовской эпохи. А тридцать музыкантов ЧСО — это обычное количество музыкантов для оркестра того времени”. В августе 2008 года дирижер представил “Похищение из Сераля” и “Дон Жуан“, спустя два года — “Так поступают все” и “Свадьба Фигаро”, в 2012 году цикл продолжился новым дублем — операми “Волшебная флейта” и “Идоменей”. Концертные исполнения опер продолжились и после ухода Конлона с поста музыкального руководителя Равинии. Летом 2022 года он показал в Равинии “Милосердие Тита” Моцарта. На этот раз Конлон вернулся к “Идоменею”. Опера создана на основе одной из древнегреческих легенд о царе острова Крит Идоменее. Возвращаясь с Троянской войны, его корабль затонул, но Идоменей чудом спасся, а в качестве благодарности пообещал принести в жертву богу морей Посейдону первого, кого встретит на своем острове. Первым оказался его сын Идамант. По легенде, Идоменей принес сына в жертву, остров Крит поразила чума, и Идоменей был изгнан гражданами города. Но Моцарт заранее отбросил плохой финал и воспользовался другой легендой (мифы и легенды в Древней Греции на любой вкус — кому что больше нравится). Идоменей действительно был готов принести в жертву сына, но в дело вмешалась троянская царевна Илия. Она беззаветно любит Идаманта и готова умереть с ним. Любовь побеждает смерть: растроганный любовью молодых, мудрый Посейдон дарует им жизнь. Финал оперы счастливый: молодые влюбленные живут в мире и согласии на острове Крит…
Моцарт написал “Идоменей” по заказу баварского курфюрста. Вольфгангу Амадею было двадцать три года. Премьера с огромным успехом прошла в Мюнхене 29 января 1781 года. Оркестром дирижировал сам композитор. При жизни Моцарта опера была исполнена еще один раз, в марте 1786 года в Вене. Только два представления оперы, имевшей успех. Почему? Джеймс Конлон предлагает такое объяснение: “Трудности постановки и исполнения. В этой опере безумно тяжелые партии, особенно сложен секстет. Непросто подобрать соответствующих исполнителей. Это — самая революционная опера Моцарта”. Добавлю, что в партитуру оперы были заложены личные воспоминания Моцарта о своих ссорах и противостоянии с отцом Леопольдом.
Сценическая история “Идоменея” небогата, оперу ставят редко и неохотно. Постановка в Немецкой опере Берлина в начале десятых и вовсе закончилась скандалом. Дело в том, что Моцарт сочинил счастливый финал, но немецкий режиссер Ханс Нойенфельс придумал эпилог, в котором Идоменей отрубaет головы Посейдону, а заодно Иисусу, Будде и Магомету. Отрубленные головы наш герой ставит на стулья и выходит на авансцену весь в крови. Надо полагать, режиссер хотел показать, что Идоменей отвергает диктатуру любых богов. Финал вызвал неоднозначную реакцию критики и зрителей, но к авангардным постановкам в немецких театрах уже давно привыкли. Пошумели и успокоились все, кроме представителей исламской общины. В результате, чтобы не нагнетать обстановку, театр снял оперу с репертуара.
Вот такие страсти до сих пор вызывает “Идоменей”. Надеюсь, в Равинии все пройдет мирно и ничьи религиозные чувства не будут ущемлены.
Исполнителя партии Идоменея, выпускника Центра оперного пения Райана при Лирик-опере тенора Мэтью Поленцани мы хорошо знаем и любим. Он родился в Эванстоне, там живут его родители. Музыкальная карьера Поленцани сложилась на редкость удачно. Он — солист ведущих оперных театров мира, но всегда с удовольствием возвращается в Чикаго, называя город своим домом. С 1995 года Поленцани исполнил в Лирик-опере пятнадцать партий. Часто именно в Чикаго он пробует себя в новом репертуаре. Здесь он спел своих первых Гофмана (“Сказки Гофмана” Ж.Оффенбаха, сезон 2011-12 годов), Вертера (”Вертер” Ж.Массне, сезон 2012-13 годов), Тита (“Милосердие Тита” В.А.Моцарта, сезон 2013-14 годов). Отмечу еще его партии Надира в “Искателях жемчуга” Ж.Бизе, Герцога Мантуанского в “Риголетто“ Дж.Верди (обе — сезон 2017-18 годов), Идоменея в одноименной опере В.А.Моцарта (сезон 2018-19 годов). Поленцани выступил солистом в Девятой симфонии Л.ван Бетховена, когда Лирик-опера чествовала многолетнего музыкального руководителя сэра Эндрю Дэвиса. На Музыкальном фестивале Равиния Поленцани дебютировал летом 2016 года. Летом 2022 года он исполнил партию Тита в “Милосердии Тита” Моцарта. В марте 2024 года мы слышали Поленцани в партии тенора в Реквиеме В.А.Моцарта в Лирик-опере.
