Известный режиссер Чикаго Людмила Шайбл возглавляет созданный ею детский Театр уже 13 лет. В 2017 году “Театр Людмилы Шайбл” получил в Вашингтоне звание лучшего музыкального русскоговорящего детского театра Америки.
– Людмила, почему дети? Как вы начали работать с детьми?
– Работа с детьми — это мое самое большое счастье! И оно длится уже 44 года! Дети полны доверия, чистоты, они непосредственны. Какую радость испытываешь, когда ребёнок, который ничего не умел, раскрывается на сцене, как бутончик, и превращается в прекрасный цветок! Все дети талантливы! Просто, надо уметь раскрыть этот талант! Конечно, можно многое объяснять и рассказывать, но эффективнее всего — просто показать. Детский режиссёр должен, прежде всего, быть хорошим актёром! А детки, они, как “обезьянки”, могут талантливо изобразить то, что увидели всего лишь раз. Да, и мне самой ближе подражание! Всегда работала не от ума, а как «обезьянка”!
– Вы берёте готовый материал?
– Нет, я сама пишу сценарии. Я много раз переписываю, адаптирую под конкретных детей-актеров. Очень многое приходится продумывать, прежде, чем я начинаю работать с детьми над спектаклем.
– 44 года работы с детьми! Вы начали работать после школы?!
– Я работаю с детьми с 16 лет. 3акончила первый курс театрального института и меня пригласили вести театральный кружок в «Доме Пионеров».
Я очень хорошо ощущаю, как много в моей работе всяких нюансов. Тем более тут, в Америке. Здесь дети воспитываются совершенно иначе, чем в нашем бывшем постсоветском пространстве. От детей не требуют результата, неотступной работы, дисциплины. Дети — короли ситуации. И вот, приходят в театр такие «неподготовленные» детки и…Через 3,5 месяца от нас ждут полностью готовый спектакль, где все дети должны играть роли! Родители ждут результатов! А ведь дети совсем маленькие! И от того, как относятся родители к тому, чем занимается ребенок, полностью зависит его успех.
– Получается, ваша работа с детьми — это и работа с родителями?
– Конечно! Это огромная работа. И без содействия родителей, без их веры в то, что ребенок занят, действительно, важным для него делом, ничего достичь невозможно. И, наоборот, когда ребенок чувствует поддержку родителей, это окрыляет его, заставляет работать в полную силу. И у таких детей все получается, они достигают гораздо большего.
– Но с самого начала, для ребенка новичка в театре — все не так просто?
– Я всегда говорю при приеме детей в наш театр, что главное — это привить ребёнку такое понятие, как работа! Ребёнка надо научить работать! А потом, по истечении 3,5 месяцев — показать свою работу! Очень важно, чтобы ребёнок отыграл 4 спектакля! Почему? Первый спектакль — это всегда шок! Второй — страх, осознание того, что на тебя смотрят и тебя оценивают. Третий — проходит ощущение страха, приходит привыкание. А четвертый — уже наслаждение! Только после четвертого спектакля ребенок получает весь спектр ощущений: удовольствие от того, что тобой любуются, что все получается.
– А для вас театр — наслаждение?
– Театр — это не просто наслаждение, это вся моя жизнь. Он помогает мне пережить любые жизненные трудности и беды.
– Именно, детский?
– Именно, детский. Перед взрослыми ты можешь показать свои эмоции и чувства. Но перед тем, как зайти к детям, ты должен оставить все свои невзгоды за порогом.
– А дети чувствуют ваше состояние?
– Как в “Маугли”, помните, образ старого волка? Если я больна и не могу быть достаточно твердой с ними, они моментально реагируют на это и репетиция бывает сорвана. Дети постоянно должны чувствовать твою силу, твою ведущую роль. Многие говорят о моей жёсткости. Но при всей моей жёсткости, строгости, дети доверяют мне и, самое главное, любят. Да, и я их люблю! Нельзя посвятить свою жизнь детям, не любя их!
– А как вы выбираете материал? Спектакль.
– Всегда исхожу от детей. Уникальный состав каждой группы подсказывает мне, какой спектакль выбрать. Вот, сейчас у меня есть крохотная девочка — настоящая Дюймовочка! Так, беру в работу «Дюймовочку!» Или… Смотрю на детей, а они бегают, скачут, как настоящие козлята. Мне приходит в голову сказка “Семеро козлят”. Тут нужно иметь в виду два важных момента: во-первых, уважать в ребенке личность, поддержать развитие и максимальную реализацию! А во-вторых, надо так осторожно работать с детьми, чтобы не убить в них любовь к тому, что они делают. И вновь повторюсь, что если ребенок чувствует, как его поддерживают родители, он чувствует себя окрыленным.
– Дети проводят достаточное количество времени в театре. Вы видите их с разных сторон. Ваш театр — скорее, как клуб для них, где они встречаются, общаются?
– Дети в Америке, к сожалению, лишены такой важной части детства, как дворовые игры. А когда они приходят ко мне, например, в субботу на 4.5 часа, то кроме репетиций, они обедают тут, общаются. Я называю театр «островком русского языка и общения!»
– А как дети относятся к негативным ролям? Я знаю, что дети постарше, наоборот, любят негативные характерные роли.
– У меня проблема, скорее, с родителями. Родителям редко нравятся негативные роли. Но я стараюсь убедить их. Обосновываю это особенностями характера и темперамента их ребёнка!
– А как вы думаете, долго ли будет сохраняться интерес к русскому языку? Уже давно предрекают постепенное угасание…Во всяком случае, тут у нас, в Чикаго.
– Я не наблюдаю такого. Еще один язык дает человеку большую вероятность успеха в жизни. Особенно, тут, в многонациональной Америке.
– Вы чувствуете себя успешным человеком?
– Я могу сказать, что я осуществила свою мечту. И наши заполненные залы, заполненные группы и высокая оценка нашего театра в Вашингтоне — показатель того успеха, о котором ты говоришь. Америка — страна, в которой важно только твое желание. Если у тебя есть мечта и ты не ленив, ты всего добьешься.