С 20 по 23 марта в Чикаго состоятся гастроли Нью-Йоркского городского балета (New York City Ballet, NYCB). Мы увидим две программы и специальный концерт в день открытия гастролей.
20 марта, 6.00 pm. Открытие гастролей (An Evening with New York City Ballet). В программе: “Серенада” (“Serenade”) на музыку П.Чайковского в хореографии Джорджа Баланчина, “Литургия” (“Liturgy”) на музыку Арво Пярта в хореографии Кристофера Уилдона,, “Партита” (“Partita”) на музыку Кэролайн Шоу в хореографии Джастина Пека.
21 марта, 7.30 pm; 23 марта, 2.00 pm. Программа 1. “Работы мастеров: Баланчин и Роббинс” (“Masters at Work: Balanchine + Robbins”). В программе: “Серенада” Дж.Баланчина, “В ночи” (“In the Night”) на музыку Ф.Шопена в хореографии Джерома Роббинса, “Четыре темперамента” (“The Four Temperaments”) на музыку П.Хиндемита в хореографии Дж.Баланчина.
В первой программе театр покажет работы двух великих хореографов XX века Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса. Творчество Баланчина представлено романтической “Серенадой” и балетом “Четыре темперамента”, ставшим визитной карточкой театра. Балет создан на музыку Темы и четырех вариаций для струнного оркестра и фортепиано — сочинения Пауля Хиндемита 1940 года. Этим балетом вместе с оперой “Дитя и волшебство” М.Равеля 20 ноября 1946 года открылась компания “Балетное общество” — прямой предшественник нынешнего театра. (Об этом — ниже.)
Премьера в Нью-Йоркском городском балете состоялась 25 октября 1948 года.
В книге Соломона Волкова “Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным” я нашел любопытный фрагмент, касающийся балета “Четыре темперамента”. Баланчин рассказывает о том, как вместо портсигара он выбрал музыку: “Помню, я работал на Бродвее, у меня водились кое-какие деньжонки. Дело было, кажется, в 1940 году. После всяких трат у меня еще осталось пятьсот долларов. Я думал: что мне на эти деньги сделать — купить портсигар какой-нибудь необыкновенный, что ли? А потом решил: ах! попрошу Хиндемита написать для меня что-нибудь… Я спросил Хиндемита: “У меня есть пятьсот долларов, можете написать для меня что-нибудь?” Хиндемит говорит: “А что вы хотите?” Я объяснил — что-нибудь для рояля со струнными. Хиндемит мне отвечает: “Хорошо, у меня есть сейчас время, с удовольствием сделаю что-нибудь”. Дал ему деньги. А через месяц он мне звонит, что готово, он сочинил тему с вариациями. Называется “Четыре темперамента”. Я созвал знакомых музыкантов — помню, Натан Мильштейн пришел, виолончелистка Рая Гарбузова, на альте играл Леон Барзан. Выпили, закусили, а потом музыканты сыграли Хиндемита — великолепно, профессионально сыграли. Хиндемит мне, помню, сказал (это было уже позднее): “Если желаете, можете эту штуку использовать для балета. Но я не хочу, чтобы “Четыре темперамента” играли сейчас в концертах. Потому что сейчас я пишу в другом стиле”. Он тогда, кажется, писал свой фортепианный цикл “Ludus tonalis”. Я поставил “Четыре темперамента” в балете. Но интересно то, что сейчас эту вещь Хиндемита часто играют в концертах. И даже записывают на пластинки. Потому что он написал качественную музыку, хоть и на заказ. Это и называется — профессионализм”. В книге “Сто один рассказ о большом балете” Баланчин писал: “Балет представляет собой выражение в танце и музыке четырех различных темпераментов: меланхолика, сангвиника, флегматика, холерика. Каждый из нас обладает признаками всех четырех. Все зависит от того, какой из них доминирует”. Понимание греческой и средневековой философий теории темпераментов было отправной точкой для композитора и хореографа.
