Первана Мырадова родом из Туркменистана, в юном возрасте она переехала в Минск, чтобы учиться балету. Благодаря поддержке родителей и педагогов, стала солисткой в Национальном театре Беларуси. Однако ради любви и семьи переехала в США, где делится своим опытом с детьми, работая педагогом в балетной академии.
Давайте начнем с самого начала. Как вы начали заниматься балетом?
Я не думала о балете и не танцевала перед зеркалом, как это делают маленькие девочки. Я училась в обычной школе, и мои родители не имели никакого отношения к искусству, моя мама — врач-анестезиолог, а папа — таможенник. Однако мама все время хотела, чтобы я была вовлечена во что-то интересное, и привела сначала в гимнастику. Мне в жизни очень везло с учителями, и мой педагог по гимнастике, Роза Хайдаровна, увидела во мне балетный потенциал и стала его развивать. Честно говоря, я была послушным ребенком — что скажут, то и делаю. И только потом, уже в Минске, я по-настоящему полюбила балет.
Как вы попали в Минск?
Мне встретился еще один педагог, ее зовут Ирина Абдыевна, в свое время она окончила Академию балета им. Вагановой. Именно она, в общем-то, и открыла для меня мир балетного искусства. С ней я стала уже серьезно заниматься балетом. Она относилась ко мне как к дочери, мы работали с ней каждый день. И она предложила двигаться дальше. В Туркменистане, где я родилась и живут мои родители, балет не очень развит, поэтому мы подали документы в Белорусскую государственную хореографическую гимназию-колледж в Минске. И меня приняли. Мама и Ирина Абдыевна меня привезли, разместили в общежитии и уехали. Так я начала свою самостоятельную жизнь.
Сколько вам было лет?
Десять.
Вот это да! Совсем маленькая девочка. Тяжело было без родителей?
Конечно. Когда я жила под родительской крышей, особо ничего не делала по дому. А приехав в Минск, должна была отвечать сама за себя и делать всякие бытовые вещи. Было сложно. Хорошо еще, что у нас там столовая была, и я могла не думать, что поесть. Да, вначале было сложно, но я считаю, что это было лучшее решение моих родителей, потому что я стала самостоятельной. И в любом месте, куда бы меня ни отправили, я могу выжить и найти себя.
Как сложилась ваша балетная карьера после колледжа?
В колледже мне тоже повезло с педагогами — Нина Давиденко полностью меня подготовила, дала всю базу, все, что надо для балерины. Когда я еще училась на последнем курсе, к нам пришел художественный руководитель Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Юрий Троян, знаменитый артист балета, посмотреть на наш класс. И отобрал меня. Он пообещал, если я буду в его театре работать, у меня будет шанс стать солисткой. Я не смогла не принять это предложение – у девчонки только после училища появился шанс танцевать сольные партии!
Он сдержал свое обещание?
Да, поначалу у меня были роли, с помощью которых я развивалась, а также могла показать себя. Первым педагогом в театре, которая меня заметила, была Татьяна Ершова. Затем Троян дал мне самого шикарного педагога в театре — народную артистку Людмилу Бржозовскую. Она со мной стала серьезно работать. И я делала успехи. Через год стала артисткой высшей квалификационной категории — солистка белорусского балета. Исполнила много сложных и ответственных партий, таких как Джульетта в «Ромео и Джульетте», 7-й вальс в «Шопениане», Мария в «Бахчисарайском фонтане», Китти в «Анне Карениной», Мария в «Щелкунчике», Па-де-труа, Маленькие лебеди в «Лебедином озере», Па-де-труа в «Корсаре» и др. Выступала и на Гала-концертах. Гастролировала с нашей балетной труппой по Республике Беларусь и за рубежом.
Какая самая памятная ваша роль?
Джульетта в балете «Ромео и Джульетта». Это была первая сольная роль. Помню, когда мне сказали, что я буду танцевать Джульетту, счастью не было предела. Казалось, это не мне говорят, это какой-то сон. Я до конца не могла поверить!
