С открытием культурно-просвети-тельского центра “Круг” у нашей общины появилась возможность не только общаться, но и делать разные “штучки”, например, ставить спектакли новых театральных коллективов, танцевальные спектакли, проводить литературные вечера, детские программы…
Появилась возможность делать уникальные камерные постановки, в которых участвуют профессионалы. Мы уже посмотрели некоторые из них. Впереди – новые!
Творчество профессиональной актрисы Елены Бернат давно знакомо не только чикагцам, но и зрителям Нью-Йорка, Бостона и других городов Америки. Лена постоянно творит, придумывает что-то новое, интересное. Талант всегда работает, всегда сверкает новизной и неординарностью исполнения. Многогранная актриса, которая вдохновенно играет драму и водевиль, читает стихи и прозу, поет и играет на гитаре, не может никого оставить равнодушным. Её незабываемые спектакли “Мой серебряный век” и “Где вы теперь” в содружестве с актёром Анатолием Непокульчицким оставили заметный след в нашей театральной жизни.
После очередной, опять же очень камерной программы Елены Бернат, которая много лет назад получила название “Актерская курилка” (ставшая, собственно, брендом в театральной жизни Чикаго), я встретился с актрисой в гримерке “Круга”. Я все еще находился под впечатлением от драматической саги о жизни нескольких поколений еврейской семьи из Минска, которую написал Майкл Гелприн и которую рассказала с уютной сцены своей “Курилки” Елена Бернат. Это был чувственный, трепетный и проникновенный спектакль одной актрисы, которая сделала маленький шедевр, заставляющий думать, плакать, вспоминать.
Мы побеседовали с Еленой о предстоящей премьере – новой оригинальной постановке, которая состоится 15 апреля здесь же, в общинном центре “Круг”.
– Совсем недавно прошёл твой вечер шансона, в котором прозвучала блатная и тюремная классика. Многим ценителям театрального искусства программа понравилась, некоторыми была встречена в штыки. Но и тем, и другим шоу запомнилось талантливой игрой актрисы Елены Бернат. И все-таки – зачем это было нужно здесь, в благополучной Америке? Как тебе пришла в голову такая шальная мысль?
– Меня всегда привлекали эксперименты, всегда с удовольствием шла на творческие авантюры, всегда верила в “его величество Случай”. Если бы ещё каких-то 5-7 лет назад мне сказали, что я буду петь со сцены блатной шансон, да ещё и получать от этого удовольствие. Мягко говоря, я бы удивилась. Но на глаза попался клип, в котором три “тургеневские барышни” под аккомпанемент классического рояля исполняли самый что ни есть блатняк “Хоп мусорок”. И я загорелась – ну чем не эксперимент?! А дальше понеслось – стала слушать Утёсова, Розенбаума, одесский и московский городской шансон. Пригласила известного шансонного музыканта Михаила Гердта и получилось то, что получилось.
Но, готовя программу “тюремного шансона”, я не могла обойти вниманием Галича, Лещенко, эмигрантский романс, и они снова вернули меня в “Мой серебряный век”. Тогда в спектаклях звучали стихи Мандельштама, Хармса и Набокова, и чем глубже я копала и задумывалась, тем больше понимала, что затронула только поверхность, что объём информации и связанного с ней творчества намного шире.
Мне захотелось продолжить работу и коснуться более позднего, но не менее трагичного и, в то же время плодотворного в творческом смысле периода. Вот и появилось естественное желание развить тему “По этапу”. С одной стороны, это трагический этап в нашей истории, с другой – печально известный термин, означающий скорбь и трагедию целой эпохи. Это довоенные и послевоенные сталинские репрессии, коснувшиеся практически каждой советской семьи и, в первую очередь, евреев.
– В твоих спектаклях довольно много внимания уделяется еврейской теме, творчеству еврейских поэтов и писателей.
– Да, мне это близко. Я считаю, что трагическая история еврейского народа в России 19-20 веков заслуживает особого внимания. Мне кажется, что эта тема не может оставить равнодушным ни одного думающего человека. Она близка всем выходцам из бывшего Советского Союза вне зависимости от национальности.
– Кто вместе с тобой участвует в новой постановке?
– В новом проекте со мной участвует Валерий Явор – выпускник минской консерватории, профессиональный музыкант, тонко чувствующий мелодику и настроение выбранного материала. Песни и стихи будут звучать под аккомпанемент рояля, флейты, гитары и других инструментов.
За годы работы на чикагской сцене у меня появился свой преданный зритель. Я ему благодарна за многолетнюю поддержку и обещаю, что равнодушным не оставлю никого, кто придёт на концерт 15 апреля в 6 часов вечера в центр “Круг”.
– Спасибо за беседу. Очень важная и интересная тема, которую так талантливо и правдиво описали теперь хорошо известные авторы, судьба которых оказалась не менее трагичной, чем то время, когда они жили. Желаю удачи тебе и новому проекту.