Продолжается сезон Балета Джоффри (The Joffrey Ballet) 2021-22 годов. Новая программа объединяет мировую премьеру и одноактную композицию классика мирового балета. Сначала – о премьере.
“О мышах и людях” по мотивам одноименного романа Джона Стейнбека на музыку американского композитора Томаса Ньюмана – первая оригинальная постановка британского хореографа Кэти Марстон для Балета Джоффри. До этого в сезоне 2019-20 годов в театре шел ее балет “Джейн Эйр”. С 2007 по 2013 годы Кэти Марстон являлась руководительницей Бернского балета. Она говорит: “Роман Стейнбека был написан во время Великой депрессии, и прямо сейчас мы тоже переживаем своего рода депрессию. Это трудное время, и чтобы преодолеть его, нужно опираться на дружбу. Я смотрела видео об опере по мотивам романа. В этом видео Стейнбек советует композитору, что оперу не нужно привязывать к определенному времени. Я думаю, автор хотел показать, что история эта вне времени. Я так и подходила к постановке балета”.
Томас Ньюман – один из самых интересных современных кино– и телевизионных композиторов. Он написал музыку к более чем пятидесяти кинофильмам, среди которых “Красота по-американски” (“American Beauty”, 1999), “Проклятый путь” (“Road to Perdition”, 2002), “В поисках Немо” (“Finding Nemo”, 2003), “ВАЛЛ-И” (“Wall-E”, 2008), “Маленькие женщины” (“Little Women”, 2019). За свои работы в Голливуде Томас Ньюман пятнадцать раз номинировался на премию “Оскар”. В его активе – шесть премий “Грэмми” и премия “Эмми”. “О мышах и людях” – первое сочинение Ньюмана, написанное специально для балетного спектакля.
До мировой премьеры мы увидим “Серенаду” на музыку П.Чайковского – первый балет, созданный в Америке Джорджем Баланчиным. После смерти Дягилева Баланчин ездил по Европе, ставя балеты то в Лондоне, то в Копенгагене, то в Монте-Карло. Но это все было временно. Баланчин мечтал о своей труппе, своем балетном театре. И здесь ему на помощь пришел знаменитый балетный импресарио Линкольн Кирстайн. Он предложил Баланчину создать в Нью-Йорке балетную труппу – предложение, от которого танцовщик не смог отказаться. Так в 1933 году Баланчин оказался в США. Но даже с деньгами Кирстайна балетный театр возник не сразу. Вначале была Школа Американского балета, со студентами которой Баланчин поставил балет “Серенада” (1934 год) на музыку П.Чайковского. Премьера балета состоялась во дворе дома друга Кирстайна Эдварда Ворбурга… Как известно, Баланчин отрицал сюжет. Он говорил, что главное в балете – музыка и движения: “Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика – его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций – смена света. Танец выражает все с помощью только лишь музыки”. “Серенада” – визитная карточка Баланчина. Балет аккумулирует в себе все лучшее, что есть в его хореографии. Перед нами – урок сценической техники, использующий события на репетициях как основу для хореографии. Один студент упал, и Баланчин включил его падение в балет. На другой день студентка опоздала на репетицию, и это тоже стало частью спектакля. Впоследствии Баланчин несколько раз переделывал балет, прежде чем остановился на его нынешней версии. В балете – четыре части: Сонатина, Вальс, Русский танец, Элегия. Балетом Джоффри “Серенада” исполняется впервые. 27 апреля – 8 мая 2022 года, десять представлений.
Недавно был объявлен шестьдесят седьмой сезон Балета Джоффри 2022-23 годов. Коротко – о программах нового сезона.
“Beyond Borders”. В программе: Сюита на музыку К.Сен-Санса в хореографии одного из создателей Балета Джоффри Джеральда Арпино; мировая премьера композиции Шанель Дасильвы на музыку Кристины Спиней; композиция “Vespertine” в хореографии Лайама Скарлетта на музыку Бьярте Айке, Джона Доуланда, Арканджело Корелли, Франческо Геминиани.
Шанель Дасильва дебютировала в Балете Джоффри в 2021 году с композицией “Swing Low”.
Сделанная в стиле эпохи барокко композиция “Vespertine” – одна из самых известных в творчестве британского танцовщика и хореографа, артиста Английского королевского балета (The Royal Ballet) Лайама Скарлетта. В 2019 году он был отстранен от всех проектов в связи с обвинениями в сексуальных домогательствах. 15 апреля 2021 года Королевский театр Дании отменил его спектакль “Франкенштейн” из-за, как было сказано, “неподобающего поведения хореографа в 2018 и 2019 годах”. На следующий день – 16 апреля 2021 года – Скарлетт был найден мертвым в своей квартире. Ему было тридцать пять лет. Его друзья Алексей Ратманский и Дмитрий Черняков назвали происшедшее самоубийством. Позднее их версия была подтверждена.
12-23 октября 2022 года, десять представлений.
“Щелкунчик“ П.Чайковского. Какой Новый год без волшебной классики! Балет Джоффри в очередной раз повторяет спектакль в хореографии лауреата премий “Тони“ и “Benois de la Danse” (неофициальное название премии – “балетный “Оскар”), британского балетмейстера Кристофера Уилдона. 3-27 декабря 2022 года, двадцать пять представлений.
