Волею судьбы попал я недавно в американский город Цинциннати, стоящий на границе штатов Огайо и Кентукки. Город этот в конце XVIII века основали переселенцы из Германии. Название придумал губернатор Северо-Западной территории Артур Сент-Клер. в честь одноименного Общества, членом которого он состоял, а Общество, в свою очередь, было названо в честь римского патриция Луция Квинкция Цинцинната. Среди учредителей Общества был первый президент США Джордж Вашингтон.
В начале XIX века Цинциннати (его называют еще “Queen City of the West”) был первым городом в центре США, соразмерным по масштабу и богатству с городами Восточного побережья. Правда, к концу XX века развитие города замедлилось, он подрастерял в богатстве и уступил лидерство Чикаго.
Немецкое влияние в Цинциннати чувствуется в большом количестве вкусного мяса и пивоварен. Местные газеты сообщают, что ежегодный Октоберфест – крупнейший в США и второй по численности в мире, после мюнхенского. Заявление, конечно, смелое. Не знаю, правда ли это. Не проверял. А вот то, что Hofbräuhaus (сокращенно HB, в переводе с немецкого языка – Придворная пивоварня) в городке Newport (в десяти минутах езды от центра Цинциннати) пользуется огромной популярностью и в этот немецкий ресторан съезжаются любители пива и шницелей отовсюду – факт проверенный. Сам там был и отборный свиной шницель попробовал.
В Цинциннати есть Художественный музей (The Cincinnati Art Museum) – один из старейших в стране. Коллекция весьма приличная, выделяются работы ван Дейка, Пикассо, Шагала, Модильяни. В Цинциннати есть Центр современного искусства (The Contemporary Arts Center) – единственный в Америке проект легендарной Захи Хадид. Приятно удивило, что оба музея бесплатные – спасибо местным спонсорам. Известностью пользуется музей Тафтов (The Taft Museum of Art) – частная коллекция семьи одного из президентов США и мэра Цинциннати с картинами Рембрандта, Халса, Гейнсборо.
В Цинциннати есть несколько драматических театров. За то время, что мы гуляли по центру города, нам встретились четыре – почти, как в чикагском Театральном квартале (Chicago Theater District). Самый известный театр города – Шекспировская компания (Cincinnati Shakespeare Company). В сентябре в театре давали мюзикл, в планах на осень значится “1984” – спектакль по роману Дж.Оруэлла. О театре – потом, а сегодня поговорим о музыке. Вернее, об истории и сегодняшнем дне Симфонического оркестра Цинциннати (далее – СОЦ).
В дни, когда я был в городе, оркестр открывал свой новый, сто двадцать третий сезон. Это шестой по старшинству оркестр в США, и одно это уже заставляет относиться к нему с уважением. Конечно, такое событие я пропустить не мог.
Оркестр располагается в Мюзик-холле (Music Hall) – огромном красном здании на главной площади города. Оно видно отовсюду и составляет особую гордость жителей города. Напротив – парк, по дороге рядом ходит трамвай, что необычно для Америки. Красивое место, прямо как в Европе… Мюзик-холл открылся в 1878 году и теперь является национальным историческим памятником. В прошлом году закончилась масштабная реконструкция здания, стоившая спонсорам, городу и штату 125 миллионов долларов.
Праздничная атмосфера чувствовалась 22 сентября во всем. Главное – в одежде. Такого торжественного дресс-кода я не видел ни в Вене, ни в Париже, ни в Лондоне: ни одного человека в кроссовках и только один – в джинсах! Дамы все, как на подбор, в бальных платьях или выходных костюмах; кавалеры – во фраках или костюмах. Это впечатлило.
В фойе публику развлекали аккордеонист и художница, которая прямо в центре зала разложила краски, кисти, бумагу и стала рисовать на холсте.
На концерте открытия звучала только французская музыка. Замечу, что музыкальным руководителем СОЦ пятый сезон является французский дирижер Луи Лангре. Он дирижировал с европейским шармом и подчеркнутой элегантностью. Благо, программа к этому располагала. Концерт открылся драматическим “Учеником чародея” Поля Дюка – музыка из этого симфонического скерцо звучит в анимационном фильме Уолта Диснея “Фантазия”. Правда, как заметил маэстро Лангре: “Когда пьеса была написана, Дисней еще не родился”.
