Премьеры Балета Джоффри

Финал 63-го сезона The Joffrey Ballet и новый сезон

Сцена из балета “Vespertine”. Фото – Ким Кенни
Сцена из балета “Vespertine”. Фото – Ким Кенни

После мировой премьеры балета Ильи Демуцкого и Юрия Посохова “Анна Каренина” Балет Джоффри (The Joffrey Ballet) показывает последнюю программу шестьдесят третьего сезона “Через пруд” (“Across the Pond”). В ней – три одноактных балета в хореографии лучших представителей британской танцевальной школы: две мировые и одна чикагская премьеры. Коротко – о каждом балете.

“Yonder Blue”. Мировая премьера балета Эндрю Макникола на музыку Питера Грегсона.

Эндрю Макникол – выпускник Лондонской Королевской балетной школы, победитель хореографического конкурса Кеннета Макмиллана. Активно работает в Европе. Ставил балет в Нью-Йоркском хореографическом институте. С 2017 года возглавляет компанию The McNicol Ballet Collective.

“Vespertine”. Чикагская премьера балета Лиама Скарлетта на музыку Арканджело Корелли. Абстрактный балет представляет собой поэтическую фантазию с чарующей барочной музыкой. Спектакль был создан по заказу Норвежского национального балета. Мировая премьера прошла в 2013 году.

Сцена из балета “Vespertine”. Фото – Ким Кенни
Сцена из балета “Vespertine”. Фото – Ким Кенни

Тридцатитрехлетний англичанин Лиам Скарлетт – бывший солист, ныне – артист-резидент Королевского балета Ковент-Гарден. После окончания карьеры танцовщика в 2012 году сосредоточился на хореографии. Балет “Viscera” на музыку Фортепианного концерта американского композитора Лоуэлла Либермана – один из его первых балетов в новом качестве. Премьера состоялась в январе 2012 года в Городском балете Майами. Мы видели этот спектакль в апреле 2016 года на гастролях Майамского балета в Чикаго.

Самый молодой хореограф в истории Королевского балета, которому театр заказал постановку спектакля.

“HOME”. Мировая премьера балета Андреи Уолкер на музыку Росса Олчерча.

Вдохновленная историями молодых “мечтателей“ (людей, приехавших в США по отмененному президентом Трампом Dream Act), Уолкер рассказывает историю о силе, стойкости и природе человеческого духа. В музыкально-танцевальной форме хореограф поднимает вопросы национальной принадлежности, спрашивает, что происходит с человеком, когда у него отнимают место жительства, исследует, что такое ДОМ и каково ощущение дома для представителей коренных жителей страны и эмигрантов, то есть таких, как мы. Андреа Уолкер – восходящая звезда современного балета, основательница и художественный руководитель London’s 201 Dance Company.

С 24 апреля по 5 мая 2019 года состоятся десять спектаклей программы “Через пруд”.

30, 31 мая и 1 июня 2019 года в Симфоническом центре впервые в истории пройдут совместные концерты Балета Джоффри и Чикагского симфонического оркестра. В программе: мировая премьера композиции “Bliss!” на музыку камерного концерта И.Стравинского “Дамбартон-Окс” в хореографии Стефани Мартинес и балет “Commedia” на музыку Сюиты И.Стравинского из балета “Пульчинелла” в хореографии лауреата премии “Тони“, британского мэтра Кристофера Уилдона.

“Дамбартон-Окс” – один из всего двух камерных концертов Стравинского. Его музыка всегда привлекала внимание балетмейстеров. Стефани Мартинес – не исключение. Лауреат нескольких балетных конкурсов, в том числе – победительница конкурса Joffrey’s Winning Works 2015 года, – она впервые будет работать с Балетом Джоффри. Что касается балета “Commedia”, то он создан Уилдоном в 2008 году в честь столетия со дня образования компании Ballet Russes. Очень надеюсь, что к этому времени забастовка музыкантов завершится победой и мы вновь услышим любимый оркестр в родном зале.

А теперь – о новом, шестьдесят четвертом (2019-20 годов) сезоне Балета Джоффри. Скажу сразу: парад британских хореографов продолжится. Новый сезон откроется чикагской премьерой – совместной постановкой Балета Джоффри и Американского балетного театра – балетом “Джейн Эйр” (“Jane Eyre”, 16-27 октября 2019 года, десять спектаклей) на музыку Филипа Фини в хореографии британского балетмейстера Кэти Марстон.

Мировая премьера балета состоялась в 2016 году на сцене Northern Ballet в Донкастере (Великобритания). Североамериканская премьера балета состоится 4 июня 2019 года в Американском балетном театре в Нью-Йорке.

