Девятнадцатый год подряд перед началом нового сезона Лирик-опера Чикаго проводит бесплатный концерт в павильоне Джей Притцкер в парке “Миллениум” (“Stars of Lyric Opera at Millennium Park” Free Concert).
По опыту прошлых лет этот вечер вызывает огромный интерес и становится одним из главных событий музыкальной жизни Чикаго и пригородов. В этот день в павильоне, на лужайке, в парке собираются около шестнадцати тысяч человек! Уверен, не станет исключением и будущий концерт. В программе: фрагменты из “Севильского цирюльника” Дж.Россини — оперы открытия сезона, фрагменты из опер будущего сезона Дж.Верди, Дж.Пуччини, В.А.Моцарта, П.Чайковского, а также фрагменты из опер “Фальстаф” Дж.Верди, “Фаворитка” Г.Доницетти, “Кармен” Ж.Бизе, “Алеко” С.Рахманинова. (Оперой “Алеко” открывается новый сезон Чикагского оперного театра. Я планирую рассказать о будущем спектакле в ближайших выпусках Оперного обозрения.)
Главные звезды концерта — исполнители главных партий в “Севильском цирюльнике”: Марианна Кребасса (Розина), Лоуренс Браунли (Альмавива), Адам Плачетка (Фигаро) и дебютирующий в Лирик-опере польский бас Кшиштоф Басжик (Базилио).
После окончания консерватории в Монпелье в 2008 году французская певица Марианна Кребасса дебютировала на сцене местного театра, а через короткое время заключила двухлетний контракт с Парижской оперой. Певица одинаково свободно чувствует себя в барочном репертуаре (на Зальцбургском фестивале 2012 года дебютировала в опере Генделя “Тамерлан“), в операх Моцарта (“Луций Сулла“) и Верди (“Риголетто“), в репертуаре XX века (“Лулу“ Берга) и в современных операх (“Шарлотта Саломон“ Марка-Андре Дальбави на Зальцбургском фестивале 2014 года). В мае 2015 года Кребасса участвовала в проходившем в Чикаго Фестивале французской музыки “Меланхолия и страсти”. Идейным вдохновителем и составителем программы фестиваля был композитор и дирижер Эса-Пекка Салонен. С Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) Кребасса была среди солистов одноактной оперы-балета “Дитя и волшебство” М.Равеля и поэмы “Дева-избранница” К.Дебюсси.
В 2017 году Кребасса произвела фурор исполнением партии Секста в опере “Милосердие Тита“ В.А.Моцарта. В прошлогоднем интервью изданию Сноб интендант Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер говорит: “Пение само по своей природе эротично, оно излучает сексуальное желание. Не будем углубляться во тьму времен, вспомним прошлое лето, когда в “Милосердии Тита“ прозвучала ария “Сесто Parto, ma tu ben mio“ в исполнении Марианны Кребассы. Две тысячи человек буквально замерли и выдохнули “ах“. Это было изумительно по чистоте и точности!“
В Лирик-опере Кребасса запомнилась в партии Дорабеллы в опере “Так поступают все женщины“ В.А.Моцарта (сезон 2017-18 годов).
С партией Артуро в Чикаго возвращается сорокасемилетний американский тенор Лоуренс Браунли. Мы слышали его в марте в концерте, посвященном двадцатипятилетию со дня дебюта Рене Флеминг в Лирик-опере. Браунли получил степень бакалавра искусств в Anderson University (Южная Каролина) и степень магистра музыки в Индианском университете. В 2001 году стал победителем Национального вокального конкурса, проводимого Метрополитен-оперой. На профессиональной сцене дебютировал в 2002 году в Опере Виргинии (граф Альмавива в “Севильском цирюльнике”). В том же году и в той же партии он дебютировал в Ла Скала. А дальше — триумфы на крупнейших оперных сценах мира. Его дебют в Лирик-опере состоялся в партии принца Рамиро в “Золушке” Дж.Россини (сезон 2015-16 годов). У Браунли редчайший, огромного диапазона голос. Особым успехом в исполнении певца пользуются партии bel canto: Тонио в “Дочери полка” Г.Доницетти, Ринальдо в “Армиде” К.В.Глюка, Артуро в опере В.Беллини “Пуритане” — эту партию певец исполнил в Лирик-опере в сезоне 2017-18 годов (его партнершей была непревзойденная Альбина Шагимуратова в партии Эльвиры). В этом же ряду — партия Альмавивы в “Севильском цирюльнике”.
Солист Венской оперы, чешский бас-баритон Адам Плачетка с партией Фигаро в “Свадьбе Фигаро” В.А.Моцарта дебютировал на сцене Лирик-оперы (сезон 2015-16 годов). Летом 2010 года мы слышали его на фестивале в Равинии в концертном исполнении оперы В.А.Моцарта “Так поступают все женщины”, в апреле 2013 года он был одним из солистов Монументальной Мессы си минор И.С.Баха с ЧСО под управлением Риккардо Мути. Мне он запомнился выразительным исполнением партии Папагено в “Волшебной флейте” В.А.Моцарта (сезон 2016-17 годов).
Двадцатидевятилетний бас Кшиштоф Басжик (Krzysztof Bączyk, не уверен в правильности написания его фамилии на русском языке) родился и вырос в Познани. Пел в хоре мальчиков, закончил Музыкальную академию и Молодежную программу при Польской национальной опере. С 2010 года — на сцене Познаньского Гранд-театра. С 2012 года певец стал активно выступать на крупнейших европейских оперных сценах, в том числе — на фестивале в Экс-ан-Провансе. Американский дебют певца состоялся с Филадельфийским симфоническим оркестром в Stabat Mater Дж.Россини.