Эстафету у Дюка приняли Клод Дебюсси с изысканными Двумя танцами для арфы и струнных и Габриэль Форе с нежными Сицилианой и Паваной. Изюминкой вечера стала бравурная пьеса “Flammenschrift” сорокавосьмилетнего французского композитора Гийома Коннессона. Ну а для финала Луи Лангре подготовил еще одно фирменное французское “блюдо” – Вторую сюиту из балета Мориса Равеля “Дафнис и Хлоя”.
Оркестр звучал превосходно: мягко, нежно, лирично, без надрыва и ненужной аффектации. Зал Мюзик-холла небольшой, но очень уютный. Опять же, мне он напомнил лучшие европейские концертные залы. Акустика в зале замечательная: звук как бы обволакивал, заполнял собой все пространство. При этом местные критики написали, что оркестр до сих пор приспосабливается к новой акустике. Проникновенно звучала арфа в Танцах (солистка – Джиллиан Бенет Селла) и гобой в Паване (солист – концертмейстер гобойной секции Двайт Перри).
Накануне открытия оркестр пополнился целой группой (восемь человек) новых музыкантов, для которых концерт 22 сентября стал дебютом. Особо отмечу выразительное соло нового концертмейстера секции фаготов Кристофера Сейлса в “Ученике чародея”.
Перед концертом был ужин для спонсоров, а после окончания концерта всех зрителей пригласили в бальный зал на фуршет с танцами. В центре стояла трибуна с артистами, перед ней – танцпол, вокруг – столики. Зазвучала танцевальная музыка, и люди как-то сразу стали подтягиваться. Кто – танцевать, кто – выпить и закусить. Правило простое: отдаешь билет – в обмен получаешь коктейль, вино, шампанское, водку, джин, ну и так далее, кому что больше нравится. На закуску давали сладкое: брауни и эклеры.
Забавно было наблюдать, как лихо отплясывали старички. Люди помоложе, в основном, смотрели. (Средний возраст зрителей был примерно на десять лет моложе, чем в Чикаго.)
Оркестранты выпивали и закусывали, охотно общаясь с родными, близкими, поклонниками. А главная звезда вечера Луи Лангре приветствовал гостей на выходе. Представившись, я не преминул сказать маэстро несколько комплиментов. Услышав, какую газету я представляю, он по-русски сказал “Спасибо”, вспомнил, как выступал в Лирик-опере двенадцать лет назад (“Ифигения в Тавриде” К.В.Глюка, постановка Р.Карсена, сезон 2006-07 годов), и добавил: “Скоро я дирижирую “…Онегиным” в Парижской опере”. Добавлю, что весной 2019 года Луи Лангре выступит в Метрополитен-опере.
А теперь немного о том, как в штате Огайо появился симфонический оркестр.
В конце XVIII века в Цинциннати выступал первый солдатский музыкальный ансамбль. Он давал передвижные концерты для ранних поселенцев. Газета того времени The Western Spy писала о музыкальной группе, участвовавшей в праздновании в честь генерала Джорджа Вашингтона. На другом праздновании, как писала газета, “музыкальная группа сопровождала поселенцев гармониями Глюка и Гайдна”.
В XIX веке в “Королевском городе Запада” были созданы многочисленные музыкальные организации. В 1825 году молодой выпускник Парижской консерватории Иосиф Тоссо приехал в город, чтобы продирижировать оркестром, собравшимся на прием в честь генерала Лафайетта, и остался. Впоследствии он основал оркестр Музыкального общества. Первый певческий фестиваль (Sängerfest) на Среднем Западе состоялся в Цинциннати в 1842 году в Оружейной палате.
Филармоническое общество – так назывался первый оркестр профессиональных музыкантов Цинциннати. Он просуществовал три сезона: с 1857 до 1860 года. Затем энтузиазм утих до 1872 года, когда Теодор Томас (будущий отец-основатель Чикагского симфонического оркестра) гастроливал в городе со своим оркестром. Он вернулся в 1873 году для создания американского фестиваля хоровой и инструментальной музыки – знаменитого Майского фестиваля (May Festival).
Оркестр Цинциннати дал свой первый концерт в декабре 1872 года. Музыканты этого оркестра стали основой нового, Симфонического оркестра Цинциннати. Первый концерт оркестра состоялся 17 января 1895 года. За дирижерским пультом стоял первый музыкальный руководитель, рожденный в Техасе американец бельгийско-немецкого происхождения Франк ван дер Стукен. В первом сезоне оркестр дал девять концертов. В составе оркестра было сорок восемь мужчин-музыкантов, а правление оркестра (The Cincinnati Orchestra Association Company) было основано пятнадцатью женщинами. Председателем Ассоциации стала Хелен Тафт – жена будущего (27-го) президента США (1909-1913 годы) Уильяма Тафта и, соответственно, будущая Первая леди США.