Что для вас главное в балете?
Потрясающе то, что в балете ты можешь быть любым персонажем, перевоплощаться. Знаете, это многого стоит. Не передать эмоций. А декорации? Ты выходишь на сцену и попадаешь в другой мир. У меня бывали даже моменты, когда, танцуя и проживая жизнь персонажа, настолько отключаюсь от внешнего реального мира, что только когда аплодисменты уже идут, осознаю, что я на сцене, а в зале зрители.
Получается, прежде всего вы — актриса…
Да, именно эта сторона балета, проживание роли на сцене мне нравится больше всего.
Но ведь балет — это еще и очень тяжелый труд.
Вы даже не представляете, насколько тяжелый. Балетный танец со стороны выглядит настолько хрупко, нежно, легко. На самом деле за этой легкостью стоит колоссальный труд. Например, у нас в колледже помимо специальных предметов, таких как балет, гимнастика, современные танцы, еще были и обычные школьные уроки. Да еще и вечером репетиции. Так что с десяти лет я была занята с утра до вечера. И в театре я пропадала тоже весь день, репетиции, выступления, только к полуночи домой возвращалась.
Существует такой стереотип, что балерины сидят на строжайшей диете. Вас это коснулось?
Мне повезло с генетикой. Если девушка склонна поправляться, то да, она будет набирать быстрее, чем другие, и вынуждена следить за диетой. Мне же приходилось следить за тем, что ем, лишь тогда, когда с травмой лежала в постели. Естественно, не двигалась и набирала вес. Но обычно я работала по 10 часов в день, такой нагрузки у многих спортсменов нет, так что то, что я съедала, моментально сгорало. А иногда даже времени поесть не было.
Непростая у вас профессия. Кто вас поддерживал все это время?
Мои родители, конечно. Они все время говорили, что в любой момент меня поддержат. И даже если захочу уйти из этой профессии, они будут моей опорой. Мой педагог Ирина Абдыевна из Туркменистана тоже очень поддерживала.
Я получила за свою жизнь три травмы. Она все травмы со мной переживала, меня на ноги ставила в прямом смысле, когда я даже не могла ходить.
Вы не жалеете, что все ваши юные годы прошли с полным погружением в балет?
Нет, мне кажется, они были очень интересными, и к тому же морально подготовили к жизни – я готова ко всему. Хотя, конечно, я была лишена всяких девичьих развлечений, никуда не ходила. Мой идеальный выходной был — просто полежать и восстановиться, сил на приключения не было.
Были моменты, когда хотелось все бросить?
Мне кажется, у каждого человека такие моменты бывают. И у меня тоже – думаешь: вот за что я так мучаюсь? А потом продолжаешь заниматься. Большинство артистов балета держатся благодаря эмоциям, которые получают на сцене. Не скажу, что в театрах большие зарплаты, но мы просто влюблены в эту профессию настолько, что не можем уйти из нее.
Но вы все же кардинально поменяли свою жизнь, уйдя из театра и переехав в Америку. Что произошло?
Во всем виновата любовь. Я познакомилась с будущим мужем. Вернее, наши родители познакомили нас, он тоже из Туркменистана, но на тот момент уже давно жил в Америке. Мы с ним несколько месяцев переписывались, потом решили уже вживую увидеться и оба прилетели в Ашхабад. Искра промелькнула, я поняла, что это мой человек и человек, который будет поддерживать меня во всех моих начинаниях. Через неделю мы разъехались. Началось общение по телефону и видео связи. И в какой-то момент он сделал мне предложение и позвал к себе в Америку.
И вы все бросили и полетели?
Это было сложное решение. На тот момент моя карьера как раз начала стремительно развиваться. Мне начали давать очень хорошие роли. И уже был разговор о том, что меня сделают ведущей солисткой в театре. За три дня до собеседования в посольстве мне предложили танцевать Еву из балета «Сотворение мира». Нужно было выбирать – карьера или все-таки семейная жизнь. Представьте, насколько я должна была быть уверенной в этом человеке, чтобы бросить мечту своей жизни. К тому же, это были мои первые серьезные отношения, раньше у меня просто не было времени на это.