Многолетний хореограф Нью-Йоркского городского балета Джером Роббинс родился в семье еврейских эмигрантов Рабиновичей, и, как многие еврейские дети, учился играть на скрипке, а потом неожиданно проявил способности в танце. В результате он сделал потрясающую карьеру и заложил, наряду с Баланчиным, основы классического балета в США. Его первым балетом в 1944 году был спектакль “Матросы на берегу” на музыку Леонарда Бернстайна. В том же году для Бродвея он переделал балет в мюзикл и поменял название на “Увольнение в город”. В 1956 году Роббинс поставил балет “Концерт”.
В балете “В ночи” Роббинс демонстрирует увлечение фортепианной музыкой (три Ноктюрна) Фредерика Шопена. Сюжет фокусируется на трех группах влюбленных — от невинных до порывистых и страстных, — которые встречаются под полуночным небом. Премьера состоялась 29 января 1970 года в Нью-Йоркском городском балете.
22 марта, 7.30 pm; 23 марта, 7.30 pm. Программа 2. “Работы хореографов XXI века” (“21st Century Choreography”). В программе: “Партита” Дж.Пека, “Литургия” К.Уилдона, “Gustave le Gray No. 1” на музыку К.Шоу в хореографии Пэм Тановиц, “Любовное письмо (в случайном порядке)” (“Love Letter (on shuffle)”) на музыку Джеймса Блейка в хореографии Кайла Абрахама.
Творчество хореографов XXI века представлено работами Джастина Пека, Кристофера Уилдона, Пэм Тановиц, Кайла Абрахама. Самое знакомое для нас имя в этом списке — британский хореограф Кристофер Уилдон. Всю жизнь он связан с балетной труппой Ковент-Гарден. С одиннадцати до восемнадцати лет учился в Школе при Ковент-Гарден, с 1991 по 1993 год танцевал в труппе театра, затем неоднократно (с 1996 года) возвращался на эту сцену в качестве балетмейстера, в настоящее время является членом труппы лондонского театра. В 2011 году Уилдон поставил в Ковент-Гарден балет “Приключения Алисы в стране чудес” на музыку Джоби Талбота.
В 2012 году в Ковент-Гарден на вечере одноактных балетов мне посчастливилось посмотреть композицию Уилдона “Aeternum” на музыку Б.Бриттена. Название можно перевести как “Навечно” или “Навсегда”. (Уилдон любит латинские названия.)
Балет получился под стать музыке: напряженным, эмоциональным, нервным. В балете царствовала Смерть. Люди не властны сопротивляться неизбежному и изменить судьбу — говорил своим балетом Уилдон.
В Чикаго работы Уилдона хорошо известны. Именно ему принадлежит новая версия “Лебединого озера”, поставленная в Балете Джоффри осенью 2015 года. В феврале 2017 года Уилдон поставил для Балета Джоффри “Рай дураков” (“Fool’s Paradise”) — первый балет созданной Уилдоном компании Morphoses. В хореографии Уилдона с 2016 года мы смотрим “Щелкунчика” в Балете Джоффри.
Бродвейский дебют Уилдона состоялся в 2015 году с мюзиклом Джорджа и Айры Гершвинов “Американец в Париже”. Летом 2017 года мы видели его в Чикаго.
Композиция “Литургия” создана на музыку замечательного эстонского композитора Арво Пярта. Мы увидим созерцательное па-де-де, которое начинается тихо, спокойно и нарастает по мере того, как два танцора “играют” друг с другом со все возрастающей интенсивностью. Премьера композиции состоялась 31 мая 2023 года в Нью-Йоркском городском балете.
Кайл Абрахам — еще один известный американский танцор и хореограф. В 2006 году в Нью-Йорке создал компанию A.I.M. by Kyle Abraham. Сотрудничает со многими танцевальными труппами, среди которых — Американский театр танца Алвина Эйли и Hubbard Street Dance Chicago (далее — HSDC). Для чикагской труппы в 2018 году он поставил композицию “The Runaway”. Сотрудничество продолжится весной этого года. В рамках весенней серии HSDC “Радости” (“Of Joy”) мы увидим композицию Абрахама “Show Pony”.