10 августа, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт студентов вокального отделения Музыкального института при фестивале Равиния посвящен “Оде к радости”. Вход свободный, требуется предварительная регистрация. Куратор — Кори Эллисон.
Двести лет назад Людвиг ван Бетховен включил стихотворение Фридриха Шиллера “Ода к радости” в последнюю часть Девятой симфонии. Великая музыка с оптимистичным посланием человечеству звучала в диктаторских странах и на протестах на площади Тяньаньмэнь, на церемониях Олимпийских игр и у Берлинской стены, на различных международных флешмобах и в концертных залах по всему миру. Через музыку разных стран, эпох и стилей программа прослеживает путь развития человечества от XVIII века до современности.
10 августа, 7.30 pm. Павильон. В Равинии продолжает звучать музыка Моцарта. В программе концерта ЧСО под управлением Джеймса Конлона: две соль-минорные симфонии — Двадцать пятая и Сороковая, а также Пятый скрипичный концерт (солист — Джеймс Энес) Вольфганга Амадея.
Канадский скрипач Джеймс Энес дебютировал на фестивале летом прошлого года. С оркестром “Music of the Baroque” он солировал в Третьем скрипичном концерте В.А.Моцарта (дирижер — Джейн Гловер). Выпускник Джульярдской школы, он активно гастролирует по всему миру. Лауреат премии “Грэмми”-2008 за концертный альбом, записанный с Ванкуверским симфоническим оркестром (дирижер — Брамуэлл Тови).
11 августа, 7.00 pm. Павильон. Концерт Indigo Girls и певицы Мелиссы Этеридж.
В составе лауреата премии ”Грэмми”, дуэта Indigo Girls — Эми Рей и Эмили Салиерс. Они встретились в начальных классах школы и стали петь вместе. Сначала — на школьных концертах, потом — в Emory University (Атланта). Первый альбом выпустили в 1987 году. Среди хитов дуэта — “Closer to Fine”, “Power of Two”, “Galileo”.
Гитаристка, певица и композитор Мелисса Этеридж — еще одно культовое имя на фестивале в Равинии. Ее манеру пения сравнивают со стилем Брюса Спрингстина. Дебютный альбом певицы вышел в 1988 году, и с тех пор она не покидает музыкальный Олимп. Этеридж — лауреат премий “Грэмми” в номинации “Лучшая рок-вокалистка” (1993 год) и “Оскар” за песню к документальному фильму Альберта Гора о глобальном потеплении (2007 год). Среди самых популярных песен Этеридж — “I’m The Only One”, “Like The Way I Do”, “Come To My Window”.
12 августа, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Мастер-класс прославленного немецкого баритона Маттиаса Герне. Вход свободный, требуется предварительная регистрация.
Маттиаса Герне давно называют музыкальным наследником великого баритона XX века Дитриха Фишер-Дискау. Он учился у него, а еще у другой великой певицы Элизабет Шварцкопф. В основе репертуара Герне — произведения немецких композиторов-классиков. В прошлые годы в исполнении Герне мы слышали вокальные циклы Ф.Шуберта, песни Л.ван Бетховена и Г.Малера, вокальные циклы ”Любовь и жизнь женщины”, “Любовь поэта” и “Круг песен” Р.Шумана, Четыре песни для голоса и фортепиано А.Берга, “Три песни на стихи Микеланджело” Г.Вольфа, Три песни из “Сюиты на стихи Микеланджело” Д.Шостаковича, “Четыре строгих напева” И.Брамса. В 2017 году в Чикагском симфоническом центре Герне был одним из исполнителей Реквиема Г.Форе. В 2019 году Герне выступал вместе с Даниилом Трифоновым, который сказал: “Герне — потрясающий музыкант. Все время есть элемент импровизации, когда ты находишься внутри текущего момента. Это всегда ценно”. В 2022 году Герне исполнил в Равинии песни Ф.Шуберта с французским пианистом Александром Канторовым и был в составе солистов Немецкого реквиема И.Брамса.
