1 августа, 8.00 pm. Павильон. За пультом Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) — Рафаэль Пайяре. В программе: Пятая симфония Л.ван Бетховена, Первый фортепианный концерт И.Брамса. Солист — Ефим Бронфман.
Рафаэлю Пайяре тридцать восемь лет. Он учился в знаменитой школе El Sistema в Венесуэле. Первые уроки дирижирования получил у знаменитого педагога Хосе Антонио Абреу. Дирижировал и был концертмейстером группы валторн Симфонического оркестра Симона Боливара. Ученик Лорина Маазеля. После победы на Международном конкурсе дирижеров имени Н.Малько в Копенгагене в 2012 году Пайяре стали приглашать ведущие оркестры мира, в том числе — Венский филармонический и Лондонский симфонический. В качестве дирижера-ассистента Пайяре работал с Клаудио Аббадо, Густаво Дудамелем и Даниэлем Баренбоймом. С сентября 2014 года является главным дирижером Ольстерского симфонического оркестра (Северная Ирландия). Его дебют с этим оркестром на фестивале Би-Би-Си Промс в августе 2016 стал главной сенсацией. Живет в Каракасе и Берлине. Жена – виолончелистка Алисия Вайлерстайн. Дебют Рафаэля Пайяре с ЧСО состоялся летом 2015 года на Музыкальном фестивале в Равинии. Концерт состоял из произведений М.Бруха, Г.Берлиоза и Н.Римского-Корсакова. Газета Chicago Tribune назвала этот вечер лучшим классическим концертом лета.
Замечательный пианист Ефим Бронфман — наш старый знакомый. Мы слышали его в сольных фортепианных и камерных концертах, в качестве солиста с лучшими оркестрами мира. Бронфман родился в Ташкенте и в 1973 году в возрасте пятнадцати лет эмигрировал с семьей в Израиль, где учился в Академии музыки имени Рубина в Тель-Авиве. В 1975 году состоялся его международный дебют. Он выступил с Монреальским симфоническим оркестром, которым дирижировал Зубин Мета. После переезда в США молодой пианист продолжил обучение у Рудольфа Серкина в Вермонте и у Леона Флейшера в Джульярдской школе. В 1991 году вместе с легендарным Исааком Стерном Бронфман гастролировал по городам России и СНГ. Это турне стало его первым появлением в стране со времени отъезда в Израиль. В том же году он был удостоен одной из наиболее престижных американских музыкальных премий “Avery Fisher”.
2 августа, 8.00 pm. Павильон. Снова в программе ЧСО под управлением Рафаэля Пайяре — Бетховен и Брамс: Третья (“Героическая”) симфония Л.ван Бетховена, Второй фортепианный концерт И.Брамса. Солист — Эмануэль Акс.
3 и 4 августа, 7.00 pm. Павильон. Два дня в Равинии — великий Ринго Старр собственной персоной! В концертах участвует группа The Beach Boys.
Ринго Старр был барабанщиком группы The Beatles с момента ее основания.
Легендарная ливерпульская четверка распалась в 1970 году. Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр начали сольные карьеры. Старр много пил. Одно время казалось, что ему уже не вернуться к прошлой жизни, но в конце девяностых он снова стал востребован. Старр организовал группу All-Starr Band, начал выступать с концертами. 7 июля ему исполнилось семьдесят девять лет. Концерт в Равинии проходит в рамках нового турне музыканта и его группы.
В середине шестидесятых ливерпульская четверка получила ордена Британской империи. Джон Леннон вернул свой орден в знак протеста против военных действий США и Великобритании во Вьетнаме. Ринго Старр тоже скептически отнесся к оказанной чести. “Не хочу быть сэром, — шутил он. — Лучше стать принцем или герцогом.”
Вторая попытка королевы в декабре 2017 года присвоить Ринго Старру титул сэра была более удачной. Старр не отказался. Церемония посвящения прошла в Букингемском дворце под руководством принца Уильяма. Перед посещением дворца Старр встретился с Маккартни и спросил его совета, как вести себя на церемонии. Пол, ставший сэром двадцать лет назад, сказал, что главное — все время улыбаться…
В начале этого года Старр и Маккартни снова попали в сводку новостей. Старр пригласил Маккартни записать партию бас-гитары для своих новых песен.
Все подробности о жизни и творчестве Ринго Старра — на его сайте http://www.ringostarr.com/.
6 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин“. Камерный концерт с участием одного из лучших теноров современной оперной сцены Мэтью Поленцани, а также меццо-сопрано Дженнифер Джонсон Кано и студентов вокальной программы Музыкального института при Равинии. В программе: песни Ф.Шуберта, вокальный цикл “К далекой возлюбленной” Л.ван Бетховена, Цыганские песни И.Брамса, вокальный цикл “Дневник исчезнувшего” Л.Яначека. Партия фортепиано — Кевин Мерфи.
7 августа, 2.00 pm. Беннетт Гордон холл. Мастер-класс Мэтью Поленцани.
7 августа, 8.00 pm. Павильон. Бразды правления ЧСО принимает Леонард Слаткин. В программе: симфоническая сюита “Шехерезада” Н.Римского-Корсакова, Третий фортепианный концерт С.Рахманинова. Солист — Денис Мацуев.