“Любовное письмо (в случайном порядке)” — четвертая работа Абрахама в Нью-Йоркском городском балете. Композиция создана на музыку британского певца и композитора Джеймса Блейка. В композиции участвуют шестнадцать танцоров. Они исполняют феноменальные трюки на стыке классического и современного танцев. Дизайн костюмов создан модельером Гилсом Диконом. Премьера композиции состоялась 28 сентября 2022 года в рамках 2022 Fall Fashion Gala.
Наименее известное имя в четверке — Пэм Тановиц. Американская танцовщица и хореограф, она является создательницей и руководительницей гастролирующей труппы Pam Tanovitz Dance. Ее композиции ставились в Martha Graham Dance Company, Paul Taylor Dance Company и других театрах современного танца в США.
Композиция “Gustave le Gray No. 1” создана на музыку Кэролайн Шоу специально для проекта “Ballet Across America”. В композиции участвуют четыре танцора и пианист, который продолжает играть, даже когда танцоры перемещают пианино и музыканта с одной стороны сцены на другую. Премьера состоялась 31 мая 2019 года в Кеннеди-центре (Вашингтон). Первыми исполнителями стали Городской балет Майами и Танцевальный театр Гарлема.
Мне уже приходилось писать о хореографе Джастине Пеке. Газета New York Times прямо назвала его самым выдающимся американским хореографом США, а журнал New Yorker советует идти в Нью-Йоркский городской балет только для того, чтобы увидеть его спектакли. Пек родился в 1989 году в Калифорнии, в городе Сан-Диего. Учился в Школе американского балета при Нью-Йоркском городском балете, где среди педагогов был тогдашний художественный руководитель театра Петер Мартинс. Сам Мартинс и пригласил Пека в труппу. Сначала — в октябре 2006 года — стажером, потом, в июне 2007 — артистом кордебалета. С этого времени танцовщик выступал в спектаклях Баланчина, Роббинса, Мартинса, Ратманского, Уилдона и Мильпье. С 2009 года — с двадцати лет — Пек занимается хореографией. (Замечу, что среди танцовщиков Нью-Йоркского балета это не редкость. Именно так в хореографы вышли Уилдон и Мильпье.) Первые три работы для Нью-Йоркского городского балета датированы 2011 годом. Это “In Creases”, “Год кролика” (номинация на премию “Benois de la dance”) и “Paz de La Jolla”. Балет Пека “Родео: четыре танцевальных эпизода” получил Bessie Award. Пек готовит фотосессии для журналов “Vogue”, “Harpers Bazaar”, “Dujour”, “Nowness”. Отсюда — его слава в мире гламура. Пек — лауреат премии “Тони” за лучшую хореографию (мюзикл “Карусель”).
В Балете Джоффри в сезоне 2019-20 годов мы видели в хореографии Пека композицию “The Times Are Racing” на музыку Дэна Дейкона (четыре композиции из альбома “Америка” 2012 года). Название балета стало названием программы.
Композиция “Партита” создана на музыку получившего Пулитцеровскую премию акапельного сочинения Кэролайн Шоу “Партита для восьми голосов”. Композитор стала самой молодой обладательницей премии в истории. По словам Пека, создавая композицию, он черпал вдохновение в работах художницы Эвы Левитт, она же стала художником-постановщиком и автором сценического дизайна. В композиции участвуют восемь танцоров. Премьера состоялась 27 января 2022 года в Нью-Йоркском городском балете.
В двух из четырех композициях вечера звучит музыка Кэролайн Шоу. Она готовилась к карьере скрипачки, училась в университете Райса и Йельском университете, но потом решила заняться сочинительством. Окончила композиторскую программу в Принстонском университете. Нам творчество Кэролайн Шоу знакомо по опере “Четыре портрета” (“Four Portraits”), мировая премьера которой состоялась в Лирик-опере в сезоне 2022-23 годов.
