Театральный сезон в Чикаго начался, один за другим театры показывают новые спектакли. Вот лишь некоторые из премьер, которые нельзя пропустить.
Юбилейный, семидесятый сезон чикагский Court Theatre открылся спектаклем “East Texas Hot Links” по пьесе Юджина Ли. Режиссер — артист-резидент театра Рон О Джей Парсон. В ролях: Уилли Б (Адольф), Дэвид Дауд (Делмус Грин), Джуван Локетт (ХЛ Танцор), Кевин Ростон младший (Рой Мур), Эй Си Смит (Бучи Рид).
Пьеса Юджина Ли “East Texas Hot Links” была в 1990 году номинирована на Пулитцеровскую премию. Действие происходит в 1955 году в маленьком городке на востоке Техаса. Расовая напряженность высока, но ресторан Top O’ the Hill остается убежищем спокойствия и толерантности. Завсегдатаи там делятся историями, обмениваются дружескими колкостями, выпивают и закусывают. Увы, в один прекрасный день обстановка меняется…
Выпускник театрального факультета Мичиганского университета Рон О Джей Парсон начинал с постановок в маленьких театрах Нью-Йорка. Он давно тесно сотрудничал с драматургом Юджином Ли и основал Onyx Theater Ensemble — театральную компанию, в которой прошла первая постановка “East Texas Hot Links” тридцать лет назад. После переезда в Чикаго в 1994 году Парсон активно включился в театральную жизнь города. Его первым спектаклем стал снова “East Texas Hot Links” в Court Theatre. Среди его недавних постановок — “The Lion in Winter”, “Arsenic and Old Lace”, “Trains Running” в Court Theatre, “Toni Stone” в Goodman Theatre, “Trouble in Mind” в TimeLine Theatre, “Relentless” в TimeLine Theatre и Goodman Theatre, “The Reclamation of Madison Hemings” в Indiana Repertory Theatre. Парсон был режиссером мировой премьеры спектакля “Palmer Park” по пьесе Джоанны Маклилланд Гласс на Stratford Shakespeare Festival. Парсон — многократный лауреат чикагской премии “Джефф”. Возобновление его спектакля тридцатилетней давности — дань уважения режиссеру.
Спектакль идет до 29 сентября. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Court Theatre (5535 S. Ellis Ave., Chicago, IL 60637) — по телефону 773-753-4472 или на сайте www.courttheatre.org.
Тридцать первый сезон чикагский Trap Door Theatre открывает возобновлением спектакля “Мученичество Петра Охея” (“The Martyrdom of Peter Ohey”) по ранней (1959 год) пьесе Славомира Мрожека (1930-2013). Инсценировка актрисы и директора театра Николь Виснер. Режиссеры — Николь Виснер и Мигуэл Лонг. В ролях: Кит Сорни (Петр Охей), Тиа Пинсон (миссис Охей), Холли Черни (Ученый), Дэвид Лавджой (Директор цирка), Джоан Нахид (Сборщик налогов).