“Шехерезада” — музыкальные впечатления Римского-Корсакова от средневекового сборника сказок “Тысяча и одна ночь”. Последний раз мы слышали это произведение в сентябре 2018 года в исполнении ЧСО под управлением Риккардо Мути. В беседе со мной перед концертом маэстро сказал: “Шехерезада” — произведение известное. Много раз оно исполнялось, но всегда с многократно преувеличенными эмоциями, ложными сантиментами, и т.д. Я попробую исполнить “Шехерезаду” так, как задумал композитор. Это прекрасное сочинение большого специалиста в симфонической музыке. Не случайно ведь многие великие композиторы XX века были учениками Римского-Корсакова”.
Интересную характеристику Римского-Корсакова дал мне несколько лет назад английский музыковед и композитор Джерард Макберни. Одиннадцать лет он вел в Симфоническом центре серию концертов под общим названием “Beyond the Score”. Он великолепно образован, прекрасно знает историю музыки, блестяще (даже с каким-то особым московским диалектом) говорит по-русски. Его брат Саймон Макберни – режиссер, руководитель британской театральной компании Complicite. В начале восьмидесятых Джерард Макберни учился в Московской консерватории, был учеником Эдисона Денисова и Романа Леденева. За те одиннадцать лет, которые он жил и работал в Чикаго, мне часто удавалось беседовать с Макберни. В основном, наши беседы касались русских композиторов. Вот что он рассказывал о Римском-Корсакове и влиянии его музыки: ”Николай Андреевич существует несколько обособленно в русской культуре конца XIX — начала XX веков. С одной стороны — типичный пример человека шестидесятых годов с его квазипротестантским подходом к истории, скромностью и провинциальным взглядом на иностранное искусство. Он боится Запада. Самая худшая черта русского характера — провинциальная реакция на угрозы из-за границы. Однако поздние сочинения Римского-Корсакова (“Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, “Кащей Бессмертный”, “Золотой петушок“) не только отражают его нездоровый интерес к Вагнеру, но и удивительный дар красоты. Мне кажется, эти сочинения пропитаны эстетикой Фаберже… Сочинения Римского-Корсакова обожал Дягилев. Одними из его первых парижских спектаклей были “Шехерезада” и “Золотой петушок”. При этом сам композитор не испытывал к Дягилеву никакой симпатии… У Николая Андреевича учился Стравинский, он был в близких отношениях с детьми композитора: Андреем и Володей. Когда слышишь ранние произведения Стравинского (“Фейерверк”, “Фантастическое скерцо”), они кажутся продолжением музыки Римского-Корсакова. Даже отдельные элементы “Жар-птицы” — при том, что это гигантский шаг вперед в творчестве молодого композитора, — взяты у учителя… Не получивший музыкального образования, выпускник Морского кадетского корпуса Петербурга Римский-Корсаков стал академичным человеком и строгим профессором. Он был забавный человек! Однажды решил, что ничего не понимает в полифонии. Сидел все лето, писал фуги и посылал их по одной бедному Чайковскому. Сто пятьдесят фуг! Он как будто все время хотел кому-то что-то доказать… Музыка Мессиана вся наполнена влиянием Римского-Корсакова. И не только Мессиана. “Дафнис и Хлоя” Равеля – “любовное письмо” Римскому-Корсакову…”.
Леонард Слаткин родился в музыкальной семье: отец — скрипач Феликс Злоткин, мать — виолончелистка Элинор Аллер. В 1913 году предки будущего дирижера по отцовской линии эмигрировали из города Могилев-Подольский (нынешняя Винницкая область Украины). Леонард учился в Индианском университете и Джульярдской школе. С 1966 года выступает с лучшими оркестрами мира. В восьмидесятые годы руководил Оркестром Грант-парка, с 1996 по 2008 годы был музыкальным руководителем Национального симфонического оркестра (Вашингтон). С 2008 до 2018 года — музыкальный руководитель Детройтского симфонического оркестра. Сейчас — директор-лауреат оркестра. С 2011 до 2017 года — музыкальный руководитель Национального симфонического оркестра Лиона (Франция). Сейчас — почетный директор оркестра. Двукратный лауреат премии “Грэмми” за записи, сделанные с Симфоническим оркестром Сент-Луиса. В 2008 году (в бытность президентства Дмитрия Медведева) получил Орден дружбы России с формулировкой “за большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию русской культуры за рубежом”. Слаткин действительно часто исполняет русскую музыку. Предстоящий концерт — лишнее тому подтверждение.
8 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин“. Камерный концерт американской певицы Энджел Блю. Партия фортепиано — Кэтрин Миллер. В программе: произведения В.А.Моцарта, Р.Штрауса, С.Рахманинова, Дж.Хегги, традиционные спиричуэлс. Только что опероманы говорили о Блю применительно к фестивалю Экс-ан-Прованс, где она прекрасно исполнила главную партию в новой постановке “Тоски” французского режиссера Кристофера Оноре. Эту запись можно найти на интернете.
Энджел Блю родилась 3 мая 1984 года в Калифорнии. Получила известность после второго места на конкурсе “Опералия” и слов Пласидо Доминго, что Блю — “следующая Леонтин Прайс”.
9 августа, 2.00 pm. Беннетт Гордон холл. Мастер-класс Энджел Блю.
Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Билеты в павильон на большинство концертов ЧСО продаются по цене $25, билеты на лужайку стоят $10. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета — $10.