“Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой) Жанин Тезори. Премьера Лирик-оперы. Совместная постановка Лирик-оперы, фестиваля “Глиммергласс” и Вашингтонской национальной оперы. Дирижер — Джозеф Янг (дебют). Режиссер — Тезвелл Томпсон (дебют). В главных партиях: Кеннетт Келлогг (Отец, дебют), Зое Римс (Мать), Норман Гарретт (Преподобный). 16 ноября — 1 декабря 2024 года.
После Бетховена и Моцарта Лирик-опера приглашает нас на чикагскую премьеру оперы двукратного лауреата премии “Тони” Жанин Тезори “Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой). В центре сюжета — афроамериканская семья в Гарлеме. После трагической гибели сына мать и отец-полицейский вспоминают прошлое, оплакивают настоящее, задумываются о будущем…
Мировая премьера оперы состоялась на фестивале “Глиммергласс” (штат Нью-Йорк) летом 2019 года. С творчеством Жанин Тезори любители музыки в Чикаго должны были познакомиться в июне 2020 года. Чикагская премьера “Голубой униформы” планировалась именно тогда. Увы, планам помешала пандемия, и премьера отложилась на четыре года.
В спектакле состоится чикагский дебют американского баса Кеннетта Келлогга. Роль Отца была написана специально для него, и он, за единственным исключением, выступал во всех постановках. Келлогг — выпускник Adler Fellowship Program при Опере Сан-Франциско и Domingo Cafritz Emerging Artist Program при Вашингтонской национальной опере. Разносторонний репертуар певца варьируется от “Дон Жуана” Моцарта и “Ариоданте” Генделя до “Чемпиона” Теренса Бланшара и “Летнего короля” Дэна Соненберга. Вот что говорит Келлогг о работе в “Голубой униформе”: “Каждый раз, когда я выхожу на сцену, я приношу с собой свой жизненный опыт. Когда я впервые стал работать над этой оперой, я был молодым отцом и жил во многом темами, о которых говорит опера. Это были мои эмоции. Я думаю, что моя роль растет и развивается по мере того, как взрослеют мои дети… После пятой постановки я думал, что сказал все, что мог сказать этой ролью. Я дошел до автоматизма, моя игра была похожа на воспоминания о роли, а не нечто новое. Но потом я стал находить новизну и свежесть в работе с новыми партнерами. Их игра привносит в мою роль новую энергию… Я надеюсь, что зрители в Чикаго отправятся в эмоциональное путешествие вместе с “нашей” семьей и смогут увидеть в наших персонажах что-то из своей жизни”.
23 сентября в Метрополитен-опере состоялась премьера еще одной оперы Тезори — “На земле” (“Grounded”, оперный критик Вадим Журавлев предложил другое название — “Крушение”). Спектакль, созданный по мотивам одноименной пьесы Джорджа Брента, поставил Майкл Майер, дирижировал музыкальный руководитель МЕТ Янник Незе-Сеген. Совместная постановка МЕТ и Вашингтонской национальной оперы рассказывала о летчице-военном пилоте Джесс (Эмили Д’Анджело), незапланированная беременность которой оказалась причиной отстранения от работы. Облетев половину мира, она “приземлилась” в Лас-Вегасе и теперь управляет дроном. Джесс — девушка с характером. Она пытается приспособиться к “новому способу ведения боя”, сохраняя здравомыслие и мудрость. Критики отмечали высокотехнологичность постановки, в которой использовались светодиодные экраны и даже — впервые на оперной сцене — летающий дрон.
