6 июля 2019 года в своем доме в Линкольн Парке (Чикаго) умер художественный руководитель Синематеки (Facets Multimedia) Милош Штелик (Milos Stehlik) – человек, посвятивший жизнь Его Величеству Кино.
Штелик – кинокритик, радиокомментатор, популяризатор кино, интеллектуал, философ… Его знали в Чикаго все, имеющие отношение к искусству. Он родился в вырос в бывшей Чехословакии. Покинул ее в начале шестидесятых, задолго до “пражской весны”. Обосновавшись в Чикаго, Штелик стал владельцем книжного магазина возле улиц Холстед и Вебстер. Его страстью с юности было Кино! Когда он узнал, что театральная труппа Drama Shelter испытывает трудности с посещаемостью, он решил помочь, используя… шестнадцатимиллиметровый проектор и простыню. “Я сказал: “Почему бы нам не показывать фильмы по ночам? Мы не будем брать деньги – мы просто будем показывать кино”, – вспоминал Штелик на встрече в Чешском музее.
Ставший впоследствии другом Штелика, живший в Чикаго первый кинокритик США Роджер Эберт вспоминал, как Милош показывал фильмы Вернера Херцога в церкви и советовал прихожанам приходить со своими подушками, так как скамьи были из твердой древесины. За два месяца до смерти, 11 мая, Штелик организовал в Синематеке мастер-класс с Херцогом, где немецкий режиссер рассказал о своей последней работе – документальном фильме “Знакомьтесь, Горбачев” ( “Meeting Gorbachev”, 2018).
Никакой Синематеки Штелик и не думал основывать. Он просто хотел показывать зрителям европейское и независимое кино. Одним из первых помещений, подходящих для этого занятия, стала в 1975 году Лютеранская церковь в Чикаго (Grace Lutheran, 555 West Belden). Жена Роджера Эберта Чаз говорила, что это – “настоящий храм кино”. Название родилось сразу – Facets on the North Side.
Два года спустя, в 1977 году, Штелик переехал в новое здание на Фуллертон-авеню (1517 West Fullerton) и убрал из названия лишние слова, оставив главное – Facets. Штелик стал развивать видеопрокат, предлагая на продажу или в рент тысячи фильмов: сначала – видеокассеты (VHS), потом – DVD, потом – в формате Blu-ray… Картины можно было взять в самой Синематеке или заказать по почте (позже – по электронной почте). Штелик стал показывать фильмы прямо в Синематеке, основал собственную студию, стал заниматься дистрибьюцией. “Фасеты“ на Фуллертон стали настоящей Меккой для киноманов. Видеопрокатов в Чикаго было много, но, в отличие от других, Стелик показывал фильмы уникальные. Впервые в США только в Facets можно было посмотреть такие картины, как “Декалог” (“Decalogue”, Польша, 1989) К.Кесьлевского, “Сатанинское танго” (“Satantango”, Венгрия-Германия, 1944) Бела Тарра, “В доме темно” (“The House Is Black”, 1962, Иран) Форуг Фаррохзад, экспериментальные работы американского режиссера Джеймса Бротона, немецкого режиссера Хайнца Эмигольца, британского архитектора и режиссера Патрика Келлера. Для Штелика было важно показать Америке фильмы его родной Чехословакии (позже – Чехии). Среди них были дебютная работа Милоша Формана “Черный Петр” (“Black Peter”, 1964) и “Адельгейд (“Adelheid”, 1970) Франтишека Влачила. Во многом благодаря Штелику в Америке стали известны картины режиссеров – представителей чешской “новой волны“, а в Чикаго зародилась традиция – ежегодный Фестиваль нового кино Чехии.