В одно прекрасное утро законопослушный Петр Охей обнаружил в ванной… тигра. Семья в панике — что делать? Петр докладывает обстановку начальству, и у него в доме появляются разные люди: ученый — надо же изучить повадки новой породы: “тигра туалетного”; директор цирка — если есть тигр, то его надо показывать в цирке, а если он живет у Петра, то можно устроить представление в квартире Петра; учитель с детской экскурсией — смотрите, детки, чудесный тигр. К Петру приходит сборщик налогов — за тигра налог заплатить извольте — и даже представитель Министерства иностранных дел, который организовывает гостю из экзотической страны экзотическую охоту на тигра в качестве развлечения. Где охотиться, спросите вы? Да все там же, в квартире Петра. Все эти люди, приходя к Петру, приносят свои декорации и начинают ИГРАТЬ свои собственные сценки. Такой театр в театре нужен Мрожеку и его героям для того, чтобы спрятаться от безумия окружающей действительности. Тигр в ванной — не плод больного воображения героя. Он реален, но он блекнет по сравнению с тем абсурдом, что происходит за порогом квартиры. Петр понимает всю нелепость происходящего, но противостоять не может, да и не хочет. Выхода нет — только зайти в ванну к тигру… Как всегда у классика театра абсурда Славомира Мрожека, в тексте много аллюзий и едкой иронии. Драматург высмеивает и капитализм, и социализм, и государство как таковое. Пьесы Мрожека с годами не теряют своей актуальности. Напротив, глядя на ужас и абсурд сегодняшней действительности, они смотрятся свежо и современно. Варшавский журналист Кристина Курчаб-Редлих вспоминает: “Вся Польша конца семидесятых, когда Мрожек был уже во Франции, дышала Мрожеком. У нас говорят: “О, ты говоришь Мрожеком” — то есть насмехаешься. Или если видишь несуразный идиотизм, что уже в голове не укладывается, — вот, это сам Мрожек! Мрожек впитался в наше подсознание. Мы вспоминали его поговорки. Была такая: “Толпы ищут пророка, но чаще всего находят фюрера”. Когда смотришь сегодня, понимаешь с ужасом, что это правда. Или: “Глупостей полным-полно всегда, а мудрости — никогда, и в блеске славы глупость часто неузнаваема, а ее принимают как мудрость”. Мрожек умел всегда сказать ясно, просто и точно, где фальшь, а где правда. Власти его никогда не любили, и были времена, когда его ставить у нас тоже было сложно. Но все-таки он остался в нас и, надеюсь, еще долго будет”.
Спектакль идет до 28 сентября. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Trap Door Theatre (1655 W. Cortland St., Chicago, IL 60622) — по телефону 773-384-0494 или на сайте trapdoortheatre.com.
Northlight Theatre в Скоки (ближайший пригород Чикаго) открывает пятьдесят первый сезон спектаклем “Летающие любовники Витебска” (“The Flying Lovers of Vitebsk”) по пьесе Даниэля Джемисона. Музыка Яна Росса. Режиссер — Элизабет Марголис. Музыкальный руководитель — Майкл Малер. В главных ролях — дебютирующие в театре чикагские актеры Джек Каилл-Лемм (Марк) и Эмма Розенталь (Белла).
Марк Шагал и его жена — писательница Белла — были партнерами в жизни и искусстве. Их роман увековечен в музыке, танцах, картинах великого художника. С момента их первой встречи в Витебске, через Октябрьский переворот, погромы, две мировые войны они оставались верны друг другу, продолжали любить друг друга. Казалось, невзгоды и потрясения только закаляли их характеры. Поэтический спектакль, полный вдохновленной клезмерскими мотивами оригинальной музыки, воспевает жизнь и любовь этой необыкновенной пары…
Британский драматург Даниэль Джемисон на протяжении более чем тридцати лет работал в Theatre Alibi (Эксетер, графство Девоншир, Англия). Написал пять пьес по заказу BBC Radio 4, пьесы для лондонских театров Polka Theatre и London Bubble, Theatre Royal Plymouth (Плимут, графство Дивон, Англия) и Northampton Theatres (Нортгемптон, графство Нортгемптоншир). Пьеса “Летающие любовники Витебска” написана по заказу Kneehigh Theatre из графства Корнуолл. (Я помню этот театр по гастролям в Чикаго в 2014 году со спектаклем “Тристан и Изольда” (“Tristan & Yseult”) — оригинальной и остроумной пародией на старинную кельтскую легенду о славном рыцаре Тристане и ирландской принцессе Изольде.) В 2017 году пьеса “Летающие любовники Витебска” получила приз Carol Tambor Best на Эдинбургском театральном фестивале. В Северной Америке пьеса была поставлена в States by Quantum Theater (Питтсбург, штат Филадельфия), Forward Theater (Мэдисон, штат Висконсин) и в Winnipeg Jewish Theater (Виннипег, Канада).
Ян Росс — композитор из Бристоля, руководитель музыкального отделения The School for Wise Children.
Спектакль идет до 6 октября. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Northlight Theatre (9501 Skokie Blvd, Skokie, IL 60077) — по телефону 847-673-6300, на сайте www.northlight.org или в кассе театра.
