26 и 28 октября, 7.30 pm; 27 октября, 1.30 pm. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО): пьеса “Blumine” и Первая симфония Г.Малера, Еврейская рапсодия “Шеломо” для виолончели с оркестром Э.Блоха (солист — Цзянь Ван). Дирижер — Николай Шепс-Цнайдер.
Пьеса “Blumine” была написана Малером в качестве третьей части (Andante allegretto) Первой симфонии, но затем исчезла из окончательного варианта. Партитура пьесы была обнаружена лишь в 1966 году.
Швейцарский композитор еврейского происхождения Эрнест Блох в двадцатые годы прошлого века играл заметную роль в музыкальной жизни Европы и США. Ученик великого скрипача Эжена Изаи, он жил в Швейцарии и США, служил дирижером в Лозанне, преподавал композицию в Женевской консерватории и консерватории Сан-Франциско, был директором Кливлендского института музыки. После прихода нацистов к власти Блох окончательно поселился в Калифорнии, преподавал в университете Беркли. Среди наиболее известных сочинений композитора: Скрипичный концерт и кантата “Abodath Hokodesh”, посвященная Аврааму Линкольну симфония “Америка” и “Макбет” — его первая и единственная опера (вторая осталась незаконченной). Она была написана в 1904 году, когда композитору едва исполнилось двадцать четыре года. В сезоне 2014-15 годов ставилась в Чикагском оперном театре.
Еврейская рапсодия “Шеломо” для виолончели с оркестром датирована 1915 годом. Готовясь к премьере, композитор писал: “Наследие еврейской культуры настолько глубоко тронуло меня, что я попытался отразить эти эмоции в “Шеломо”. Будущее покажет, насколько эта музыка является чисто еврейской и насколько в ней отражается сам Эрнест Блох”. Рапсодия стала широко известной благодаря Мстиславу Ростроповичу. Сегодня она является наиболее часто исполняемым сочинением Блоха. Лучше всего о Рапсодии высказался музыкальный критик Гвидо Гатти: “Виолончель с ее изрядной широтой фразировки, то мелодичной, местами доходящей до вершин лиризма, то декламирующей, с драматической игрой тени и света, являет собой воплощение Соломона во всей его славе. Партия солиста, скорее вокальная, чем инструментальная, кажется музыкальным высказыванием, глубоко связанным с талмудической прозой”.
Китайский виолончелист Цзянь Ван называет рапсодию “Шеломо” одним из своих любимых произведений. Ван родился в музыкальной семье: мать — флейтистка, отец — виолончелист. Первые уроки на виолончели получил в четыре года. В одиннадцать лет, будучи студентом Шанхайской консерватории, встретился с Исааком Стерном. Великий скрипач приехал в Китай снимать получивший впоследствии премию “Оскар” документальный фильм “От Мао до Моцарта: Исаак Стерн в Китае” (“From Mao to Mozart: Isaac Stern in China”, 1981). По протекции Стерна Ван продолжил обучение в Йельской школе музыки. В Америке началась бурная карьера музыканта. Ван — первый китайский музыкант, подписавший контракт со студией Deutsche Grammophon. С ЧСО Ван впервые выступил на Музыкальном фестивале Равиния в далеком 2000 году, после чего последовал перерыв в двадцать два года. И вот, наконец, новая встреча.
Дирижера Николая Шепс-Цнайдера смело можно назвать “гражданином мира”. Его отец — руководитель рок-ансамбля — родился в польском городе Лодзь, мать-пианистка родом из Дании, куда ее родители переехали из Польши накануне Второй мировой войны. Позднее отец эмигрировал в Израиль. Шепс-Цнайдер родился в Копенгагене в 1975 году, у него два гражданства: Дании и Израиля. Учился в Датской королевской академии музыки (класс Милана Витека), Джульярдской школе (класс Дорати Дилей) и Венской консерватории (класс профессора Бориса Кушнира). Николай вспоминает: “Мою учебу и выступления можно разделить на две части — до и после Кушнира. Когда я попал к нему, мне было восемнадцать, и у меня уже было определенное отношение к музыке. Я был счастливый, удачливый и довольно наивный парень, но у меня не было настоящего концертного опыта, а Кушнир дал мне все нужные знания. Наши занятия вначале носили литературный характер. Мы изучали скрипичную литературу, и постепенно это изменило мой стиль игры”.
В 1992 году в возрасте семнадцати лет Николай завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена, но настоящий успех пришел к нему после Золотой медали на конкурсе королевы Елизаветы в 1997 году. С этого времени начинается напряженная концертная жизнь музыканта. Он регулярно играет с лучшими симфоническими оркестрами мира. С ЧСО впервые выступил в ноябре 2000 года. К этому времени относится начало его плодотворного сотрудничества с Даниэлем Баренбоймом. Именно Баренбойм убедил Шепс-Цнайдера сыграть Первый концерт для скрипки с оркестром Кароля Шимановского, именно он буквально заставил скрипача включить в свой репертуар скрипичный концерт Арнольда Шенберга, сказав: “Ты должен сыграть этот концерт”. Баренбойм постоянно побуждает скрипача к открытию новых имен, постижению новых произведений. Например, они вместе работали над Камерным концертом Альбана Берга для скрипки, фортепиано и струнных.
Звук уникальной скрипки Гварнери дель Джезу 1741 года (инструмент был предоставлен Датским Королевским театром, ранее скрипка принадлежала Фрицу Крейслеру) Шепс-Цнайдера я слышал часто. Последний раз — в сентябре 2017 года — в венском Музикферайне. Он солировал в Первом скрипичном концерте соль минор Макса Бруха. Дрезденской Штаатскапеллой дирижировал тогдашний музыкальный руководитель Кристиан Тилеманн. В качестве дирижера я впервые услышал музыканта в октябре 2021 года. ЧСО под его руководством исполнил пьесу “Ночь и любовь” А.Ольмес, Первый виолончельный концерт К.Сен-Санса (солист — концертмейстер секции виолончелей ЧСО Джон Шарп) и Вторую симфонию Р.Шумана. С 2020 года Шепс-Цнайдер занимает пост музыкального руководителя Национального симфонического оркестра Лиона. С Цзяном Ваном они только что записали симфоническую поэму “Дон Кихот” Р.Штрауса.
За 75 минут перед концертами состоятся получасовые беседы музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
27 октября, 8.00 pm. Впервые в Чикаго — новая звезда джаза, двукратный лауреат премии “Грэмми” вокалистка Самара Джой. В концерте участвуют: Эван Шерман, ударные; Майкл Мильоре, контрабас; Камерон Кэмпбелл, фортепиано; Джейсон Карос, труба; Дэвид Мейсон, альт-саксофон: Кендрик Маккалистер, тенор-саксофон; Донаван Остин, тромбон.
В 2023 году Джой получила две премии “Грэмми” в номинациях “Лучший молодой артист” и “Лучший вокальный джазовый альбом”.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты сезона 2023-24 годов Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.