С 2007 по 2013 годы Кэти Марстон являлась руководительницей Бернского балета.

Четвертый год подряд Балет Джоффри повторяет бессмертный “Щелкунчик“ П.Чайковского (“The Nutcracker”, 30 ноября – 29 декабря 2019 года, двадцать девять спектаклей) в хореографии Кристофера Уилдона. Действие балета разворачивается в Чикаго во время Всемирной выставки 1893 года. Как известно, она была посвящена четырехсотлетию открытия Америки и в честь Христофора Колумба получила название Chicago Columbian Exposition. Мать Мэри – скульптор, она работает над одним из важнейших экспонатов, статуей Колумба. После неожиданного визита создателя выставки, таинственного Великого Импресарио, Мэри с Принцем отправляются в увлекательное путешествие по выставочным залам…

Сцена из балета “Щелкунчик“. Фото – Шерил Манн
Сцена из балета “Щелкунчик“. Фото – Шерил Манн

Зимняя программа Балета Джоффри называется “The Times Are Racing” (12-23 февраля 2020 года, десять спектаклей). В ней собраны пять работ четырех балетмейстеров. Вот они.

“Commedia” на музыку Сюиты И.Стравинского из балета “Пульчинелла” в хореографии Кристофера Уилдона.

“Mono Lisa” на музыку Томаса Хефса в хореографии израильского балетмейстера Итцика Галили. Премьера в Чикаго. Остроумные и соблазнительные движения Галили в классическом па-де-де. Артисты как бы играют в кошки-мышки с оригинальной музыкой, основанной на хлопающем звуке пишущих машинок. Самая яркая и ироничная композиция программы… В Израиле современный танец на подъеме. Совсем недавно мы видели блестящие работы израильских хореографов Хофеша Шехтера, Гая Бехара, Шарона Эяля, Охада Нахарина в исполнении артистов танцевальной компании Gauthier Dance из Штутгарта (программа называлась Mega Israel). Итцика Галили привыкли называть в этом списке, хотя его биография совсем другая. Он родился в Израиле, танцевал в Batsheva Dance Company, но в 1991 году переехал в Амстердам и настоящую международную карьеру сделал в Европе. С 1997 по 2008 годы являлся художественным руководителем компании NND/Galili Dance, в 2009-10 годах возглавлял труппу Dansgroep Amsterdam, работал с крупнейшими балетными труппами Европы.

“Bliss!” на музыку камерного концерта И.Стравинского “Дамбартон-Окс” в хореографии Стефани Мартинес.

“The Sofa” на музыку Тома Уэйтса. Еще одна композиция Итцика Галили. Премьера в Чикаго. В центре сюжета – безумный любовный треугольник с бесконечным выяснением отношений. Дизайн сцены состоит из одного предмета с виниловым покрытием. Музыка лауреата премии “Грэмми” Тома Уэйтса добавляет эмоциональную глубину ироничному (как все у Галили) взгляду на сексуальность и гендерные вопросы.

“The Times Are Racing” на музыку Дэна Дейкона (четыре композиции из альбома “Америка” 2012 года) в хореографии Джастина Пека. Премьера в Чикаго. Название балета стало названием всей программы. Балет посвящен протестному движению и силе общественной реакции на те или иные политические события. В балете участвуют двадцать танцоров. Мировая премьера состоялась в 2017 году.

Мне уже приходилось писать о Джастине Пеке. Газета “The New York Times” прямо назвала его самым выдающимся американским хореографом США, а журнал “The New Yorker” советует идти в Нью-Йоркский городской балет только для того, чтобы увидеть его спектакли. Пек родился в 1989 году в Калифорнии, в городе Сан-Диего. Балетом заинтересовался, увидев “Жизель” в Американском балетном театре. И не просто заинтересовался, а решил стать танцовщиком. Сказано – сделано, и наш тринадцатилетний герой из солнечной Калифорнии переехал в Нью-Йорк. Он учился в Школе американского балета при Нью-Йоркском городском балете, где среди педагогов был художественный руководитель театра Петер Мартинс. Сам Мартинс и пригласил Пека в труппу. Сначала – в октябре 2006 года – стажером, потом, в июне 2007 – артистом кордебалета. С этого времени танцовщик выступал в спектаклях Баланчина, Роббинса, Мартинса, Ратманского, Уилдона и Мильпье. С 2009 года – с двадцати лет – Пек занимается хореографией. (Замечу, что среди танцовщиков Нью-Йоркского балета это не редкость. Именно так в хореографы вышли Уилдон и Мильпье.) Среди балетов Пека – “Погружение в чайную чашку” (его дебют в качестве хореографа) и “Квинтет” (оба – 2009), “Радость твоего кролика” (2010), “Сказка китайского зодиака”, “Mise En Place” (2012). Первые три работы для Нью-Йоркского городского балета датированы 2011 годом. Это “In Creases”, “Год кролика” (номинация на премию “Benois de la dance”) и “Paz de La Jolla” (последний – тоже на музыку Богуслава Мартину). Балет Пека “Родео: четыре танцевальных эпизода” получил Bessie Award. В 2014 году Пек стал резидентом-хореографом Нью-Йоркского балета. Сегодня ему тридцать один, и он поставил двадцать восемь балетов, из них десять – для Нью-Йоркского балета! Кроме этого, Пек готовит фотосессии для журналов “Vogue”, “Harpers Bazaar”, “Dujour”, “Nowness”. Отсюда – его слава в мире гламура.