13 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин”. Камерный концерт Маттиаса Герне и двадцатитрехлетнего финско-кубинского пианиста Антона Меджиаса. В программе: вокальный цикл “Любовь поэта” Р.Шумана на стихи Г.Гейне, песни и баллады Й.Брамса.
14 августа, 7.00 pm. Павильон. Концерт четырехкратного лауреата премии “Грэмми” и премии “Эмми”, пианиста и композитора Роберта Гласпера и лауреата премии “Грэмми” поэта Джея Айви. Оба исполнителя дебютируют на фестивале.
15 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин”. Камерный концерт лауреата премии “Грэмми”, барочного ансамбля Apollo’s Fire “Vivaldi’s Four Seasons Rediscovered”. Солист — Алан Чу, скрипка. Дирижер, клавесинист, художественный руководитель и душа ансамбля — Дженнетт Соррелл.
Коллектив из Кливленда Apollo’s Fire всегда привозит на фестиваль необычные программы. В 2018 году мы услышали редко исполняемые произведения классиков жанра Г.Ф.Телемана, И.С.Баха, А.Вивальди, в 2021 году ансамбль представил программу “Летние ночи в Венеции” с произведениями К.Монтеверди, “виртуознейшей”, как ее называли современники, Барбары Строцци (1619-1677) и Николы Порпоры (1686-1768). В программе 2023 года прозвучали ирландские и шотландские мелодии и песни. В концерте этого года — великая музыка Антонио Вивальди и его современников в аутентичном исполнении. В аннотации сказано, что прозвучат все звуки — “от птичьих криков и шторма до лая собаки, жужжания мух и ос, криков пьяных крестьян и охоты на лис”. Любопытно, не правда ли?
16 августа, 7.30 pm. Павильон. Смотрим фильм Роба Райнера “Принцесса-невеста” (“The Princess Bride”, США, 1987) и в исполнении ЧСО слушаем музыку британского композитора и рок-музыканта Марка Нопфлера. Дирижер — Дэвид Ньюман.
Наверняка вы помните прелестную романтическую сказку о девушке по имени Лютик (Робин Райт) и рабочем Уэстли (Кэри Элвес). Экранизация романа Уильяма Голдмана приобрела огромную популярность в прокате и получила благосклонные рецензии критиков. Даже строгие чикагские мэтры Джин Сискель и Роджер Иберт в своей телевизионной программе дали фильму рейтинг “два пальца вверх”, а Иберт еще и написал хорошую рецензию в Chicago Sun-Times.
Музыка Нопфлера впервые прозвучит в аранжировке для симфонического оркестра.
17 августа, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Программа “Наставник в муках” музыковеда Грэма Джонсона посвящена дружбе Франца Шуберта (1797-1828) и Иоганна Майрхофера (1787-1836) и прослеживает плодотворное влияние творчества поэта на музыку композитора. В программе представлена подборка песен, написанных в результате их сотрудничества. В программе принимают участие студенты вокального отделения Музыкального института при фестивале Равиния.
В 2014 году Грэм Джонсон получил медаль Хьюго Вольфа за вклад в изучение песенного искусства. В том же году он опубликовал книгу “Франц Шуберт: Полное собрание песен”. В активе Джонсона — книги о вокальной музыке Б.Бриттена и Г.Форе. Его последняя по времени книга “Пуленк: жизнь в песнях” была опубликована в 2020 году и получила признание критиков.
17 августа, 7.00 pm. Павильон. Еще один фильм в Равинии — полнометражный анимационный шедевр студии Pixar “Вверх” (“Up”, США, США, 2009). Режиссер — Пит Доктер. Музыка Майкла Джаккино (премия “Оскар”-2009 за лучшую музыку) звучит в исполнении ЧСО. Дирижер — Энтони Парнтер.
Трогательная история о путешествии старика-ворчуна Карла Фредриксена (голос Эдварда Аснера) и мальчика Расселла (голос Джордана Нагаи) в Южную Африку в доме, к которому прикреплена огромная связка воздушных шаров, не может оставить равнодушным никого! На 62-м Каннском МКФ (2009 год) впервые в истории этого смотра анимационная лента была показана в день открытия. Каждому зрителю выдали специальные “космические” очки.
Nota bene! Подробности и билеты на концерты Музыкального фестиваля Равиния (200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035) — на сайте www.ravinia.org.