После американской премьеры мюзикла “Властелин колец — музыкальная сказка” (“The Lord of the Rings — A Musical Tale”) Шекспировский театр (Chicago Shakespeare Theater) возвращается к классическому наследию Шекспира и показывает драму “Генрих V” (“Henry V”). Режиссер — Эдвард Холл. В ролях: Элийя Джонс (Генрих V, дебют), Скот Айелло (граф Солсбери/Уильямс/Ним), Донте Боннер (герцог Эксетер, дебют), Рональд Коннер (Бардольф/герцог Орлеанский), Рейчел Краул (сэр Томас Грей/Флюэллен, дебют), Алехандра Эскаланте (Людовик, дофин/Епископ Илийский), Шон Фортунато (Карл VI, король французский/сэр Томас Эрпингем/герцог Йоркский), Кейт Фрай (Граф Уэстморленд/Алиса).
Сезон 2024-25 годов — инаугурационный для нового тандема лидеров Шекспировского театра: художественного руководителя Эдварда Холла и исполнительного директора Кимберли Моутс; “Генрих V” — вторая, после новаторского “Ричарда III”, постановка Холла в качестве руководителя. На этот раз британский режиссер взялся за редко ставящуюся в Америке мрачную историческую драму о времени правления Англией королем Генрихом V (1413-1422 годы). В аннотации к спектаклю сказано о “захватывающей истории о юношеских амбициях и приключениях, исследующей разрушительную силу войны и национализм в его самых опасных проявлениях”. Режиссер говорит: “Генрих V” остается одной из самых показательных пьес о войне, национализме, последствиях того и другого и нашей потребности в общих целях, которые объединят нас. Никогда еще не было более подходящего момента, чтобы исследовать современность через призму истории, погружаясь в одно из величайших произведений, когда-либо созданных на английском языке”. Подход Холла отражает его веру в Шекспира как в писателя сегодняшнего дня, поэтому режиссер смотрит на его героев сквозь призму современности. Вспомним, что прежде чем возглавить Шекспировский театр, Холл ставил шекспировские пьесы в лондонском Вест-Энде, Нью-Йорке, других странах, будучи основателем и художественным руководителем труппы Propeller Shakespeare.
Дебютирующий в главной роли Элийя Джонс — недавний выпускник Джульярдской школы. Играл в спектаклях “Richard II” в The Public Theater, “The Rolling Stone” в Lincoln Center Theater (оба театра в Нью-Йорке), “Airness” и “As You Like It” в Chautauqua Theater Company (штат Нью-Йорк), “Macbeth”, “The Many Deaths of Nathan Stubblefield” и “A Christmas Carol” в Actors Theatre of Louisville (Луисвилл, Кентукки).
Спектакль идет до 6 октября. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Шекспировского театра (800 E. Grand Ave., Chicago, IL 60611) — на сайте www.chicagoshakes.com, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра.
Первый спектакль тридцать первого сезона Writers Theatre (Гленко, северный пригород Чикаго) — чикагская премьера электропоп-оперы (так называется жанр этого сочинения) “Наташа, Пьер и большая комета 1812 года” (“Natasha, Pierre & the Great Comet of 1812”) Дэйва Маллоя. Режиссер и хореограф — Кэти Спилман. Музыкальный руководитель постановки — Мэтт Дейчман. В ролях: Аврора Пенепакер (Наташа), Эван Тайрон Мартин (Пьер), Джозеф Энтони Берд (Анатоль), Роб Линдли (Болконский), Эндрю Мюллер(Долохов), Бри Судия (Элен), Мэтью Йи (Андрей).
Спектакль основан на пятой части второго тома “Войны и мира” Л.Толстого, где Наташа Ростова — к тому времени уже невеста Андрея Болконского — влюбляется в Анатоля Курагина и пытается сбежать с ним… Премьера первой постановки состоялась в офф-Бродвейском театре Ars Nova в 2012 году с переменным успехом. Зато вторая попытка получилась гораздо громче. Бродвейская премьера состоялась в ноябре 2016 года в Imperial Theatre. Спектакль шел до сентября 2017 года, получил двенадцать (рекордное число в 2017 году) номинаций на премию “Тони” и победил в двух — за лучшие сценический дизайн и световое решение.
