8 декабря в Театре музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance) состоится концерт “Патрисия Расетт поет песни Эдит Пиаф” (“Patricia Sings Piaf”). За роялем — музыкальный руководитель Центра оперного пения Райана при Лирик-опере Чикаго, лауреат премии “Грэмми” Крейг Терри.
Нечто магическое было в том безмолвии, которое воцарялось в зале перед выходом на сцену Эдит Пиаф. Она была гостьей из другого измерения. В ее голосе не было ни малейшей фальши. Это был голос вечного ребенка. Этот голос воплощал в себе достоинство и благородство. Голос Пиаф был воплощением красоты, и облик Пиаф, такой маленькой и хрупкой, лишь усиливал волшебное могущество ее пения.
“Жизнь ее была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен — настолько он красив”, — сказал Саша Гитри. Дитя улицы, воробышек, она появилась на свет в семье бродячих акробатов, раскинувших свой шатер на одной из парижских улиц. Пиаф была настоящим Пьеро в юбке в своем вечном черном платье — символе невзгод и траура. Но черное платье будет потом. На первой своей афише Пиаф изображена в темной юбке и белом пуловере с длинными рукавами. На шее — красный платок. Она появлялась на сцене — маленькая хрупкая женщина (ее рост был метр сорок семь), нелепо одетая, застенчивая, похоже, только и думавшая о том, как бы ей поскорее со сцены удрать. И притихший зал взрывался овацией…
Песни Пиаф невозможно представить себе в ином, НЕавторском исполнении. И тем не менее раз за разом появляются смельчаки, которые берутся за это безнадежное занятие, — спеть ее песни. И вот — новая попытка. Выдающаяся американская оперная певица Патрисия Расетт с французскими песнями Эдит Пиаф — что может быть притягательнее и интереснее?! Патрисия говорит: “Я постоянно возвращаюсь к песням Пиаф из-за интуитивного характера ее подачи, из-за того драйва, который с годами растворялся во всех аспектах моей артистической идентичности. Попытка подражать Пиаф — не цель. Этот вечер — мой шанс выразить свой голос в песнях, которые выражают душу трагической и триумфальной жизни Пиаф”.
Патрисия Расетт родилась и выросла в Нью-Гэмпшире (небольшом штате на северо-востоке США), училась в North Texas State University и, по собственным словам, не собиралась становиться оперной певицей. Однако, влюбившись в оперу, Расетт изменила свое мнение и решила посвятить свою жизнь оперному пению. Она закончила Молодежную программу при Опере Сан-Франциско и стала выступать на оперных сценах мира. В 2017 году защитила докторскую диссертацию в консерватории Сан-Франциско. Лауреат множества музыкальных наград, главная из которых — премия “Грэмми” за лучшую оперную запись года (Мария Антуанетта в опере Дж.Корильяно “Призраки Версаля”, постановка Оперы Лос-Андежелеса).
Расетт знакома чикагским любителям оперы с сезона 2000-01 годов, с партии Енуфы в одноименной опере Леоша Яначека. Тогда она удостоилась восторженных оваций зала и похвал критиков. Перечислю лишь некоторые из ее партий в Лирик-опере: Микаэла в “Кармен” Ж.Бизе (сезон 2005-06 годов), замечательная Мадам Лидуан в “Диалогах кармелиток” Ф.Пуленка и Лия в “Турандот” Дж.Пуччини (обе оперы — сезон 2006-07 годов), Чио-Чио-сан в “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини (она исполняла эту партию дважды: в сезонах 2008-09 и 2013-14 годов).
Особые отношения сложились у Расетт с дирижером Джеймсом Конлоном. В годы его руководства Музыкальным фестивалем Равиния она с блеском исполнила партии Тоски (2011 год) и Саломеи (2014 год) в концертных версиях опер Дж.Пуччини и Р.Штрауса, а летом 2019 года мы слышали ее на фестивале Равиния в опере Л.Бернстайна “Волнения на Таити” (дирижер — Марин Алсоп).
В 2013 году в театре “Мартин” (Равиния) Расетт исполнила песни из популярных американских мюзиклов. Тогда же началось ее сотрудничество с Крейгом Терри.
В 2016 году Расетт солировала в опере Ф.Пуленка “Человеческий голос” в Чикагском оперном театре.
Расетт обожает все новое. Она участвовала в мировых премьерах опер “Эммелин” (Опера Санта-Фе, 1996) и “Американская трагедия” Тобиаса Пикера (Метрополитен-опера, 2005), “Жестокий город” (“Cold Sassy Tree”) Карлайла Флойда (Хьюстонская опера, 2000), “Письмо” Пола Моравеца (Опера Санта-Фе, 2009). Мне запомнилась Расетт в партии сестры Элен Прежан в опере “Мертвец идет” Джека Хегги (“Dead Man Walking”, Лирик-опера, сезон 2019-20 годов). Расетт абсолютно растворялась в роли монахини, встречающейся с человеком, осужденным на смертную казнь за жестокое убийство. Эти встречи продолжались на протяжении десяти лет, монахиня была рядом с преступником накануне приведения в исполнение смертного приговора.
В интервью американскому журналу “Opera News” (выпуск за сентябрь 2014 года) певица сказала: “Моя карьера — это путь, состоящий из нескольких этапов. Первый начался, когда я окончила стажировку по оперной программе “Мерола” и была абсолютно растеряна. Затем я начала исполнять такие партии, как Мими и Виолетта. Потом взялась за оперы “Эммелин”, “Жестокий город”, “Американская трагедия” и другие новые произведения американских композиторов, которые попадались мне на пути. После этого начался период Пуччини и Яначека, это было поистине удивительное время… Я хочу исполнять эти главные роли как можно дольше, но мне также интересно, что ждет меня впереди… Темперамент персонажа и драматический аспект произведения — то, что сейчас все больше и больше влияет на мое решение при выборе партии. Конечно, я обязательно задаю себе вопрос: “Смогу ли я вокально с этим справиться?” И я считаю, что всегда поступала разумно”. (Перевод с английского Дарьи Денисовой.)
Недавно Расетт впервые поставила оперу (“Сусанна” К.Флойда) и впервые стала художественным руководителем. Она возглавила Молодежную программу при Опере Сент-Луиса.
Еще Расетт играет на гитаре и любит джаз, но, по собственному признанию, у нее остается слишком мало времени для этого. “Дома я не слушаю музыку. Когда твоя жизнь — музыка, то начинаешь ценить тишину”, — говорит певица.
Концерт Расетт проходит в рамках серии “HTP Mainstage”. Следующая певица в этой серии — Изабель Леонард. Арии и популярные песни она исполнит в дуэте с испанским гитаристом Пабло Сайнс Вильегасом. Концерт состоится 23 марта 2023 года.
Nota bene! Концерт “Патрисия Расетт поет песни Эдит Пиаф” состоится 8 декабря в 7.30 pm в помещении Театра музыки и танца “Харрис” по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты на этот и другие концерты и спектакли театра сезона 2022-23 годов — по телефону 312-334-7777, электронной почте info@harristheaterchicago.org или на сайте www.harristheaterchicago.org.