13 и 15 июня, 7.30 pm; 14 июня, 1.30 pm. В эти дни мы услышим необычное для музыки коллективное сочинение — пятичастную сюиту “Элементы”, написанную для скрипача Джошуа Белла пятью американскими композиторами: Джейком Хегги (“Огонь”), Дженнифер Хигдон (“Воздух”), Эдгаром Мейером (“Вода”), Джесси Монтгомери (“Эфир”), Кевином Патсом (“Земля”). Сюита воспевает силу и красоту окружающего нас мира: огня, воздуха, воды… Солист — лауреат премии “Грэмми” Джошуа Белл. Премьера в Чикаго. В программе также: увертюра к опере “Оберон” К.М.фон Вебера и Первая симфония Д.Шостаковича — произведение девятнадцатилетнего композитора. Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) дирижирует маэстро из Словакии Юрай Валькуха. Он родился в Братиславе. Учился в местной консерватории, затем — в Санкт-Петербургской (в классе Ильи Мусина) и Парижской консерваториях. С 2009 до 2016 года — главный дирижер Orchestra Sinfonica Nazionale della RAI. С 2016 до 2022 года — музыкальный руководитель Театра Сан Карло (Неаполь), с 2017 до 2020 года — первый приглашенный дирижер Konzerthausorchester Berlin. С июня 2022 года — музыкальный руководитель Хьюстонского симфонического оркестра. Живет во Франции и Хьюстоне.
За 75 минут до начала концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Уильяма Уайта и резидента-композитора ЧСО Джесси Монтгомери об исполняемых произведениях.
18 июня, 6.30 pm. Камерный концерт Trillium Ensemble в составе: концертмейстер секции вторых скрипок ЧСО Бейрд Додж, виолончелист Карен Басрак, валторнист Ото Каррилло, пианист Даниэль Шлосберг. В программе: песня “Дыхание” Рины Эсмаил, Фортепианное трио ре минор Г.Форе, Трио для фортепиано, скрипки и валторны И.Брамса.
Иоганнес Брамс сочинил огромное количество камерной музыки, но валторну он использовал только в одном — в Трио для фортепиано, скрипки и валторны. Конечно, ансамбль Trillum, в котором валторна занимает центральное место, не мог пройти мимо этого произведения. Мы услышим также одно из последних сочинений Густава Форе — его пронзительное ре минорное Фортепианное трио. Концерт откроет песня “Дыхание” артиста-резидента Los Angeles Master Chorale, композитора Рины Эсмаил. Сочинение наполнено элементами североиндийской классической музыки.
20 и 22 июня, 7.30 pm; 21 июня, 1.30 pm; 23 июня, 3.00 pm. В программе ЧСО: песня для оркестра “Молитва” израильского композитора Цви Авни, Фортепианный концерт М.Бейтса (первое исполнение ЧСО, солист — Даниил Трифонов), Шестая (“Патетическая”) симфония П.Чайковского. Дирижер — главный дирижер Роттердамского филармонического и музыкальный руководитель Израильского филармонического оркестров Лахав Шани.
Мэйсон Бейтс родился в 1977 году. Вырос в Ричмонде (штат Вирджиния). Учился в Колумбийском университете и Джульярдской школе, в университете Беркли. С 2010 по 2015 годы — композитор-резидент ЧСО. Организатор Фестиваля современной электронной музыки “MercurySoul”. В эти годы мы слышали почти все новые сочинения Бейтса, многие из которых были написаны по заказу ЧСО. Бейтс — лауреат премии “Грэмми”-2019 за лучшую оперную запись года (опера “The (R)evolution of Steve Jobs”, премьера состоялась в Опере Санта-Фе в 2017 году). Фортепианный концерт написан Бейтсом по заказу Филадельфийского и Сан-Францисского симфонических оркестров для Даниила Трифонова — артиста-резидента ЧСО с сезона 2024-25 годов. Премьера концерта состоялась в Филадельфии 14 января 2022 года. Филадельфийским симфоническим оркестром дирижировал Янник Незе-Сегин. Солировал Даниил Трифонов.
Маэстро Лахав Шани родился в Тель-Авиве в 1989 году. Музыка звучала в доме с рождения, отец Лахава — дирижер Михаэль Шани. С шести лет Лахав учился игре на фортепиано, потом пришла очередь контрабаса. Выпускник Берлинской высшей школы музыки. Выступал как пианист и контрабасист. После победы на Международном конкурсе дирижеров имени Г.Малера в 2013 году остановился на дирижировании. Его карьера была стремительна. В июне 2016 года Шани дебютировал с Роттердамским филармоническим оркестром, а спустя два месяца оркестр выбрал его в качестве своего нового главного дирижера. Контракт начался с сезона 2017-18 годов. В марте 2020 года оркестр объявил о продлении контракта до августа 2026 года. С сезона 2020-21 годов, после сорока двух лет правления Зубина Меты, Шани возглавил Израильский филармонический оркестр. Шани выступал в фортепианных дуэтах с Юджи Ванг и Мартой Аргерих, играл в секции контрабасов оркестра “Западно-восточный диван” под управлением Д.Баренбойма. Долгие годы жил в Берлине, с 2020 года в Тель-Авиве. Дебют с ЧСО состоялся у него в феврале 2023 года с программой, посвященной стопятидесятилетию со дня рождения С.Рахманинова.
За 75 минут до начала концертов на втором этаже Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Стивена Олтопа об исполняемых произведениях.
27-29 июня, 7.30 pm; 30 июня, 3.00 pm. В серии “CSO at the Movies” мы обычно смотрим кино и слушаем музыку. Заключительный в этом сезоне концерт серии необычный. Он называется “Hisaishi Conducts Hisaishi”. В программе: Вторая симфония Дзе Хисаиси и его музыка к фильму “Принцесса Мононоке” (“Princess Mononoke”, 1997) Хаяо Миядзаки. ЧСО дирижирует композитор. За 75 минут до начала концертов на втором этаже Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Карла Грапентайна об исполняемых произведениях.
С 12 июля по 18 августа ЧСО можно услышать на Музыкальном фестивале Равиния. В планах — шестнадцать концертов с шестнадцатью разными программами. В сентябре ЧСО возвращается в Симфонический центр. Открытие нового, 132-го сезона — 19 сентября, традиционный ежегодный Симфонический бал — 21 сентября. Обо всем этом и многом другом я расскажу в будущих выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Абонементы на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов, а также одиночные билеты на концерты этого сезона — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу летом.