Дорогие друзья и все любители классической музыки! С огромным волнением и радостью сообщаю вам, что Lisker Music Foundation в 16-й раз открывает свой музыкальный сезон – 2017-2018 гг.
Мы как всегда подготовили для вас виртуозные и разнообразные концертные программы, в которых прозвучат произведения величайших композиторов разных эпох и стилей – от барокко до современной музыки в исполнении ведущих музыкантов из разных стран мира.
Первый концерт, который состоится в четверг, 14-го сентября в 7:30 вечера в Nichols Concert Hall, посвящен музыкальному наследию Людвига ван Бетховена. Со сцены прозвучат “Крейцерова соната”, один из шедевров классической камерной музыки, и редко исполняемая Третья «Героическая» симфония в аранжировке для фортепианного квартета. Оба произведения были написаны композитором в 1803 году, что и послужило идеей к названию концерта.
Известно, что артистические триумфы сопутствовали молодому Бетховену всюду – в аристократических салонах, домах друзей и, наконец, в так называемых “академиях” –больших публичных концертах. Бетховен-пианист взрывал своим неистовым темпераментом сложившиеся исполнительские каноны, Бетховен-творец поражал воображение слушателей бурными, огненными импровизациями… “Этот человек вознаградит нас за потерю, понесенную со смертью Моцарта”, — скажет один из величайших мировых пианистов того времени Крамер.
Одной из вершин инструментальной драмы в камерной музыке является Соната ля мажор, соч. 47, известная под названием “Крейцерова”. Бетховен именовал ее “в концертном стиле”, то есть, считал камерным концертом для скрипки и фортепиано. Посвященная скрипачу-виртуозу Рудольфу Крейцеру (впрочем, так ни разу не сыгравшему её и не оценившему сонату по достоинству), она справедливо стоит по значимости, уровню и письму рядом с “Героической” симфонией, с фортепианными “Авророй” и “Аппассионатой”, и рядом с оперой “Фиделио”.
Сила и мощь “Крейцеровой сонаты” поражают и изумляет. Бетховен снабдил сочинение подзаголовком “в очень концертном стиле”, так как оно производит впечатление части симфонии, превращая дуэт исполнителей в захватывающий “поединок”, требующий от обоих инструменталистов полной отдачи всех их художественных, технических и духовных ресурсов.
Формат статьи не позволяет мне заняться глубоким музыкальным анализом этого гениального произведения. Эта бетховенская музыка вдохновляла многих деятелей искусства, включая Льва Толстого, написавшего повесть “Крейцерова соната”. Вот запись из дневника ректора Санкт-Петербургской консерватории, профессора фортепиано Николая Рубинштейна: “Однажды граф Толстой обратился ко мне с вопросом: какое из ансамблевых произведений для скрипки и фортепиано является, по моему мнению, самым значительным. Я тотчас ответил: думаю, что девятая соната Бетховена, ор. 47, так называемая “Крейцерова соната”. Вскоре после этого и была опубликована под этим названием повесть Толстого, вызвавшая большой интерес в литературных и музыкальных кругах”. Толстой точно описал ощущения насилия и жестокой страсти, с которыми вторгалась в пресыщенные музыкальные салоны музыка Бетховена.
В своей повести Л.Н. Толстой пишет: «Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно. Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка?»
Я уверен, что игра лауреатов международных конкурсов скрипача Давида Лискера и пианиста Лерри Ванг никого не оставит равнодушными.
Во втором отделении прозвучит третья «Героическая» симфония, которую мы включили по многочисленным просьбам наших слушателей. О ней – в следующем номере.
Ждем вас на наших концертах!
Звоните по телефону (847) 272-7003 или посетите www.liskermusicfoundation.org