Недавно Пек получил премию “Тони” как лучший хореограф. Так была отмечена его работа в бродвейском мюзикле “Карусель”.

Шестьдесят четвертый сезон Балета Джоффри завершится возобновлением “Дон Кихота” (“Don Quixote”) Л.Минкуса в хореографии Юрия Посохова (22 апреля – 3 мая 2020 года, десять спектаклей). Балет был поставлен в 2011 году специально для чикагской труппы и на тот момент был первым заказом Балета Джоффри на постановку полномасштабного спектакля за всю историю.

Творчество Посохова в Чикаго хорошо известно. Мы видели в его хореографии композицию “RakU” – выразительную историю японского императора, его жены и сгорающего от любви ревнивого монаха. Музыку к балету написал композитор и многолетний контрабасист оркестра Сан-Францисской оперы (он служит в нем с 1980 года) Шинджи Эшима. Премьера балета состоялась в Сан-Франциско в 2011 году. Премьера в Чикаго прошла в сентябре 2014 года.

В 2017 году Балет Джоффри показал композицию Посохова “Чудесный мандарин” на музыку Белы Бартока. Одноактная пантомима о Девушке, Юноше и Мандарине превратилась у Посохова в исследование темных страстей, притяжения и отталкивания мужчины и женщины. В балете участвовали семь танцоров. Мировая премьера состоялась в феврале 2017 года в Кливленде.

Наконец, в феврале этого года состоялось центральное событие сезона – долгожданная мировая премьера балета Ильи Демуцкого и Юрия Посохова “Анна Каренина“, первая в истории совместная постановка Балета Джоффри и Австралийского балета.

Традиционный – Joffrey Gala Performance – часовой гала-концерт для обладателей абонементов состоится 17 апреля 2020 года. Вечер, который готовит художественный руководитель Балета Джоффри Эшли Уитер, будет посвящен более чем двадцатилетнему сотрудничеству Балета Джоффри и театра “Аудиториум”. Начиная с сезона 2020-21 годов, Балет Джоффри становится резидентом Lyric Opera House (20 North Wacker Drive, Chicago). Контракт подписан на семь лет. Это не означает слияния Балета Джоффри и Лирик-оперы. Обе компании будут функционировать как независимые труппы. Исполнительный директор Балета Джоффри Грег Камерон говорит: “Будучи коренным жителем Чикаго, я очень рад возглавлять компанию в период роста и трансформации. Объединение двух символов Чикаго – еще один способ поддержать приверженность мэрии Чикаго национальному и международному туризму и сделать Чикаго одной из главных культурных столиц мира“.

До конца сезона 2019-20 годов спектакли Балета Джоффри будут, как и прежде, проходить на сцене The Auditorium Theatre of Roosevelt University. Административные и репетиционные помещения Балета Джоффри сохранятся в помещении Joffrey Tower.

Все спектакли Балета Джоффри нынешнего и будущего сезонов пройдут под сопровождение оркестра Chicago Philharmonic под управлением музыкального руководителя балетной труппы театра Скотта Спека.

Nota bene! Все спектакли Балета Джоффри пройдут в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Ida B. Wells Drive, Chicago, IL 60605. Билеты на спектакли сезона 2018-19 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2019-20 годов – на сайте http://www.joffrey.org/, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet, Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), по телефону 312-386-8905, по факсу 312-739-0119 или по электронной почте subscriptions@joffrey.org. Билеты на одиночные спектакли сезона 2019-20 годов поступят в продажу 1 августа 2019 года. Об истории и сегодняшнем дне Балета Джоффри читайте на сайте компании http://www.joffrey.org/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящих спектаклях.