1 августа, 8.00 pm. Павильон. В этот день ЧСО исполнит программу ”Classic Favorites“. В числе ”favorites“ – симфоническая поэма “Влтава” из цикла “Моя Родина” Б.Сметаны, сюита из оперы “Кавалер розы” Р.Штрауса, “Рапсодия на темы Паганини” С.Рахманинова (солист – Симон Трпчески), Вальс М.Равеля. Дирижер – Майкл Стерн.
Поэма “Влтава” (река в Чехии) – первая из шести симфонических поэм чешского композитора Бедржиха Сметаны (1824-1884, ударение в фамилии делается на первом слоге), объединенных в цикл “Моя Родина”. Поэма стала неофициальным гимном Чехии. Остальные поэмы называются так: “Вышеград”, “Шарка”, “В чешских лугах и лесах”, “Табор”, “Бланик”. Полностью цикл из шести поэм мы слышали в мае в Чикагском симфоническом центре. ЧСО дирижировал тридцатипятилетний маэстро из Чехии Якуб Груша.
С пианистом из Македонии Симоном Трпчески мы познакомились 16 июля на вечере “Tchaikovsky Spectacular”. Он солировал в Первом фортепианном концерте Чайковского. 1 августа Симон снова возьмется за музыку русского композитора-классика. “Рапсодию на темы Паганини” Трпчески называет одним из своих самых любимых произведений. Он записал “Рапсодию…” с Симфоническим оркестром Би-Би-Си и Ливерпульским филармоническим оркестром под управлением Василия Петренко. Недавно он исполнил это произведение с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, заслужив высокую оценку критиков.
Майкл Стерн – сын легендарного скрипача Исаака Стерна. Активно выступает в США и Европе. Был одним из трех дирижеров, рекомендованных Леонардом Бернстайном для дебюта с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. В настоящее время является музыкальным руководителем Симфонического оркестра Канзас-Сити. Последний раз в Равинии Майкл Стерн выступал в 2011 году.
2 августа, 7.30 pm. “Театр Мартин”. Впервые в Равинии выступит Датский струнный квартет. В программе: Двадцать пятый струнный квартет Й.Гайдна, Седьмой струнный квартет Л.ван Бетховена, Фортепианный квинтет Д.Шостаковича (солист – Юхо Похьонен).
Юхо Похьонен – один из самых талантливых пианистов своего поколения. Он родился в Хельсинки в 1981 году. С восьми лет начал учиться в Академии имени Сибелиуса. Лауреат международных фортепианных конкурсов. Стипендиат фортепианного фестиваля в Руре 2009 года (стипендию ему присудил Андраш Шифф). Участвовал в мастер-классах Андраша Шифа и Леона Флейшера. Американский дебют Похьонена состоялся на Музыкальном фестивале в Аспене. Пианист исполнил “Звездные каньоны“ О.Мессиана. Репертуар Похьонена простирается от Баха до музыки современных композиторов. В дебютный диск пианиста “Плато“ вошел концерт “Плато для фортепиано с оркестром“ скандинавского композитора Пелле Гундмундсена-Хольмгрина. Музыкальные критики называют стиль игры Похьонена “импрессивным и бесстрашным”.
На фестивале в Равинии Похьонен выступает третий раз. В прошлом году пианист дебютировал на фестивале “Грант-парк-2016“, солируя во Втором фортепианном концерте Ф.Шопена.
3 августа, 6.00 pm. Беннет Гордон холл. Студенты вокального отделения Музыкального института при фестивале в Равинии (Ravinia’s Steans Music Institute) представляют программу из произведений финских композиторов. Вечер посвящен столетию со дня независимости Финляндии.
Создание школы молодых музыкантов при Равинии было мечтой многолетнего исполнительного директора фестиваля Эдварда Гордона. На претворение мечты в жизнь легендарному менеджеру понадобились почти два десятилетия, и вот, наконец, в 1988 году открылся Steans Music Institute. Двадцать девятый год каждое лето в Равинии в Беннетт Гордон холле успешно функционирует школа, в которой собираются вместе, музицируют, общаются, перенимают опыт молодые талантливые музыканты. Институт назван в честь членов попечительского совета Равинии, активных участников и спонсоров фестиваля, супругов Хэрриса и Луизы Стейнсов. Расписание абитуриентов чрезвычайно насыщенное: встречи, лекции, репетиции, мастер-классы и, конечно, концерты, которые давно стали неотъемлемой частью фестивальной жизни. В институте три отделения: вокальное (руководитель – Кевин Мерфи), джазовое (руководитель – Дэвид Бейкер) и отделение фортепиано и струнных инструментов (руководитель – Мириам Фрид). В беседе с вашим корреспондентом директор института Энтони Робертс сказал: “Своей главной целью мы считаем предоставление возможности молодым профессиональным музыкантам совершенствовать свое мастерство, музицируя друг с другом и перенимая опыт у наших замечательных педагогов. Уютная, домашняя атмосфера, царящая в Беннетт Гордон холле, молодые, открытые абитуриенты, с энтузиазмом занимающиеся музыкой, – все в Равинии располагает к творчеству. Уникальной возможностью для аудитории стать ближе к музыке и музыкантам являются проводимые у нас мастер-классы. Каждый год мы устраиваем по три мастер-класса для инструментального и вокального отделений. В них участвовали такие музыканты, как Леон Флейшер, Дмитрий Хворостовский, Кири Те Канава… Каждый год мастер-класс проводит музыкальный руководитель Равинии Джеймс Конлон. Все мастер-классы бесплатные для публики. Немаловажно и то, что обучение в институте, проживание, питание и транспорт – все это бесплатно для всех абитуриентов. Мы хотим, чтобы наши абитуриенты фокусировались только на музыке. Девиз нашего института: “Все для артистов”.