Все знают, что Лирик-опера — театр консервативный, и премьеры новых опер проходят здесь нечасто. Тем не менее попытки такие были, и не раз. С 1999 по 2005 год артистическим директором Лирик-оперы был бывший глава вокального дивизиона могущественной компании Columbia Artists Management Мэтью Эпстайн. Именно с его именем связан знаменитый проект “Навстречу XXI веку”, в рамках которого на сцене театра были представлены десять европейских и десять американских опер XX века, по его инициативе в театре были показаны такие “некассовые” оперы, как “Партенопа” Г.Ф.Генделя и “Енуфа” Л.Яначека. Я помню прощальную пресс-конференцию Эпстайна 2005 года, на которой он сказал, как мне кажется, пророческие слова: “Мне кажется, мы находимся в очень опасном периоде культурного кризиса. Кризиса не только в опере, но и в симфонической музыке, танце, театре, но особенно в области классической музыки. Нам следует серьезно задуматься о положении культуры в Америке. Эта страна всегда имела две крайности — склонность к авангарду с одной стороны и весьма консервативный подход к искусству с другой. В настоящее время консервативный подход к музыке побеждает. Огромная часть публики хочет слушать только классические шедевры в исполнении лучших певцов. Это совершенно нездоровый культурный феномен, когда публика склонна думать, что существует лишь строго ограниченный список шедевров. Если это не Брамс, Бетховен, Мендельсон или Верди, то музыка заранее списывается со счета, она как бы априори не заслуживает внимания. Пожилая аудитория хочет слушать лишь то, что она знает”. Политикой Эпстайна в театре было как раз балансирование между старыми операми и открытием новой музыки. Процитирую еще одно его высказывание: “Для меня постановка, которая повышает давление, дороже той, что клонит ко сну. Храп зрителя — худшее, что есть в опере. Если в момент спектакля вам скучно и вы хотите быть где-нибудь в другом месте, значит, это плохое искусство. Если же вы взволнованы и полны эмоций, значит, это искусство вас по-настоящему трогает. Такое искусство — настоящее”. О том же спустя десять лет после Эпстайна говорил мне бывший генеральный директор театра Энтони Фрейд: “Создание новых произведений — фундаментальная часть работы крупной оперной компании. Аудитория должна доверять оперному театру. Утопия — когда зрители больше принимают новое произведение, чем то, которое они знают наизусть. Так не бывает. Но если аудитория доверяет театру, она пойдет на неизвестное произведение, открывая для себя новое имя. Это улучшает “культурный сервис”, который мы предоставляем нашей аудитории, и тем самым укрепляет основы нашего театра. Разнообразие репертуара — необходимое условие любого оперного театра”.
При Фрейде была создана программа “Lyric Unlimited”, в рамках которой театр представлял новые оперы. Среди них — “Вторая натура” Мэтью Окина, мариачи-опера “Прошлое не закончено” (вторая испаноязычная опера в истории театра), клезмер-опера “Недвижимость” польского композитора Влада Мархулеца.
В декабре 2015 года в Лирик-опере с огромным успехом прошла мировая премьера оперы “Бельканто” Джимми Лопеса Беллидо. Она стала седьмой оперой, написанной специально для чикагского театра с 1961 года и первой после оперы Уильяма Болкома “Свадьба” в 2004 году.
Дальше — больше. В сезоне 2022-23 годов в Лирик-опере состоялись сразу три мировые премьеры. Спектакль назывался “Близость” (“Proximity”. A trio of new American operas”). Композиторы — крупнейшие фигуры современной музыкальной жизни. Мы услышали одноактные оперы “Ходоки” (“The Walkers”) Даниэля Бернара Рамейна по либретто Анны Девер Смит, “Четыре портрета” (“Four Portraits”) Кэролин Шоу по либретто Кэролин Шоу и Джоселин Кларк, “Ночь” (“Night”) лауреата Пулитцеровской премии Джона Лютера Адамса (не путайте с другим Джоном Адамсом, автором оперы “Доктор Атомик”) по либретто Джона Адамса и Джона Хайнса.
Наконец, в прошлом сезоне в Лирик-опере показали “джазовую” оперу Терренса Бланчарда “Чемпион” — совместную постановку чикагского театра и Метрополитен-оперы.
Показ оперы “Голубая униформа” в Чикаго стал возможен благодаря поддержке Pritzker Traubert Foundation, The Joyce Foundation и Conagra Brands Foundation.
Парад новых опер продолжится в марте-апреле 2025 года, когда в Лирик-опере состоится чикагская премьера оперы “Слушатели” (“The Listeners”) бывшего композитора-резидента Чикагского симфонического оркестра Мисси Маццоли по либретто Ройса Ваврека. Совместная постановка Лирик-оперы, Норвежской национальной оперы и Оперы Филадельфии. Дирижер — Энрике Маццола. Режиссер — Лилеана Блейн-Круз.
Любителей бессмертной классики я попрошу не волноваться. Классика, конечно, остается в Лирик-опере, да еще в исполнении ведущих солистов мирового музыкального театра. В феврале Сондра Радвановски возвращается в Лирик-оперу с концертом “Героини опер Пуччини” (“Sondra Radvanovsky in Concert: The Puccini Heroines”). В программе: арии из всех двенадцати опер Джакомо Пуччини. А в марте-апреле в театре снова идет бессмертная “Богема” Пуччини в новой для Чикаго постановке оперных театров Лос-Анджелеса и Далласа. Дирижер — Джордан де Суза. Режиссер — Мелани Бакалинг (дебют). В главных партиях: Айлин Перес (Мими), Пене Пати (Рудольф, дебют молодого тенора из Самоа), Габриелла Рейс (Мюзетта), Уилл Ливерман (Марсель).
Nota bene! Билеты на оперу “Голубая униформа”, а также абонементы и одиночные билеты на все спектакли Лирик-оперы Чикаго — по телефону 312-827-5600, на сайте www.lyricopera.org или в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.