Уже в первые годы жизни нового коллектива Франк ван дер Стукен пригласил Рихарда Штрауса, и, что самое интересное, Штраус согласился. К числу достижений молодого оркестра можно отнести и американскую премьеру Пятой симфонии Г.Малера.
В 1907 году из-за финансовых трудностей оркестр был распущен, но через два года возобновил свою работу под руководством Леопольда Стоковского. Он руководил оркестром три года (1909-1912), именно в Цинциннати началась его блестящая дирижерская карьера. При нем оркестр исполнял Бузони и Рахманинова, а также дал первые “популярные концерты”.
Пять лет (1912-1917 годы) оркестром руководил дирижер Берлинского филармонического оркестра Эрнст Кунвальд. При нем в 1917 году на студии Columbia оркестр записал первый альбом.
Легендарный бельгийский скрипач-виртуоз Эжен Изаи возглавлял СОЦ с 1918 до 1922 года. Фриц Райнер – еще одно громкое имя в истории классической музыки – провел с оркестром девять лет: с 1922 до 1931 года. В будущем он сделал фантастическую карьеру и прославился как музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра. С Райнером оркестр представил американские премьеры произведений Равеля, Дебюсси, Респиги. Райнер привез в Цициннати Белу Бартока. На американской премьере он солировал в своем Первом фортепианном концерте.
Следующие шестнадцать лет жизни оркестра (1931-1947) связаны с личностью английского дирижера, рыцаря Ее Величества Юджина Гуссенса. Он устраивал масштабные хоровые концерты, концертные оперные и балетные представления.
Традицию исполнения новой музыки продолжил американский дирижер Тор Джонсон. Он руководил оркестром с 1947 до 1958 годов. При нем состоялись премьеры более чем ста двадцати произведений, половина из них была написана по заказу СОЦ, в том числе – пьеса А.Копленда “Фанфары простому человеку” (1942 год).
Первое в истории десятинедельное мировое турне оркестра состоялось в 1966 году, первый четырехнедельный тур по Европе – в 1969 году. Обе поездки состоялись в годы руководства оркестром бывшего дирижера Метрополитен-оперы Макса Рудольфа. После него оркестр возглавляли дирижеры Томас Шипперс (1970-77 годы), Вальтер Зюскинд (1978-80 годы), Михаэль Гилен (1980-86 годы). В новое тысячелетие оркестр привел Хесус Лопес Кобос (1986-2001 годы). В честь столетия со дня основания СОЦ в 1995 году состоялся знаменательный тур по двадцати (!) городам Европы. На всех концертах оркестром дирижировал Лопес Кобос. При нем оркестр впервые выступил на общенациональном телевидении (PBS-TV), он дирижировал мировой премьерой Симфонии Ганса Ротта (1989 год). После выхода на пенсию в 2001 году Лопес Кобос стал дирижером-лауреатом.
Десять лет (с 2001 до 2011 годов) музыкальным руководителем СОЦ был эстонский маэстро Пааво Ярви. При нем оркестр тоже активно гастролировал (Северная Америка, Европа, Япония), выступал на телевидении, делал студийные записи. В мае 2011 года Ярви был назван дирижером-лауреатом.
Луи Лангре – тринадцатый музыкальный руководитель СОЦ. В новом качестве он работает с сезона 2013-14 годов. Кроме Цинциннати Лангре много лет возглавляет Музыкальный фестиваль Mostly Mozart в Нью-Йорке, а также является главным дирижером оркестра Camerata Salzburg.
История СОЦ богата разнообразными событиями, и история эта продолжается. В новом сезоне с оркестром выступят дирижеры Кирилл Карабиц и Давид Роберстсон, пианисты Ефим Бронфман, Александр Гаврилюк, Марк-Андре Хамелин и Даниил Трифонов, виолончелистка Алисия Вайлерстайн, певица Николь Кэбелл. Так что, если будете в Цинциннати, не проходите мимо огромного красного здания на главной площади города.
Nota bene! Абонементы на все концерты Симфонического оркестра Цинциннати сезона 2018-19 годов можно приобрести на сайте http://cincinnatisymphony.org/, по телефону 513-381-3300 или в кассе по адресу: Music Hall, 1241 Elm Street, Cincinnati OH 45202.