30 ноября, 2 и 5 декабря, 7.30 pm; 1 декабря, 1.30 pm. В эти дни Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) дирижирует маэстро Майкл Тилсон-Томас. В программе: Шесть немецких танцев и Двенадцатый фортепианный концерт (солист — Орион Вайс) В.А.Моцарта, Первый фортепианный квартет И.Брамса (аранжировка А.Шенберга).
Сорокаоднолетний американский пианист Орион Вайс из Огайо — один из интереснейших музыкантов своего поколения. О нем заговорили в феврале 1999 года после его успешного дебюта с Кливлендским симфоническим оркестром. В марте того же года он срочно заменил заболевшего Эндрю Уоттса, исполнив Второй фортепианный концерт Д.Шостаковича с Балтиморским симфоническим оркестром. (Напомню, что всемирная слава Ланг Ланга тоже началась именно с замены Уоттса.) Учился в Джульярдской школе музыки по классу Эмануэля Экса. Гастрольные маршруты Вайса не ограничиваются только Америкой. После своего дебюта в концертном зале Лувра в 2005 году пианист постоянно выступает в Европе. Израильский филармонический оркестр выбрал его в качестве солиста для тура по стране, а в Китае он выступал вместе с Питтсбургским симфоническим оркестром. В камерных концертах Вайс часто выступает с женой, пианисткой Анной Полонской. Он регулярно выступает в Равинии. Мне запомнился в исполнении Вайса Двадцать пятый концерт Моцарта, который он исполнил с ЧСО под управлением голландского маэстро Эдо де Ваарта в марте 2015 года.
Настоящая фамилия Тилсона-Томаса — Томашевский. Его бабушка и дедушка — актеры Борис и Бесси Томашевские — были выходцами из России. В Нью-Йорке они основали театр, играющий спектакли на идиш. Отец дирижера Тед Томас был продюсером Mercury Theater Company в Нью-Йорке, мама Роберта Томас работала в компании Columbia Pictures. Ее имя неожиданно всплыло в моем интервью с президентом Центра исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне Деборой Раттер. Мы встретились с ней в Чикагском симфоническом центре в 2013 году. В то время она жила в Чикаго, была президентом ЧСО. Дебора рассказала, что Роберта Томас была ее учительницей истории: “Она была одной из первых, кто рассказал мне о том, каких усилий требует профессия музыканта. Я очень хорошо запомнила нашу беседу…”.
Майкл Тилсон-Томас окончил университет Южной Калифорнии. Уже с юности стал интересоваться современной музыкой. Ему довелось поработать со Стравинским, Булезом, Штокхаузеном, Копландом, он аккомпанировал и был дирижером на концертах Григория Пятигорского и Яши Хейфеца. В феврале 1988 года Тилсон-Томас создал в Майами оркестр молодых музыкантов New World Symphony. С 1988 по 1995 год Тилсон-Томас был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Лауреат двенадцати премий “Грэмми” за музыкальные записи. Лауреат Национальной медали Искусств. С 1995 до 2020 годов — музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско. Первым, кого он принял в оркестр, стал бывший концертмейстер секции гобоев ЧСО Евгений Изотов. Он начинал свою карьеру в оркестре молодых музыкантов New World Symphony, играл в оркестре Сан-Франциско на позиции второго гобоя, а после десяти лет работы в ЧСО вернулся, но уже в качестве концертмейстера. В настоящее время Тилсон-Томас является руководителем-лауреатом Лондонского симфонического оркестра и Симфонического оркестра Сан-Франциско.
С ЧСО Тилсон-Томас впервые выступил в 1970 году! С нетерпением жду новой программы маэстро. За 75 минут перед концертами состоятся получасовые беседы музыковеда Кайла Дзапо об исполняемых произведениях.
3 декабря, 4.30 pm. Первый концерт нового сезона серии MusicNOW называется “Montgomery and the Blacknificent 7”. В программе — произведения афроамериканских композиторов, в том числе — мировая премьера созданной по заказу серии пьесы “The United States Welcomes You” Жасмин Барнс и пьеса “Annunciation” Дамиена Гетера (солист — Расселл Томас). Исполнители: музыканты ЧСО; Жасмин Барнс, композитор и сопрано; Дамиен Гетер, композитор и бас-баритон; Джесси Монтгомери, композитор и скрипачка; Карлос Саймон, композитор и органист. Дирижер — Дональд Ли II. Куратор программы — обладатель звания “Композитор 2023 года”, композитор-резидент ЧСО Джесси Монтгомери.
В 3.00 pm на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится встреча с ансамблем “Blacknificent 7”. Ведущий — журналист WFMT Лароб Рафаэль.
После концерта на втором этаже Симфонического центра (Rotunda) состоится фуршет с участием композиторов и солистов.
4 декабря, 7.00 pm. Традиционный декабрьский концерт Civic Orchestra of Chicago с музыкой Баха (Bach Marathon Finale). В программе: Четвертый, Пятый, Шестой бранденбургские концерты, Сто десятая (“Unser Mund sei voll Lachens”) и Сороковая (“Dazu ist erscheinen der Sohn Gottes”) кантаты Иоганна Себастьяна. Чикагский симфонический хор. Второй хормейстер — Шерил Фрезес Хилл. Солисты: Рейчел Спарроу, сопрано; Лоурен Рэндольф, меццо-сопрано; Райан Таунсенд Странд, тенор; Дэвид Говертсен, бас-баритон. За дирижерским пультом — главный дирижер оркестра Кен-Давид Мазур. Билеты бесплатные, требуется предварительное резервирование.
Обратите внимание! Концерт состоится в помещении Fourth Presbyterian Church по адресу: 126 East Chestnut Street, Chicago, IL 60611.
5 и 6 декабря, 7.30 pm. Концерты знаменитого американского мужского хора “Шантеклер” (Chanticleer) с праздничной рождественской программой “A Chanticleer Christmas”. Музыкальный руководитель хора — Уильям Фред Скотт.
“Шантеклер” часто называют “оркестром голосов”. Хор состоит из двух басов, одного баритона, трех теноров и шести контртеноров (три альта и три сопрано). Хор был создан в 1978 году усилиями тенора Луиса Ботто. В 2000 году был удостоен премии “Грэмми” за лучший камерный ансамбль, в 2008 году журналом “Musical America” был назван Ансамблем года. Кстати, Хор исполняет не только рождественские песни.
Обратите внимание! Концерты состоятся в помещении Fourth Presbyterian Church.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.