Я спросил у Энтони Робертса, что нужно сделать молодому человеку, чтобы участвовать в программе института. Директор ответил: “Каждый год осенью на сайте http://www.ravinia.org/Steans.aspx мы размещаем форму заявления, которую необходимо заполнить всем желающим. Эта форма для всех отделений, кроме джазового. (На джазовое отделение принимают по приглашениям.) Инструменталисты высылают нам записи своих выступлений. В этом году мы надеемся сделать так, чтобы абитуриенты могли размещать свои записи непосредственно на сайте. На вокальном отделении мы устраиваем очные прослушивания. В прошлом году у нас было четыреста заявлений на сорок пять мест. Решение о приеме принимается в феврале-марте руководителями отделений. Дальше из абитуриентов составляются дуэты, трио, квартеты и начинается работа над репертуаром. Среди инструменталистов доминирует камерная музыка, на вокальном отделении – песни”.
Steans Music Institute владеет уникальными инструментами работы старых мастеров. Первым инструментом коллекции была скрипка 1949 года работы Карла Бекера. В 1998 году она была подарена институту спонсором Равинии Джозефом Бернстайном. Сегодня в коллекции института – четыре скрипки, два альта, три виолончели. Среди них – скрипки 1778 года работы Гальяно и 1891 года работы Дегани (Италия), альт 1767 года работы Масагуэра (Испания), виолончель 1780 года работы Джона Беттса (Великобритания). Все они не просто лежат в коллекции в качестве музейных экспонатов – на них играют молодые музыканты. Энтони Робертс рассказывает: “Все инструменты мы отдаем на временное пользование (от одного до двух лет) нашим абитуриентам. Денег мы за это не берем, только просим указывать в программке название нашего института. Надо понимать, что мы имеем дело с молодыми музыкантами. Зачастую у них нет денег и/или возможности играть на хороших инструментах. Идея создания архива инструментов заключается в том, чтобы дать им такую возможность. Несколько лет назад у нас учился виолончелист, который был назван концертмейстером группы виолончелей Сент-Луисского симфонического оркестра при одном условии: наличие хорошего инструмента. Парень не имел такой возможности, и наш институт дал ему виолончель напрокат”.
3 августа, 8.00 pm. Павильон. Концерты ЧСО, в которых дирижирует и солирует на скрипке Пинхас Цукерман. В программе: Две песни (Ночная песня и Утренняя песня) для скрипки и оркестра Э.Элгара, Третий скрипичный концерт В.А.Моцарта, Четвертая симфония П.Чайковского.
Даниэль Баренбойм сказал как-то о Цукермане: “Пинхас знает всю мировую камерную музыку наизусть, причем, ему все равно, какую партию исполнять: скрипичную или альтовую”. Что уж говорить о Моцарте, произведения которого Цукерман играет на протяжении всей жизни. Понятно, что Моцарта играют все, хотя его бессмертные произведения очень трудны для исполнения. Малейшая неточность, малейшее “пятнышко” уродует их. Уровень исполнения сочинений композитора был задан самим автором. Современники Моцарта, которым посчастливилось слышать его игру на фортепиано, с восторгом отзывались о его блестящем исполнительском искусстве. Писали о его кантилене, “лившейся, казалось, скорее из горла певца, нежели с клавиатуры инструмента”. Говорили, будто “простая гамма под пальцами Моцарта превращалась в каватину”. “Руки у него были маленькие и изящные, – писал Франц Нимчек в биографии Моцарта, – и он знал, как пользоваться ими на клавиатуре с такой легкостью и в такой естественной манере, что удовольствие смотреть на него было не меньшим, чем удовольствие его слушать”. Исполнение музыки Моцарта и сегодня служит “лакмусовой бумажкой” для любого музыканта. Это так важно – оказаться на должном уровне, не нарушить той хрупкой гармонии и особой музыкальной утонченности, что таит в себе музыка Моцарта. Надеюсь, что Цукерман не подведет и концерт пройдет на самом высоком уровне.
Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета – $10.