“Анна Каренина” на музыку Ильи Демуцкого в хореографии Юрия Посохова. Возобновление спектакля сезона 2018-19 годов. Первая в истории совместная постановка Балета Джоффри и Австралийского балета. Сценический дизайн – лауреат премии “Эмми” Том Пай, дизайнер по свету – Дэвид Финн (он работал с Мартином Скорсезе на фильме “Эпоха невинности”, “The Age of Innocence”, 1993). Российский композитор Илья Демуцкий знаком нам по музыке к фильму Кирилла Серебренникова “Ученик” (“The Student”), за которую был удостоен премии Европейской киноакадемии и получил звание “Лучший кинокомпозитор Европы 2016 года”. Демуцкий – автор балетов “Герой нашего времени” и “Нуреев” (режиссер обоих балетов – Кирилл Серебренников, хореограф – Юрий Посохов), премьеры состоялись на сцене Большого театра соответственно в 2015 и 2017 годах. За балет “Герой нашего времени” Демуцкий в 2016 году получил премию “Золотая маска”. По заказу Балета Сан-Франциско Демуцкий сочинил балет “Оптимистическая трагедия”. Премьера состоялась в январе 2017 года.
Последняя премьера Демуцкого – Концерт для скрипки с оркестром (2022 год). Произведение написано для Вадима Репина.
Спектакль “Анна Каренина” – лауреат международной премии “Oscars of Dance” Benois de la Danse за лучшую хореографию (2019 год). 15-26 февраля 2023 года, десять представлений.
“Русалка” (“The Little Mermaid”) по сказке Г.Х.Андерсена на музыку Леры Ауэрбах в хореографии руководителя Гамбургского балета Джона Ноймайера. Премьера в Чикаго.
Лера Ауэрбах родилась в 1973 году в Челябинске. В возрасте шести лет впервые появилась перед публикой как пианистка, два года спустя выступила вместе с оркестром, в возрасте двенадцати лет сочинила свою первую оперу. Участвовала в международных фортепианных конкурсах, получила множество призов. В 1991 году во время гастролей в США приняла решение не возвращаться в СССР. Училась по классу композиции и фортепиано в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке, изучала литературу в Колумбийском университете. Закончила Музыкальную академию в Ганновере. А еще Лера Ауэрбах пишет стихи. Однажды в Нью-Йорке после поэтического вечера Сергея Юрского она подошла к артисту и вручила ему книгу своих стихов. Юрский сказал: “Стихи были необычные. Не просто хорошие – таких сейчас немало – это были стихи мудрые и ясные, стихи человека, много знающего, много думающего и пришедшего к твердым убеждениям”. В течение многих лет Юрский читал на своих вечерах стихи Леры, включал их в свои спектакли. Лера была бесконечно благодарна ему за это: “Юрский – важная ниточка, связывающая меня с Россией”. Лера Ауэрбах живет в Лондоне. Ее произведения мы слышали в исполнении скрипача Вадима Глузмана. Так, в июне 2016 года на Шестом международном музыкальном фестивале камерной музыки (North Shore Chamber Music Festival) прозвучала Вторая соната для скрипки и фортепиано “11 сентября” (Вадим Глузман, скрипка; Анжела Иоффе, фортепиано). Глузман принимал участие в премьере балета Ноймайера “Двадцать четыре прелюдии” на музыку Леры Ауэрбах в Гамбургской опере. В беседе со мной Вадим Глузман назвал Леру “совершенно феноменальным дарованием”: “Она написала для меня много произведений, я много записывал и буду записывать ее музыку”. 19-30 апреля 2023 года, десять представлений.
9-10 июля в помещении Navy Pier Lake Stage пройдет мировая премьера композиции “Rita Finds Home” в хореографии Amy Hall Garner – совместная постановка Балета Джоффри и Балета Майами. 10-12 ноября состоятся совместные выступления Балета Джоффри и Чикагского симфонического оркестра. В программе: мировая премьера балета Кэти Марстон на музыку “Зигфрид-идиллии” Р.Вагнера и мировая премьера композиции (пока она не имеет названия) Аннабель Лопес Очоа на музыку Сюиты из оперы “Платея” Ж.Ф.Рамо. Дирижер – Гарри Бикет.
На 20 и 21 января 2023 года намечены гастроли Балета Джоффри в Миннеаполисе. В программе – спектакль “О мышах и людях”.
17-19 марта 2023 года в помещении Музея современного искусства пройдет хореографический конкурс Joffrey’s Winning Works Choreographic Competition.
Балет Джоффри был основан в 1956 году хореографами Робертом Джоффри и Джеральдом Арпино. Художественный руководитель труппы – Эшли Уитер. Президент и председатель совета директоров – Грег Камерон.
Все спектакли этого и следующего сезонов пройдут под сопровождение оркестра Лирик-оперы. Дирижер – музыкальный руководитель балетной труппы Скотт Спек.
Nota bene! Все спектакли Балета Джоффри пройдут в помещении Lyric Opera House по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Билеты на спектакли сезона 2021-22 годов и абонементы на спектакли сезона 2022-23 годов – на сайте www.joffrey.org, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet, Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), телефону 312-386-8905, факсу 312-739-0119 или электронной почте subscriptions@joffrey.org. Об истории и сегодняшнем дне Балета Джоффри читайте на сайте компании www.joffrey.org. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящих спектаклях.