15 декабря, 7.30 pm; 16 декабря, 1.30 pm; 17 декабря, 8.00 pm; 18 декабря, 3.00 pm. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО): симфоническое скерцо “Ученик чародея” П.Дюка, Концерт для органа, литавр и струнного оркестра Ф.Пуленка, Третья (Органная) симфония К.Сен-Санса (соло на органе — К.Карпентер).
Сочинение “Ученик чародея” французского композитора Поля Дюка датируется 1897 годом. Эта музыка звучит в знаменитом анимационном фильме Уолта Диснея “Фантазия” (“Fantasia”, 1940).
Органная симфония — крупнейшее инструментальное сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса. Симфония посвящена памяти Ф.Листа.
В конце XIX века в Париже появился орган, и композиторы принялись писать сочинения, в которых орган выполнял бы роль оркестрового инструмента. Известны органные симфонии С.Франка, Ш.-М.Видора, Л.В.Жюль Верна (не писателя!), М.Дюпре, Ш.Турнемира. Сен-Санс не просто досконально знал возможности органа. Долгие годы композитор служил органистом. Сначала — в парижском храме Сен-Мерри, потом — на другой стороне Сены, в храме святой Магдалины. Свою Органную симфонию он сочинил по заказу Лондонского филармонического общества. Первое исполнение Симфонии состоялось в Лондоне 19 мая 1886 года. За дирижерским пультом стоял композитор. Успех сочинения был огромен. Парижская премьера прошла 9 января 1887 года. Выходя из зала, взволнованный Шарль Гуно, показывая на Сен-Санса, громко произнес: “Вот французский Бетховен”.
С Органной симфонией в Чикаго дебютирует американский органист и композитор Кэмерон Карпентер — первый в мире органист, чей сольный альбом был номинирован на премию “Грэмми”. Речь идет об альбоме “Revolutionary” с музыкой Ф.Шопена, И.С.Баха, М.Дюпре, Ф.Листа, В.Горовица, Грейнджера, Д.Эллингтона и пьесой самого Карпентера “Love Song No. 1” (2008 год, студия Telarc). В 2014 году Карпентер прославился еще раз, создав единственный в мире личный концертный орган.
В магазине на первом этаже Симфонического центра продается последний (на сегодняшний день) альбом Карпентера, записанный в 2019 году на студии Sony Classical. Среди произведений — Рапсодия на тему Паганини С.Рахманинова в аранжировке Карпентера и Концерт для органа, литавр и струнного оркестра Ф.Пуленка.
Николая Шепс-Цнайдера смело можно назвать “гражданином мира”. Его отец — руководитель рок-ансамбля — родился в польском городе Лодзь, мать-пианистка родом из Дании, куда ее родители переехали из Польши накануне Второй мировой войны. Позднее отец эмигрировал в Израиль. Шепс-Цнайдер родился в Копенгагене в 1975 году, у него два гражданства: Дании и Израиля. Учился в Датской королевской академии музыки (класс Милана Витека), Джульярдской школе (класс Дорати Дилей) и Венской консерватории (класс профессора Бориса Кушнира). Николай вспоминает: “Мою учебу и выступления можно разделить на две части — до и после Кушнира. Когда я попал к нему, мне было восемнадцать, и у меня уже было определенное отношение к музыке. Я был счастливый, удачливый и довольно наивный парень, но у меня не было настоящего концертного опыта, а Кушнир дал мне все нужные знания. Наши занятия вначале носили литературный характер. Мы изучали скрипичную литературу, и постепенно это изменило мой стиль игры”.
В 1992 году в возрасте семнадцати лет Николай завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена, но настоящий успех пришел к нему после Золотой медали на конкурсе королевы Елизаветы в 1997 году. С этого времени начинается напряженная концертная жизнь музыканта. Он регулярно играет с лучшими симфоническими оркестрами мира. С ЧСО впервые выступил в ноябре 2000 года. К этому времени относится начало его плодотворного сотрудничества с Даниэлем Баренбоймом, которое продолжается и сегодня. Именно Баренбойм убедил Шепс-Цнайдера сыграть Первый концерт для скрипки с оркестром Кароля Шимановского, именно он буквально заставил скрипача включить в свой репертуар скрипичный концерт Арнольда Шенберга, сказав: “Ты должен сыграть этот концерт”. Баренбойм постоянно побуждает скрипача к открытию новых имен, постижению новых произведений. Например, они вместе работали над Камерным концертом Альбана Берга для скрипки, фортепиано и струнных.
Звук уникальной скрипки Гварнери дель Джезу 1741 года (инструмент был предоставлен Датским Королевским театром, ранее скрипка принадлежала Фрицу Крейслеру) Шепс-Цнайдера я слышал часто. Последний раз — в сентябре 2017 года — в венском Музикферайне. Он солировал в Первом скрипичном концерте соль минор Макса Бруха. Дрезденской Штаатскапеллой дирижировал музыкальный руководитель Кристиан Тилеман. В качестве дирижера я впервые услышал музыканта в октябре 2021 года. ЧСО под его руководством исполнил пьесу “Ночь и любовь” А.Ольмес, Первый виолончельный концерт К.Сен-Санса (солист — Джон Шарп) и Вторую симфонию Р.Шумана. С 2020 года Шепс-Цнайдер занимает пост музыкального руководителя Национального симфонического оркестра Лиона.
Обязательным атрибутом симфонических залов мирового уровня является первоклассный орган. В этом плане Чикагский симфонический центр с одним из лучших в мире органов выдерживает конкуренцию. Орган называется Casavant Frères Opus 3765. “Это прекрасный инструмент”, — сказал об органе обладатель премии “Грэмми” американский органист Пол Джейкобс, много раз выступавший солистом в концертах ЧСО.
Первый чикагский орган был установлен в Симфоническом центре в 1905 году, спустя год после открытия зала. Он был сконструирован чикагской фирмой Lyon & Healy, известной ныне своими арфами мирового класса. Самый большой орган, созданный этой фирмой, находится сегодня в Базилике скорбящей богоматери (3121 W. Jackson Blvd). Что касается органа Симфонического центра, то он был перестроен компанией Frank J. Sauter and Sons в 1946 году и использовался до 1967 года. После его повреждения использовался электронный орган, а в 1981 году фирма М.П. Möller Inc. установила новый 74-рядный орган. В рамках начавшейся в 1995 году реконструкции Симфонического центра орган был снят и перевезен для ремонта в фирму Casavant Frères (Квебек, Канада) — одну из самых уважаемых в мире фирм по производству органов. Компания переработала и расширила инструмент, в результате чего у него стало 44 регистра и 3414 труб, включая деревянную контрабасовую трубу высотой шестнадцать футов. Инструмент был установлен в Симфоническом центре в 1998 году и первый раз прозвучал 18 февраля 1999 года. Проект реконструкции стоимостью 110 миллионов долларов был завершен удачно. (В моей заметке использованы материалы статей журналиста Кайла Макмиллана.)
За 75 минут перед началом концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.