11 сентября, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Фортепианный вечер американского пианиста, выпускника Ravinia’s Steans Music Institute Дрю Петерсена. В программе: Пятая фортепианная соната Л.ван Бетховена, Три вальса и Четвертая баллада Ф.Шопена, пьеса “Фантазия” Ч.Т.Гриффса, Фортепианная соната С.Барбера.
В свои двадцать четыре года Петерсена уже хорошо знают в музыкальных кругах Америки. Он успел стать лауреатом престижной премии Американских пианистов (American Pianists Award, 2017 год) и получить не менее престижный Avery Fisher Career Grant (2018 год). В пять лет он дебютировал с концертом в Карнеги-холл, в девять в Стейнвей-холл сыграл концерт в честь стопятидесятилетия фирмы Steinway & Sons. Петерсен окончил Гарвардский университет (диплом бакалавра) и Джульярдскую школу (диплом мастера). Весной этого года вышел сольный альбом пианиста (Steinway & Sons record label) с музыкой американских композиторов: фортепианными сонатами С.Барбера и Э.Картера, произведениями Ч.Т.Гриффса и Ч.Айвза, а также первой записью сюиты “Аттарс” семидесятидвухлетней Джудит Ланг Займонт.
11 сентября, 7.30 pm. Театр “Мартин”. Музыка Л. Бернстайна, Д. Эллингтона, К. Вайля, Э. В. Корнгольда, Ч. Чаплина и других прозвучит в исполнении кабаре-дуэта: вокалиста Тео Блекманна и пианистки Лары Доунс. Концерт “In Our Time” посвящен столетию со дня рождения Бернстайна.
12 сентября, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. На этом концерте Лара Доунс сыграет композиции из ее нового альбома “For Lenny”. В программе: произведения самого Бернстайна и композиторов – его друзей с непременным посвящением “Для Ленни”. Среди них – Лукас Фосс, Шуламит Ран, Джон Корильяно, Стивен Шворц, Ева Бегларян, Майкл Абелс.
Это – последний в этом сезоне концерт с музыкой Бернстайна. 25 августа мир отметил столетие со дня рождения великого музыканта XX века. В Лондоне, Амстердаме, Москве, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Берлине… – везде звучала музыка Бернстайна. Недавно фирмой Sony был выпущен комплект из ста (!) CD. В числе музыкальных произведений — ранние отреставрированные записи дирижера с Нью-Йоркским филармоническим оркестром.
Я тоже внес свой скромный вклад в чествование Бернстайна. Весь август я рассказывал о нем в специальном цикле “Ленни Бернстайн. Без купюр” на волне “Реклама-радио”.
В Равинии куратором концертов с музыкой Бернстайна стала дирижер и его близкий друг Марин Алсоп. Гостьей фестиваля была дочь Бернстайна Джейми.
Алсоп и Джейми вернутся в Равинию следующим летом. На фестивале Равиния-2019 планируется постановка одноактной камерной оперы Бернстайна “Волнения на Таити” (“Trouble in Tahiti”, сочинение 1952 года). В ней речь идет о далеко не радужной жизни молодых супругов в американской глубинке и упоминается место Хайленд-Парк.
Все фортепианные произведения Бернстайна исполнит Марта Азнавурян (Lincoln Trio), а студенты вокального отделения Музыкального института при фестивале в Равинии продолжат исполнять песни Бернстайна. Музыкальную планету Бернстайна дополнит выставка его личных вещей, включая фортепиано. Выставка откроется в 2019 году в музыкальном магазине на территории Равинии.
Недавно было объявлено, что о жизни Бернстайна снимут фильм. Лента будет разбита на пять глав-симфоний, каждая из которых расскажет об отдельном эпизоде из жизни музыканта. Роль Бернстайна исполнит Джек Джилленхол. Рабочее название картины — ”Американец”. Режиссер — Кэри Фукунага. Думаю, мы сможем увидеть этот фильм до следующего лета.
Бернстайн говорил: “Нет такой грани музыкального искусства, которая не занимала бы меня, не увлекала и не захватывала на все сто процентов, как исполнение музыки, разговоры о музыке и сочинение музыки. Смысл музыки ни в чем другом, как в самой музыке“. По-моему, лучше не скажешь.
12 сентября, 7.30 pm. Театр “Мартин”. Лауреат премии “Грэмми“, хор из Техаса Conspirare исполнит сочинение своего художественного руководителя и дирижера Крейга Хелла Джонсона “Considering Matthew Shepard“.
Американский студент Мэтью Шепард был зверски убит в Колорадо в 1998 году. Причиной убийства стала ненависть к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Шепарду был двадцать один год. После смерти его имя превратилось в символ борьбы с гомофобией. Дело Шепарда получило широкий резонанс в США и заставило законодателей принять специальный акт его имени (Акт Мэтью Шепарда и Джеймса Берда-младшего), в котором трактуется понятие “преступление на почве ненависти“ (Hate Crimes Act). Концерт посвящен двадцатилетию со дня убийства Шепарда. Подробности истории создания хора — на сайте https://conspirare.org/.
13 сентября, 8.00 pm. Павильон. Акапельный ансамбль из Лос-Анджелеса Master Chorale исполнит мадригал фламандского капельмейстера и композитора Орландо ди Лассо (1532-1594) “Слезы святого Петра” (Lagrime di San Pietro). Дирижер — художественный руководитель ансамбля Грант Гершон. С постановкой этого сочинения в Равинии дебютирует знаменитый Питер Селларс.
Несколько штрихов к портрету режиссера. Интеллектуал, книгочей, знаток культуры, Селларс учился на отделении русского языка Гарвардского университета и в мир оперы пришел через литературу. Его любимый автор — Маяковский, он обожает Мейерхольда, в двадцать лет поставил “Клопа”.
Перед премьерой оперетты Д.Шостаковича “Москва, Черемушки” в Чикагском оперном театре (сезон 2011-12 годов) я брал интервью у английского композитора и музыковеда Джерарда Макберни, автора камерной аранжировки оперетты. Он рассказал много интересного о Селларсе, который был режиссером незаконченной оперы Шостаковича “Оранго” в аранжировке Макберни. Мировая премьера в Лос-Анджелесе стала главным музыкальным событием 2011 года. Макберни сказал: “Селларс прекрасно уловил пародийность музыки Шостаковича. Он очень любит советский абсурд”.
В 2012 году в Зальцбурге с постановки Селларса “Иоланта/Персефона” сложился новый дирижерско-режиссерский тандем Питера Селларса и Теодора Курентзиса. По приглашению дирижера Селларс поставил несколько спектаклей в Пермском оперном театре, в том числе оперу Г.Перселла “Королева индейцев”. В прошлом году в Зальцбурге прогремела опера В.А.Моцарта “Милосердие Тита” — последнее (пока!) по времени совместное детище Селларса-Курентзиса.
Диапазон интересов Селларса огромен — от Баха (в молодости он делал сценические постановки кантат в церкви Святого Эммануила в Бостоне) до новых сочинений крупнейших современных композиторов Кайи Саарихо, Освальдо Голихова, Джорджа Крама. Он был режиссером большинства опер Джона Адамса.
Работал Селларс и в Лирик-опере. Среди его постановок — опера Г.Ф.Генделя “Геркулес” в сезоне 2010-11 годов.
За час до начала концерта (7.00 pm) в Павильоне состоится беседа с режиссером Селларсом и дирижером Гершоном. Модератор беседы — президент и исполнительный директор Равинии Уэлц Кауфман.
Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета — $10.