Уильям Николас Селиг (14 марта 1864 – 15 июля 1948 года) — пионер американской киноиндустрии. В 1896-м году он создал одну из первых кинопроизводственных компаний – Selig Polyscope Company of Chicago. К 1908-му году он основал одну из первых крупных студий в Лос-Анджелесе.
Селиг родился и вырос в Чикаго в чешско-польской иммигрантской семье. Молодой Уильям рос в преимущественно в польской части Чикаго и посещал там начальную школу. После начала рабочей карьеры в качестве мебельного обивщика он стал выступать в водевилях и спродюсировал передвижное менестрель шоу в Сан-Франциско, когда ему ещё не было и 20-ти лет. Одним из его актеров был Берт Уильямс, который впоследствии стал ведущим афроамериканским исполнителем. В 1894-м году Селиг увидел кинетоскоп Томаса Эдисона на выставке в Далласе, штат Техас. Он вернулся в Чикаго, открыл небольшую фотостудию и начал эксперементировать, пытаясь найти свой способ проецирования движущихся фотографий – чтобы не платить патентную пошлину компании Эдисона.
Селиг нашёл специалиста по обработке металла, который случайно отремонтировал кинокамеру братьев Люмьер – с помощью этого специалиста Селиг разработал свою киносистему. В 1896-м году Селиг основал компанию Selig Polyscope в Чикаго, одну из первых киностудий в Америке. Он начал делать короткометражные фильмы, видовые картины и промышленные рекламные фильмы для чикагского бизнеса.
В 1909-м году Селиг был первым продюсером, который расширил деятельность кинопроизводства на западном побережье – там с режиссером Фрэнсисом Боггсом он создал студию в районе Эдендейл в Лос-Анджелесе. Погода в Южной Калифорнии позволяла снимать на открытом воздухе большую часть года, рельеф и пейзажи были разнообразны, они были прекрасными естественными декорациями, которые могли передавать обстановку различных отдаленных мест по всему миру. Помимо этого, Лос-Анджелес находился в отдалении от Edison’s Motion Picture Patents Company (MPPC), к которой Селиг позже неохотно присоединился. «Сержант», «Западный выстрел» — эти короткометражные фильмы для компании Selig Polyscope были спродюсированы и сняты в Йосемити режиссёром Френсисом Боггсом и вышли на экраны в сентябре 1910-го года.
27-го октября 1911-го года Боггс был убит японским садовником Френком Минниматсу, работавшим в компании Селига. Селиг пытался защитить Френсиса и был ранен в руку.
Уильям Селиг cпродюсировал почти тысячу фильмов, благодаря ему были открыты новые таланты, такие как Роско Арбакл, Том Микс и звезда ранних ковбойских вестернов Брончо Билли Андерсон. Он также популяризировал формат Клиффхэнгер (Cliffhanger) через сериал “Приключения Кэтлин” (The Adventures of Kathlyn, 1913).
Клиффхэнгер — художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история.
“Негодяи” (The Spoilers, 1914), история в стиле вестерн о золотоискателях на Аляске, часто признаётся его самым успешным фильмом.
В 1915-м году Верховный Суд Соединенных Штатов аннулировал все патенты MPPC Эдисона: разделив компанию, решение способствовало усилению конкуренции.
В 1916-м году Селиг подал в суд на Джорджа Фабиана на том основании, что прибыль от предстоящих фильмов по произведениям Шекспира, наряду с фильмом о жизни самого Шекспира, будет недостаточной из-за утверждений Фабиана, что настоящим автором произведений Шекспира был Фрэнсис Бэкон – эта теория, называемая Бэконианской, была популярна в то время.