Во времена, когда не было YouTube и сотовых телефонов, Штелик открывал зрителям новый мир, показывая фильмы из бывшего СССР, Европы, Африки, Латинской Америки. На протяжении многих лет преданными клиентами Facets были Мартин Скорсезе, Стивен Сондхейм и Шер, услугами Синематеки пользовались и продолжают пользоваться сотни университетских и публичных библиотек. В 2000 году, когда Сьюзен Сонтаг прилетела на два дня в Чикаго, она нашла время, чтобы зайти в Facets и посмотреть иранский фильм “Путешественники” (“Travelers”).
В 1998 году в статье, опубликованной в New York Times, Роджер Эберт написал: “Если вы не можете найти фильм в Facets, вы не сможете найти его нигде”.
Синематека стала настоящим киноклубом с постоянными зрителями, возможностью смотреть и обсуждать новинки.
Долгие годы Штелик рассказывал о кино в эфире National Public Radio station WBEZ. Он был откровенен в своих оценках. В 1986 году, когда вышла раскрашенная версия фильма “Это прекрасная жизнь” (“It’s a Wonderful Life”), он назвал ее “абсолютной чепухой”. “Я не пурист, но если бы режиссер хотел снимать цветное кино, он бы снял его”, – сказал Штелик. Когда в начале нового тысячелетия стали переснимать старые фильмы, он сказал: “Вся культура ремейков похожа на конец цивилизации. Как будто все лишены идей, и мы обречены смотреть одну и ту же вещь – просто немного другую версию – снова и снова”. После того, как в этом году фильм “Зеленая книга” (“Green Book”) получил “Оскар” за лучший фильм, он сказал в эфире WBEZ: “Это пародия”.
Когда Роджер Эберт болел, Милош обычно приходил к нему с собакой. “Он знал, как сильно Роджер любил собак, – вспоминала Чаз Эберт. – Пока собака сидела у ног Роджера, Милош “угощал“ мужа новостями из мира кино. Милош всегда был таким терпеливым… Он был настоящим сокровищем“.
Штелик и Эберт были достойны друг друга. После смерти Эберта в 2013 году Штелик вспоминал, как римско-католическая церковь критиковала фильм Жан-Люка Годара “Приветствую тебя, Мария” (“Hail Mary”, 1985), а Эберт отстаивал наше право показывать эту картину, хотя и не считал ее хорошей. Штелик говорил: “Для меня Роджер определил, что было самым прекрасным в Америке. Он жил словами Вольтера: “Я не одобряю того, что вы говорите, но буду защищать до смерти ваше право сказать”.
Штелика знали во всем мире. Он был постоянным гостем самых престижных кинофестивалей, выступал с лекциями, “большие“ люди с американских независимых каналов (в том числе – с канала Bravo) приглашали его в качестве консультанта. Помимо публикации ежегодного каталога Facets – мечты киноманов всего мира, Штелик стал соавтором видеоэнциклопедии.
В 1983 году Штелик и его коллега Николь Дриске основали Чикагский международный фестиваль детских фильмов, сегодня – крупнейший и старейший в США. В октябре фестиваль отмечает тридцать шестую годовщину. По словам Чаз Эберт, одним из самых интересных проектов Штелика было приложение, разработанное для фестиваля: “Он был достаточно практичным, чтобы понять, насколько влиятельным может быть интернет, и знал, что для детей в маленьких городах приложение может быть единственным способом получить доступ к замечательным фильмам”.
Штелик умер от рака в семьдесят лет. Его дело продолжает жена Элизабет Найда. Начиная с этого года, Telluride Film Festival будет ежегодно называть именем Штелика (Milos Stehlik/Facets Scholar) одного из пятидесяти студентов – участников программы Student Symposium. Синематека открывает фонд памяти своего основателя – Milos Stehlik Legacy Fund. В ней по-прежнему показывают фильмы независимых режиссеров, классику и новинки, устраивают ретроспективы, встречи с режиссерами, актерами, деятелями кино. Синематека жива! Это – лучший памятник, который возможен для Милоша Штелика: человека, посвятившего жизнь Его Величеству Кино.
Дорогой Сергей!Огромное спасибо за очень нужную статью-память. Жаль, что в Детройте нет таких, как Штелик…