Тандем Спилман-Дейчман знаком театралам по спектаклю Writers Theatre “Однажды” (“Once”) в сезоне 2022-23 годов. Спектакль продлевался дважды и получил блестящие отзывы от критиков и зрителей. А на вопрос, при чем здесь “большая комета 1812 года”, ответил журналист радио Свобода Владимир Абаринов. Вот его историческая справка: “Великую комету (по международной классификации — C/1811 F1) открыл 25 марта 1811 года французский астроном Оноре Фложерг. В тот момент комета находилась на расстоянии 2,7 астрономических единиц от Солнца. Видимой с Земли невооруженным глазом комета стала в августе. В сентябре она приблизилась к Солнцу на расстояние 1,03 а.е. Наибольшей яркости достигла в октябре. В декабре ее хвост изогнулся на 60 с лишним градусов. В общей сложности она была видна невооруженным глазом 290 дней. Последним ее наблюдал 12 августа 1812 года в Новочеркасске российский астроном Винсент Вишневский. Великая комета была крупнейшей из наблюдавшихся прежде. Лето 1811 года оказалось исключительно удачным для виноделов Европы. Оно было сухим и жарким, а осень — долгой и теплой. “Вино кометы” дважды встречается в стихах Пушкина. Великая комета дважды упоминается в “Войне и мире”. Первый раз Пьер ее видит над Пречистенским бульваром зимой 1812 года. Второй — 2 сентября 1812 года вместе с Рамбалем, выходя из дома на Патриарших. Как отмечают астрономы, ни того ни другого быть не могло: зимой 1812 комету затмевало Солнце, а в сентябре она уже удалилась от Земли настолько, что стала невидимой”.
Спектакль идет до 27 октября. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Writers Theatre (325 Tudor Ct, Glencoe, IL 60022) — на сайте www.writerstheatre.org, по телефону 847-242-6000 или в кассе театра.
С 26 сентября до 27 октября Raven Theatre впервые в Чикаго представляет спектакль “Ironbound” по пьесе Мартины Майок. Режиссер — Жоржетт Вердин. В ролях: Люси Карапетян (Дарья), Нейт Сантана (Макс), Ричи Виллафуерте (Томми), Гленн Обреро (Вик).
Пьеса “Ironbound” 2014 года представляет собой мрачный, забавный и, с другой стороны, душераздирающий портрет Дарьи — уборщицы-иммигрантки из Польши, для которой любовь — это роскошь. Она не может позволить себе этого, поскольку борется за выживание в Америке. На протяжении двадцати лет она ведет разговоры о своем будущем с мужчинами, которые могут предложить ей любовь или безопасность, но никогда — и то и другое.
Мартина Майок — американский драматург польского происхождения. Она родилась в 1985 году в городке Бытом (Польша). Будучи ребенком, с матерью переехала в Америку, выросла в Нью-Джерси. Изучала драматургию в Чикагском университете. Вначале Мартина участвовала в театральных постановках и собиралась стать актрисой. Познакомившись с пьесами Сары Кейн, решила писать для театра. Какое-то время работала официанткой и сиделкой у инвалидов. Ей очень помогла награда “Merage Fellowship for the American Dream” для студентов-иммигрантов, помогающая получить образование в области драматургии. Мартина училась в Йельской школе драмы и Джульярдской школе. Автор пьесы “Queens” (2018), лауреат Пулитцеровской премии 2018 года за пьесу “Cost of Living” (2016). В настоящее время работает над проектами для кино и телевидения. Тексты Мартины Майок всегда острополитические, содержат черный юмор, переносятся из одного времени в другое. Автор экспериментирует с языком, структурой повествования, сюжетом. С творчеством Майок мы познакомились осенью 2023 года, когда в Steppenwolf Theatre прошла чикагская премьера спектакля “Город-убежище” (“Sanctuary City”) по ее одноименной пьесе.
Абонементы и одиночные билеты на спектакли Raven Theatre (6157 N Clark St., Chicago, IL 60660) — на сайте www.raventheatre.com.