Нью-Йоркский городской балет занимает особое место на балетной карте мира. Театр был основан легендарным танцовщиком и хореографом Георгием Баланчивадзе, ставшим известным во всем мире под именем Джордж Баланчин. Изменить имя танцовщику посоветовал основатель парижских “Русских сезонов” и труппы “Русский балет” Сергей Дягилев. Они нужны были друг другу: импресарио Дягилев предоставил Баланчину свободу творчества, финансовую независимость и громкое имя своей труппы; в ответ Баланчин продлил жизнь “Русского балета” Дягилева на пять лет. С 1924 по 1929 годы специально для этой компании он поставил девять балетов и несколько небольших номеров. После смерти Дягилева Баланчин ездил по Европе, ставя балеты то в Лондоне, то в Копенгагене, то в Монте-Карло. Но это все было временно. Баланчин мечтал о своей труппе, своем балетном театре. И здесь ему на помощь пришел еще один знаменитый балетный импресарио Линкольн Кирстайн. Он предложил Баланчину создать в Нью-Йорке балетную труппу — предложение, от которого танцовщик не смог отказаться. Так в 1933 году Баланчин оказался в США. Но даже с деньгами Кирстайна балетный театр возник не сразу. Вначале была Школа Американского балета. Со студентами Школы Баланчин поставил балет “Серенада” на музыку П.Чайковского. Премьера балета состоялась во дворе дома друга Кирстайна Эдварда Ворбурга. Три раза (с 1936 по 1940 годы) Баланчин собирал профессиональные балетные труппы, и три раза его подстерегала неудача. После окончания Второй мировой войны Баланчин на деньги Кирстайна создал новую труппу — “Балетное общество”. С 1948 года труппа выступала в Нью-Йоркском центре музыки и вскоре получила название “Нью-Йоркский городской балет”. Официальная дата рождения театра — 11 октября 1948 года. С этого времени и до конца жизни творчество Джорджа Баланчина неразрывно связано с Нью-Йоркским городским балетом. Вплоть до своей смерти в 1983 году он был бессменным художественным руководителем этого коллектива. После него театр возглавлял его ученик, танцовщик и хореограф Питер Мартинс. Сегодня художественный руководитель театра — Джонатан Стэффорд, заместитель руководителя — Венди Уилан.
Когда говорят, что Баланчин открыл Америке классический балет, имеется в виду, что впервые в Америке появился хореограф с великолепной классической балетной школой. При этом его постановки далеки от классики в привычном значении этого слова. Правильнее будет сказать, что Баланчин показал Америке возможности балета и расширил возможности классического танца. Его версия “Щелкунчика” П.Чайковского получила огромный успех и признание по всей стране, и вот уже более шестидесяти лет исполнение этого балета является такой же непременной рождественской традицией, как елка с игрушками и подарками.
Баланчин говорил: “Я не люблю ничего описывать словами. Мне легче показать”. Он поставил в Нью-Йоркском городском балете сто пятьдесят (из более чем четырехсот) спектаклей. Театр трепетно относится к наследию великого хореографа и регулярно показывает его балеты. Один из них мне удалось посмотреть во время поездки в Нью-Йорк в 2013 году. В программе “Черно-белый Баланчин” были четыре миниатюры Баланчина, созданные им специально для этой труппы.
В Нью-Йоркском городском балете очень сильная и ровная труппа: атлетичные солисты с сильными прыжками и легкие, грациозные женщины. В отличие от русских и европейских балетных театров (этуали в Парижском балете, балерины, премьеры, ведущие солисты в Большом театре), в Городском балете меньше иерархии. Вся труппа разбита на три части: ведущие танцоры, солисты и кордебалет. Большинство солистов составляют американские танцовщики.
Последний раз в Чикаго мы видели выступления Нью-Йоркского городского балета в 2006 году. Этой труппой открылась новая серия театра “Харрис” — “Harris Theater Presents”. Гастроли спустя восемнадцать лет пройдут в рамках юбилейного, семьдесят пятого сезона нью-йоркского театра.
Nota bene! Выступления Нью-Йоркского городского билета пройдут в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance). Билеты — по телефону 312-334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или по электронной почте info@harristheaterchicago.org. Адрес театра: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601.