9-го марта 1916-го года он добился временного запрета на публикацию книги Фабиана на эту тему. Селиг намеревался извлечь выгоду из торжеств, организованных по случаю предстоящей 300-й годовщины со дня смерти Шекспира (великий драматург умер в апреле 1616-го года). Судья Окружного суда района Кук Ричард Тутхилл поддержал “антишекспировскую” теорию – он постановил, что двухлитерный шифр, известный также как “Шифр Бэкона” и идентифицированный аналитиком Фабиана Элизабет Уэллс Гэллап, в пьесах действительно был – следовательно, авторство пьес принадлежит Фрэнсису Бэкону. За задержку публикации книги Фабиану был возмещён ущерб в размере 5000 долларов. 2-го мая 1916-го года Тутхилл отменил своё решение, а другой судья, Фредерик А. Смит, отменил судебное постановление 21-го июля 1916-го года. Позднее в прессе высказывалось предположение, что дело было состряпано обеими сторонами для того, чтобы привлечь внимание к своим проектам, поскольку Селиг и Фабиан были старыми друзьями.
Получило известность высказывание о закрытии дела одного из чиновников компании: «Разве это не печально? Мы могли бы получить ещё миллионов 9 колонок в различных газетах, не правда ли?»
Вложив большие деньги, Селиг создал зоопарк в Восточном Лос-Анджелесе, где содержались сотни животных — он собрал их, чтобы в студийных условиях имитировать джунгли и приключения в горах. Он также перенес в Восточный Лос-Анджелес свою студию. Между тем, Первая мировая война значительно сократила прибыль Selig Polyscope от широкого европейского проката. Кроме того, к моменту окончания войны киноиндустрия перешла к более дорогостоящим полнометражным фильмам. В этих условиях Селиг не смог выдержать конкуренции и в 1918-м году закрыл свою компанию.
Впрочем, Селиг возлагал большие надежды на свой зоопарк. За тридцать лет до того, как Уолт Дисней построил Диснейленд, Селиг планировал расширить зоопарк до крупного парка развлечений и отдыха под названием Selig Zoo Park, со многими механическими аттракционами, отелем, большой зоной для купания, театрами и ресторанами, полагая, что сможет привлечь более тысячи посетителей в день.
В качестве главного смотрителя зоопарка он нанял Сая Деври, который был директором зоопарка Линкольн-Парк в Чикаго. Тем не менее, была построена только одна карусель, и большого потока посетителей не было.
Бизнес, который всего десять лет назад был одной из самых развитых и широко известных киностудий в мире, фактически превратился в борющийся за выживание зоопарк — во всех смыслах он находился на другой стороне от центра Лос-Анджелеса, далеко от процветающей голливудской киноиндустрии, штурмующей новые горизонты после Первой мировой войны.
Хотя на время он смог арендовать помещение для съёмок диких животных «в их естественной среде обитания» и для других проектов, это направление бизнеса быстро сократилось до простого проката животных.
Селиг работал независимым продюсером и организатором экспедиций в 1930-х годах, но в конце концов всё же потерял зоопарк и свои активы во время Великой Депрессии. Затем он стал литературным агентом, перепродавая права на фильмы, которые он создал или приобрел много лет назад.
Уильям Селиг умер 15-го июля 1948-го года. Его прах хранился в Зале памяти при часовне Соснового крематория в Лос-Анджелесе (The Hall of Memory Columbarium at the Chapel of the Pines Crematory).
За свой вклад в киноиндустрию Уильям Селиг получил звезду на Голливудской Аллее Славы на Голливудском бульваре 6116. В 1947-м году Селиг и несколько других ранних кинопродюсеров и режиссеров получили специальную почетную награду Академии, отметившую их выдающуюся роль в создании киноиндустрии.
В районе Сент-Бен (St. Ben neighborhood) в северной части Чикаго сохранились некоторые постройки некогда грандиозной студии Селига — она занимала целый блок, который граничил с улицами Claremont, Byron, Western and Irving.
Дом #3900 — единственное полностью сохранившееся строение студии.
Если вы захотите посетить здания, где когда-то была студия, стоявшая у истоков американской киноиндустрии, имейте в виду, что теперь это частные владения, где живут люди. Пожалуйста, будьте осторожны и уважайте жителей исторического здания.