Среди участников концерта в парке “Миллениум” — студенты Центра оперного пения Райана при Лирик-опере Матильда Эдж, Кейли Декер, Эрик Ферринг, Кристофер Кеннивилл. Оркестром Лирик-оперы дирижирует музыкальный руководитель сэр Эндрю Дэвис. Хормейстер — Майкл Блэк. Концерт состоится 6 сентября в 7.00 pm.
Первые пять тысяч зрителей получат подарки. В течение вечера будет проходить розыгрыш билетов на спектакли сезона.
В основной программе шестьдесят пятого сезона 2019-20 годов — восемь опер (перечисляю по порядку):
“Севильский цирюльник” Дж.Россини (28 сентября — 27 октября) — возобновление совместной постановки Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и Канадской оперной компании. Дирижер — сэр Эндрю Дэвис. Режиссер — Роб Эшфорд;
“Луиза Миллер” Дж.Верди (12-31 октября) — новая для Чикаго постановка принадлежит Опере Сан-Франциско. Дирижер — Энрике Маццола. Режиссер — Франческа Замбелло. В главных партиях: Крассимира Стоянова (Луиза), Джозеф Каллея (Рудольф), Куинн Келси (Миллер), Алиса Колосова (Федерика);
“Мертвец идет” Джека Хегги (“Dead Man Walking”, 2-22 ноября) — премьера Лирик-оперы. Совместная постановка Оперы Пасифик, Нью-Йоркской городской оперы, оперных театров Цинциннати, Остина, Мичигана, Питтсбурга и Балтимора. Дирижер — Николь Пеймент (дебют в Лирик-опере). Режиссер — Леонард Фолиа. В главных партиях: Патрисия Расетт (сестра Элен Прежан), Райан Маккинни — дебют в Лирик-опере (Джозеф де Роше), Сьюзен Грэм (миссис де Роше);
“Дон Жуан” В.А.Моцарта (14 ноября — 8 декабря) — постановка Лирик-оперы. Дирижер — Джеймс Гэган. Режиссер — Роберт Фоллс, в главных партиях: Ильдар Абдразаков — дебют в Лирик-опере (Дон Жуан), Рейчел Уиллис-Соренсен (Донна Анна), Аманда Маески (Донна Эльвира), Инг Фэнг — дебют в Лирик-опере (Церлина);
“Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини (6 февраля — 8 марта 2020 года) — совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и Оперного театра Женевы. Дирижер — Хенрик Нанаси. Режиссер — Майкл Грандадж. В спектакле два состава исполнителей. В главной партии: Ана Мария Мартинес и Лиана Арутюнян (дебют в Лирик-опере). В партии Пинкертона — Брайан Джажд и Брэндон Йованович;
“Пиковая дама” П.Чайковского (15 февраля — 1 марта 2020 года) — премьера в Чикаго совместной постановки Национальной оперы Уэльса, Болонского театра Комунале, Норвежской оперы и Канадской оперной компании. Дирижер — сэр Эндрю Дэвис. Режиссер — Ричард Джонс. В главных партиях: Брендон Йованович (Герман), Сондра Радвановски (Лиза), Джейн Хеншел — дебют в Лирик-опере (графиня), Лукас Мичем (князь Елецкий), Элизабет Де Шонг (Полина), Сэмюэль Ян (граф Томский);
“Гибель богов” Р.Вагнера (4 и 11 апреля 2020 года) — новая постановка. Дирижер — сэр Эндрю Дэвис. Режиссер — Дэвид Паунтни. В главных партиях: Кристина Герке (Брунгильда), Буркхард Фритц (Зигфрид), Таня Ариана Баумгартнер (Вальтраута).
“Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой) Жанин Тесори (19-28 июня 2020 года) — совместная постановка Лирик-оперы, оперного фестиваля “Глиммергласс” и Вашингтонской национальной оперы. Режиссер — Тезвелл Томпсон. Дирижер и солисты будут объявлены позднее. Спектакль пройдет в помещении Чикагского шекспировского театра.
Кульминация четырехлетнего вагнеровского цикла Лирик-оперы — три показа тетралогии “Кольцо нибелунга” (13-18 апреля 2020 года, 20-25 апреля 2020 года, 27 апреля — 3 мая 2020 года).
В декабре в Лирик-опере покажут мюзикл “Свет на площади” А.Геттеля с Рене Флеминг в главной партии (14-29 декабря), а после основного сезона — мюзикл “Сорок вторая улица” Гарри Уоррена (29 мая — 21 июня 2020 года). Премьера Лирик-оперы. Постановка Театра Шатле. Режиссер и хореограф — Стивен Мер. Дирижер и солисты будут объявлены позднее.
Сондра Радвановски представит свой новый проект “Три королевы” (1-7 декабря). Певица исполнит финальные сцены Анны Болейн, Марии Стюарт и Елизаветы из “королевской” трилогии Г.Доницетти “Анна Болейн”, “Мария Стюарт” и “Роберто Девере”. Дирижер — Риккардо Фрицца. Режиссер — Мэтью Озава.
В феврале 2020 года в Лирик-опере с сольным концертом выступит сэр Брин Терфель (2 февраля 2020 года).
Сезон начнется 28 сентября 2019 года и продлится до 21 июня 2020 года. Все спектакли в рабочие дни по-прежнему начинаются в 7 часов вечера, а не в 7.30, как это было раньше. За час перед началом каждой оперы (за исключением дня открытия сезона) можно будет послушать получасовую лекцию об истории создания произведения.
Как обычно, в течение всего сезона я буду вести “прямую трансляцию” из Лирик-оперы и расскажу вам все самое интересное. Читайте Оперное обозрение!
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2019-20 годов можно заказать на сайте Лирик-оперы http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.