Да, сложный выбор.
И я выбрала семью. Возможно, свою роль сыграли моя восточная кровь и воспитание. Все-таки, как ни крути, для восточной женщины испокон веков важно иметь семью, важно, чтобы в доме был порядок и была вкусная еда…
Не пожалели о своем выборе?
Нет. У меня все сложилось хорошо. Меня любят, меня поддерживают, обо мне заботятся. У нас родилась чудесная дочка Лэя.
Удалось ли вам здесь, в Чикаго, заняться своей профессией?
Чтобы вы понимали, я приехала в пандемию. Мало того, что попала в чужую страну, думая, что знаю английский — выяснилось, что не знаю. Так еще и началась пандемия, и все театры были закрыты, и все выступления отменялись. Я не знала, чем заниматься. И еще к тому же на тот момент ждала документы, чтобы официально начать работать. Как только получила, сразу же стала отправлять запросы по всем балетным компаниям, предлагая себя в качестве педагога по балету.
И куда вы попали на работу?
Меня взяли в ACADEMY OF BALLET & ARTS в Виллинге, где я работаю и по сей день. Директор академии Белла Левинсон — удивительный и добрый человек, мне там очень комфортно. Я люблю работать с детьми и с удовольствием передаю им свой опыт, а также готовлю их на конкурсы по всей Америке. Благодаря тому, что я не просто учитель балета, но и сама танцевала, я не просто по книжке могу что-то рассказать. Могу подсказать, что подтянуть, что сделать, чтобы у них это получилось. Плюс мы отрабатываем вариации из балетных спектаклей. Все эмоции, все детали могу досконально им объяснить, потому что сама через это прошла.
Но вы сейчас не танцуете?
Нет, мы с мужем решили воспользоваться вынужденным затишьем во время пандемии и родить ребенка. Что мы и сделали. Но, честно говоря, не думала, что стану домохозяйкой. Однако выяснилось, что быть матерью — это намного более колоссальный труд, чем быть балериной. Не могу представить, как балерины рожают детей, при этом еще танцуют, совмещая огромные нагрузки и обязанности.
То есть, вы сейчас в основном дочерью занимаетесь?
Да, я работаю по вечерам (спасибо моей любимой свекрови, которая в это время заботится о моем ребенке), потому что мои ученицы после школы приходят в Академию, так что целый день я мама, а потом балерина, балетный учитель. Вот таким способом, с ученицами танцую немножко, вспоминаю, что я не только мама. У меня, конечно, много всяких вариантов, куда двигаться дальше, куда развиваться. Думаю о собственной студии, уже даю частные уроки. Без дела я чахну, я же всю жизнь много работала, так что посмотрим…
Дочку будете учить балету?
Да, я уже потихоньку ей открываю этот мир, чтобы она физически и творчески развивалась. Но, честно говоря, я не хочу, чтобы она занималась балетом профессионально, не хочу, чтобы она проходила через эти сложности. Посмотрим, как получится.
Как вы думаете, балет вас как личность изменил? Вы были бы другая, если бы не занимались балетом?
Мне кажется, все балерины имеют какую-то особую ауру, которая делает их особенными. Как мы ходим, как разговариваем, как себя держим. Кроме того, балет сделал меня и физически, и морально очень сильной и стойкой.
Что вы посоветуете тем девочкам, которые мечтают о карьере балерины?
В первую очередь, думать о себе и о своем здоровье, потому что от этого очень многоe зависит. Я в юности мало о себе думала, больше о самой профессии, как бы достичь той или иной роли, а о себе всегда забывала. В результате – три серьезные травмы не от того, что я что-то не так сделала, как-то не так упала. А от того, что мое тело не выдерживало таких нагрузок. Так что думайте о себе. Во вторую очередь, следуйте за мечтой!
Оставьте первый комментарий